ВРП России (Валовый региональный продукт). Региональный валовый продукт: структура, объем, расчет Что означает врп

систему показателей прогнозирования регионального развития; используются

Министерством финансов РФ для распределения фонда финансовой поддержки

территорий, включены в систему показателей эффективности деятельности органов

государственной власти субъектов РФ.

Расчет ВРП производится территориальными органами государственной статистики

в рамках внедрения элементов системы национальных счетов (далее - СНС) на

региональном уровне. СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и накопление. Основным макроэкономическим показателем, вокруг которого строится вся система, является валовой внутренний продукт (далее - ВВП) - на уровне страны, на уровне региона – ВРП. Методология расчета разработана Росстатом и является единой для всех регионов. Впервые ВРП был рассчитан за 1994 год.

Методология расчета ВВП и ВРП в основном совпадает, исключение составляют

лишь отдельные виды экономических операций, которые учитываются только по стране в

целом и включаются в ВВП. Так при расчете ВРП не учитывается добавленная стоимость,

создаваемая в результате мультирегиональной деятельности, а именно деятельности в

области обороны страны, услуг государственного управления и некоторых других услуг,

оказываемых обществу в целом за счет средств федерального бюджета. Поэтому сумма

ВРП всех субъектов РФ не равна ВВП.

Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической

деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Оценка

ВРП осуществляется на основе метода производства. Счет производства занимает

центральное место в СНС по многим параметрам и создает основу для всех остальных

экономических циклов: образования и распределения доходов, потребления, накопления.

Счет производства отражает создание добавленной стоимости и выглядит следующим

Расчет ВРП осуществляется по институциональным секторам экономики:

 сектор нефинансовых корпораций;

 сектор государственного управления;

 сектор домашних хозяйств;

 сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

 сектор финансовых корпораций.

Внутри каждого сектора расчет производится по видам экономической деятельности.

Сектор нефинансовых корпораций – это сектор производственных предприятий,

основной функцией которых является производство и реализация продукции и

нефинансовых услуг по ценам, возмещающим издержки производства.

Выпуск определяется как сумма выпусков по крупным, средним и малым

предприятиям с учетом досчета на экономическую деятельность, ненаблюдаемую 3

прямыми статистическими методами и корректировки на информацию из альтернативных

источников.

Основным информационным источником для расчета выпуска крупных и средних

предприятий являются данные структурного обследования по форме федерального

статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности

организации»:

Наименование показателя

Итого выпуск 1+2

Выпуск товаров и услуг собственного производства (без торговой наценки) 1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными

силами (без НДС и акцизов и других аналогичных платежей)

Произведено промышленной и сельскохозяйственной продукции, зачисленной в отчетном

периоде в основные средства

Произведено продукции, переданной другим юридическим и физическим лицам на

безвозмездной основе

Произведено кормов, удобрений и прочей продукции для использования при осуществлении

сельскохозяйственной деятельности собственными силами

Произведено сельскохозяйственной продукции собственного производства, переданной

своим несельскохозяйственным подразделениям

Субсидии из бюджета, связанные с текущим производством, на покрытие убытков

организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)

Остатки: готовой промышленной продукции собственного производства; животные на

выращивании и откорме; готовой сельскохозяйственной продукции собственного

производства; незавершенного производства:

на начало года

на конец года +

Выпуск в части торговой наценки 2

Продано товаров, приобретенных для перепродажи +

Расходы на приобретение товаров для перепродажи -

Остатки товаров для перепродажи:

на начало года

на конец года +

Продано сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, приобретенных ранее для

производства продукции

Покупная стоимость сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, приобретенных

для производства продукции, но проданных на сторону без переработки (обработки)

Для расчета выпуска по малым предприятиям используются данные годовой

бухгалтерской отчетности и форм федерального статистического наблюдения. Алгоритм расчета

выпуска аналогичен расчету выпуска по крупным и средним предприятиям.

Для досчета выпуска на экономическую деятельность, ненаблюдаемую прямыми

статистическими методами, используются все доступные источники информации: данные

текущих и выборочных статистических наблюдений, административные данные и другая

косвенная информация.

Основным информационным источником для расчета промежуточного потребления

также являются данные формы № 1-предприятие:

Наименование показателя

(включается в расчет +, исключается из расчета -)

Промежуточное потребление

Расходы на приобретение сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих

изделий для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг)

Расходы на приобретение топлива, энергии, воды +

Остатки на складе: сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий,

приобретенных для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг); топлива для

производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг):

на начало года

на конец года -

Стоимость сырья, материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий

для производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг), переданных безвозмездно и/или

в счет вклада в уставной капитал другим организациям

Покупная стоимость сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, приобретенных для

производства продукции, но проданных на сторону без переработки

Арендная плата и представительские расходы +

Расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций +

Cтоимость сырья и материалов, списанных на расходы будущих периодов -

Другие расходы, связанные с производством и продажей продукции (товаров, работ, услуг) +

Сектор государственного управления включает институциональные единицы,

основной функцией которых является предоставление нерыночных услуг обществу. Это

бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и некоммерческие

организации, контролируемые и финансируемые государством.

Выпуск сектора государственного управления определяется как стоимость товаров и

услуг, производство которых организуется государством и финансируется из

государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов и подразделяется

▪ товары и услуги индивидуального характера, предоставляемые домашним

хозяйствам (например, услуги здравоохранения и образования);

▪ коллективные услуги, предоставляемые обществу в целом (например, услуги

государственного управления, обороны).

Оценка выпуска и промежуточного потребления производится по сумме текущих

затрат единиц сектора.

Источником информации являются данные отчетов об исполнении федерального

бюджета, консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов государственных

внебюджетных фондов.

Сектор домашних хозяйств охватывает группы населения, ведущие домашнее

хозяйство. Под домашним хозяйством понимают небольшую группу лиц, проживающих

совместно, объединяющих (полностью или частично) свои доходы и имущество и

совместно потребляющих определенные виды товаров и услуг, к которым относятся

главным образом жилье и продукты питания.

Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров

и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных

предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных

потребностей или реализации ее на рынке. 5

Рыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства

продуктов или услуг для продажи или обмена на рынке. Они могут быть заняты в любом

виде производственной деятельности: в сельском хозяйстве, промышленном производстве,

строительстве, розничной торговле, производстве транспортных или юридических услуг и

Нерыночные предприятия домашних хозяйств создаются в целях производства

товаров или услуг для своего собственного конечного потребления или накопления, но

могут продавать часть продукции, которая превышает их собственные потребности.

Оценка выпуска и промежуточного потребления сектора домашних хозяйств

определяется в размере выручки от производственной деятельности и затрат на нее на

основании разносторонней информации: статистические наблюдения за деятельностью

индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственная перепись, выборочные

обследования бюджетов домашних хозяйств, обследования домашних хозяйств по

проблемам занятости и др.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние

хозяйства, включает институциональные единицы, финансируемые и контролируемые

домашними хозяйствами: общественные и религиозные объединения, политические

партии, профессиональные союзы, общественные движения и т.п. Целью деятельности

данных организаций не является извлечение прибыли.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, предоставляют

товары и услуги домашним хозяйствам практически (или в основном) бесплатно или по

ценам, не имеющим экономического значения.

Некоммерческие организации создаются для оказания юридической помощи,

достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и других

целей, направленных на достижение общественных благ.

Выпуск и промежуточное потребление по сектору определяется как стоимость

нерыночных услуг, оценка которых производится по сумме текущих затрат.

Для расчета выпуска и промежуточного потребления используются формы

федерального статистического наблюдения № 1-НКО «Сведения о деятельности

некоммерческой организации» и 12-ф «Сведения об использовании денежных средств».

Сектор финансовых корпораций состоит из предприятий, преимущественно

занятых финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью.

Выпуск в этом секторе определяется как сумма комиссий за услуги финансового

посредничества в прямой форме, либо включенных в неявной форме в процентные ставки,

установленные для различных категорий заемщиков и кредиторов.

Промежуточное потребление определяется экспертным путем.

Для формирования информации в данном секторе используются показатели,

разрабатываемые Банком России, данные федерального статистического наблюдения за

деятельностью страховых организаций, информация о деятельности негосударственных

пенсионных фондов и др.

В настоящее время на региональном уровне расчет выпуска и промежуточного

потребления по сектору финансовых корпораций осуществляется только по виду

деятельности «Страхование» на основе данных формы федерального статистического

наблюдения № 1-СК «Сведения о деятельности страховой организации».

Наиболее важными показателями уровня развития экономики региона и выявления

структурных изменений являются индексы физического объема, для расчета которых

необходима оценка ВРП в постоянных ценах. Основными методами оценки в 6

постоянных ценах являются методы дефлятирования и экстраполирования. В отдельных случаях применяется также метод прямой переоценки, который состоит в умножении

количества произведенной в отчетном периоде продукции на соответствующие цены базисного периода.

Метод дефлятирования состоит в делении стоимости товаров и услуг в текущем

периоде на индекс, отражающий изменение цен на эти товары и услуги в текущем периоде

по сравнению с ценами базисного (предыдущего) периода.

Метод экстраполирования состоит в умножении стоимости товаров и услуг в

базисном (предыдущем) периоде на индекс, отражающий изменение физического объема

данной совокупности товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с базисным

(предыдущим) периодом.

Для исчисления показателей динамики физического объема и цен на уровне

экономики региона в целом используются:

 Индекс физического объема ВРП, который рассчитывается путем деления

стоимости ВРП в текущем периоде, оцененной в ценах базисного периода, на его

стоимость в базисном периоде;

 Дефлятор ВРП, характеризующий среднее изменение цен в экономике за

определенный период, получают путем деления индекса стоимости ВРП (в текущих ценах)

на индекс физического объема ВРП или путем деления стоимости ВРП в текущем периоде

на его стоимость в текущем периоде, оцененную в ценах базисного периода.

В настоящее время, помимо показателя ВРП, территориальные органы

государственной статистики осуществляют расчет некоторых других макроэкономических показателей: фактическое конечное потребление домашних хозяйств, валовое накопления основного капитала, валовой смешанный доход (валовая прибыль экономики). Эти показатели выполняют функции важных индикаторов экономических процессов,

происходящих в региональной экономике.

2. Методология исследования социально-экономических процессов и явлений в регионах

2. Методология анализа валового регионального продукта

2.1. Валовой региональный продукт в системе экономических индикаторов регионального развития

В национальной экономике общепризнанной основой макроэкономических измерений и оценок является система Национальных счетов (СНС). В отечественную статистику СНС внедрена в 1993г. , а в настоящее время практически вытеснила разрабатываемую на макроуровне в течение десятилетий систему учета, называемую «балансом народного хозяйства». Причина перехода на СНС заключается в том, что рыночные отношения не возможно адекватно отражать системой учета, обслуживающей административно-плановые отношения . Освоению СНС в России посвящены многие исследования отечественных ученых .

СНС как система взаимосвязанных показателей наиболее общих результатов и пропорций экономического развития сформировалась в 50-е гг. XX в. в развитых капиталистических странах (Англии, США, Франции, Германии) в ответ на потребность органов государственного управления в систематизированной макроэкономической информации для регулирования рыночной экономики . В разработке концепций и понятий СНС и в ее дальнейшем развитии принимали участие экономисты с мировыми именами: Дж. Кейнс, Р. Стоун, Я. Тинберген, М. Фриш, С. Кузнец, В. Леонтьев, О. Окруст. После Второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС внесли международные экономические организации (ООН, ОСЭР, Европейские сообщества и др.), которым для решения своих задач требовалась сравнимая в международном отношении макроэкономическая информация.

За последние 50 лет ООН, МВФ, Евростат и другие международные организации трижды пересматривали и совершенствовали методологию СНС. В настоящее время СНС применяется для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. На сегодняшний день СНС представляет собой обоснованный, общепризнанный инструмент макроэкономического анализа национальной экономики, в том числе и региональной. Сущность СНС заключается в формировании обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводственного процесса и их взаимной связи между собой.

Следует отметить, что ключевые макроэкономические агрегаты, определяемые по методологии системы национальных счетов для национальной экономики, могут трансформироваться в соответствующие региональные показатели. Но для этого нужна система счетоводства, адаптированная к региональному уровню.

Для большинства стран с федеративным государственным устройством наличие системы региональных экономических счетов, совместимой с СНС, жизненно необходимо. Методологические принципы построения СРС на основе СНС были разработаны нобелевским лауреатом Р. Стоуном в 50-е гг. ХХ века . В настоящее время региональные счета разработаны и используются в ряде стран, в первую очередь в США, Канаде и странах Европейского Союза. Наиболее полное описание стандарта региональных счетов представлено в ESA 1995 (European System of Accounts) – системе национальных счетов Европейского Союза. Этой теме в руководстве по ESA 1995 посвящена отдельная глава .

Поскольку разработка региональных счетов требует новых концептуальных подходов и затруднена проблемами сбора региональной экономической информации, то СНС-93 оставляет этот вопрос на рассмотрение стран, которым рекомендуется разрабатывать региональные счета в зависимости от их потребностей и возможностей . Для России, страны с огромной территорией и с неравномерным экономическим развитием регионов, разработка СРС как методологической и статистической базы для экономического (в том числе воспроизводственного) анализа региональных и межрегиональных проблем – актуальная задача. Н.Н. Михеева рекомендует формировать СРС, опираясь преимущественно на результаты зарубежных исследований по региональным счетам.

В настоящее время Госкомстатом России предпринимается попытка построения системы региональных счетов на уровне субъектов Федерации. С методологической точки зрения, СРС – специфическое отражение СНС на мезоуровне с сохранением основополагающих принципов. Первый принцип характеризуется наличием системы взаимоувязанных классификаций основных структурных элементов региональных счетов, второй заключается в применении к описанию региональной экономики методов бухгалтерского учета, третий базируется на идее хозяйственного кругооборота и заключается в обеспечении замкнутости системы на основе жесткой взаимосвязи показателей .

При внедрении СРС Госкомстат России следует методологическим положениям Европейского статкомитета, который рекомендует начинать работу по построению региональных счетов с расчетов валовой добавленной стоимости и валового накопления капитала . Первые шаги в этой области уже ощущаются в российской статистической практике: для субъектов Федерации разрабатывается счет производства (выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость – по крупным отраслям и в целом, ВРП) и отдельные элементы ряда счетов (основные виды доходов, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, инвестиции в основной капитал).

Построение СРС связано со следующими принципиальными проблемами, обусловленными открытым характером региональной системы (взаимодействие с другими регионами внутри национальной экономики и взаимоотношения с остальным миром) :

С распределением между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике в целом (центральное управление, оборона, денежная эмиссия и т.п.) или не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.);

С распределением и фиксированием экономических операций между институциональными субъектами, действующими на территории региона (резидентами и нерезидентами);

С определением экономических границ производства и потребления в регионе;

С отражением операций ввоза и вывоза товаров и услуг, а также экспорта и импорта продукции.

Таким образом, вышеизложенные концептуальные трудности регионализации системы национальных счетов и ограничения информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики, объясняют, почему СНС не может быть реализована в полном объеме на региональном уровне.

Тем не менее, исследователями, занимающимися макроэкономическим анализом на основе региональных счетов, в частности Н.Н. Михеевой, предлагаются практические возможности построения системы счетов для отдельного региона в матричной форме, включающей текущие счета: счет товаров и услуг, счет производства, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования доходов, счет капитала и два счета внешних связей региона (счет остального мира, счет остальных регионов) .

Из сказанного следует, что разработка и построение экономических счетов регионов позволит связать воедино производство и формирование доходов и расходов всех секторов экономики регионов и оценить влияние макроэкономических процессов на формирование темпов и пропорций регионального развития в России.

Центральное положение в СНС занимает макроэкономический показатель – валовой внутренний продукт, а в СРС – его региональный аналог – валовой региональный продукт (ВРП). Без них невозможно построение как национальных, так и региональных счетов. ВВП и его важнейшие компоненты (элементы) – исходные параметры для построения специальных счетов, соответствующих каждой стадии воспроизводства на макроуровне (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.). Очевидно, что изъятие ВВП (соответственно, ВРП) из статистического оборота разрушит всю СНС (СРС). В отношении ВВП такой угрозы не существует, потому что во всех странах с рыночной и переходной экономикой он применяется в макроэкономическом анализе как главный индикатор. Роль ВРП пока не так авторитетна. Однако административно-территориальное деление России на регионы (субъекты Федерации), стремящиеся к относительной самостоятельности и самодостаточности, приводит к потребности соответствующих индикаторов, которые будут адекватно отражать уровень их социально-экономического развития. В качестве результирующего показателя эффективности экономической деятельности региона выступает ВРП, а его абсолютный размер является объективным показателем вклада отдельного региона в экономику страны.

Выделим аналитические возможности ВРП в системе существующих региональных экономических индикаторов , которые проявляются в следующем:

1. ВРП выступает в качестве основного показателя, отражающего достигнутый уровень экономического роста: темп роста или прироста реального ВРП в целом по региону либо на душу населения . При этом под экономическим ростом в регионе понимается увеличение масштабов регионального производства, которое обеспечивается как за счет роста количества применяемых факторов производства, так и на основании повышения их качества, которое характеризует интенсивный тип роста . В классическом понимании выделяются два типа экономического роста: преимущественно экстенсивный, основывающийся на вовлечении, наращивании капитальных, трудовых и других ресурсов развития при строительстве новых предприятий, освоении новых месторождений, земель и т.д., и преимущественно интенсивный, основывающийся на повышении производительности труда, отдачи других ресурсов, повышении эффективности их использования на базе реконструкции действующих предприятий. Сегодня появилась возможность инновационного типа экономического роста, который коренным образом отличается от предшествующих тем, что вместо ресурсов массового машинного производства приоритетное значение получают ресурсы постиндустриального развития: наука, накопленные и создаваемые знания, информация и информационные технологии, базовые наукоемкие макротехнологии, общее и профессиональное образование.

В современном мире вклад науки, инноваций и новых технологий достаточно высок и продолжает увеличиваться. В США в последние два десятилетия доля прироста ВВП за счет «прогресса в знаниях» приближается к 90%. Экономический рост стран Западной Европы, Японии и Южной Кореи также основан на постиндустриальных ресурсах . Следует отметить, что инновации и новые технологии обеспечивают не только рост ВВП (соответственно, ВРП), но и его качественное и прогрессивное изменение. В связи с этим в отраслевой структуре ВВП (ВРП) начинают преобладать отрасли наукоемких производств.

Что касается России, то наблюдающийся ее инновационный экономический рост в основном происходит за счет работы отраслей наукоемкого сектора промышленности. К ним относятся отрасли оборонного комплекса (авиационная, ракетно-космическая, электронная, промышленность средств связи и радиопромышленность, промышленность вооружения, боеприпасов и спецхимии, атомное судостроение), атомного комплекса, химико-фармацевтической промышленности, производства химических волокон и нитей, научного приборостроения, производства медицинского оборудования. Однако в последнее время наблюдается резкий спад наукоемких производств, в значительной мере вызванный недостаточной эффективностью как рыночных механизмов, так и государственного регулирования сложной хозяйственной деятельностью, а также слабыми адаптационными свойствами предприятий к изменяющимся условиям хозяйствования .

По оценкам экспертов, в результате экономических реформ в России скорость инновационного обновления производства не только не возросла, но и недопустимо упала, что привело к нарастанию структурных диспропорций и противоречий . Так, по удельному весу в общемировой величине Россия имеет 12% ученых, но на мировом рынке доля наукоемкой продукции страны составляет всего 0,3%. Число инновационно-активных предприятий по видам экономической деятельности выросло с 1995 по 1999 г. на 16,9%. Удельный вес принципиально новой и усовершенствованной продукции в общем объеме отгруженной продукции этих предприятий в 1999 г. составил 9,5% против 14% в 1995 г. Негативно отразилось резкое сокращение финансирования науки из средств федерального бюджета: в 2002 г. ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие НТП» составили 1,55% к расходам федерального бюджета против 2,02% в 1997 г; 0,28% к ВВП против 0,36% (соответственно) . Сократилось и число организаций, составляющих научно-техническую сферу страны: если в 1997 г. их было 4,137тыс., то в 2000г – 4,099тыс. При этом численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась на 5% по сравнению с 1997 г.

2. ВРП создает информационную базу для построения государственной и внутрирегиональной экономической политики. В странах с разнообразными условиями социально-экономического развития главное предназначение государственной региональной политики заключается в уменьшении различий в уровнях жизнеобеспечения людей, проживающих на разных территориях, в преодолении региональной асимметрии в целом, в создании предпосылок активизации межрегиональных экономических связей . Являясь обобщающей параметрической характеристикой экономического развития регионов, ВРП выступает в качестве инструмента осуществления конкретного направления региональной государственной политики: проведение анализа дифференциации уровней социально-экономического развития регионов России, их типологизации, с последующей разработкой мер государственного воздействия . Для этих целей в составе индикаторов регионального развития ВРП отражает:

Общую макроэкономическую ситуацию в регионе: ВРП на душу населения (руб.), ВРП на душу населения по отношению к среднероссийской величине (в %), ежегодный темп прироста ВРП на душу населения (в %), ВРП на единицу произведенной продукции, услуг (руб.), произведенный ВРП в расчете на одного занятого или жителя (руб.), инвестиции в % к ВРП;

Состояние бюджетной и финансовой системы (показатели, относимые к ВРП): дефицит бюджета к ВРП (в %), доля совокупных налоговых и неналоговых начислений в ВРП (в %), доля прибыли по основным видам хозяйственной деятельности к ВРП (в %), доля просроченной кредиторской задолженности к ВРП (в %), доля кредитных вложений к ВРП (в %), доля текущих и расчетных счетов предприятий к ВРП (в %), депозиты населения к ВРП (в %).

При оценке необходимых масштабов поддержки регионов из средств федерального бюджета в форме общих трансфертов некоторыми исследователями предлагается взять за основу оценки нормативного уровня финансовых возможностей региона именно созданный ВРП, который может быть использован в регионе на потребление и накопление (ВРП за вычетом его части, переданной в виде налоговых и неналоговых отчислений в федеральный бюджет и центральные внебюджетные фонды). Общие трансферты направлены, с одной стороны, на пополнение общих ресурсов потребления и накопления в конкретном регионе, а с другой - на выравнивание (сближение) интегральных индикаторов социально-экономического развития в разных регионах. Для тех регионов, где среднедушевой произведенный ВРП выше минимально гарантированного уровня, трансферты из федерального бюджета на пополнение ресурсов потребления и накопления не предусматриваются.

3. ВРП может использоваться в качестве одного из возможных показателей экономического дохода как основа расчета налогового потенциала субъекта Федерации, наиболее полно учитывающего объем налогооблагаемых ресурсов . Согласно методологии СНС, ВРП является исходной базой для исчисления таких показателей, как произведенный и полученный (располагаемый) региональный доход (рис. 2.1).

Произведенный доход - сумма первичных доходов всех секторов экономики, полученных резидентами региона в результате участия в производстве регионального продукта на данной территории. Иными словами, валовой региональный произведенный доход равняется объему созданного ВРП. Для более полного отражения первичных доходов, произведенных институциональными единицами-резидентами данного региона и выплачиваемых ими как резидентам, так и нерезидентам, рекомендуется составлять региональный счет произведенного дохода в рамках СРС. Региональный счет произведенных доходов, распределенных по отраслям и секторам, включает следующие компоненты: оплату труда с отчислениями социального характера, прибыль и смешанный доход, потребление основного капитала, налоги на производство.

Полученный доход характеризует доходы всех институциональных субъектов (секторов) независимо от того, произведены они на данной территории или получены извне. Валовой располагаемый региональный доход рассчитывается по секторам экономики путем коррекции величины валового произведенного дохода и доходов от собственности в каждом секторе на сальдо обмена доходами внутри региона и между секторами национальной экономики вне данного региона.

Обменные операции фиксируются в форме текущих трансфертов, переданных и полученных каждым сектором региональной экономики. Поскольку экономика регионов открыта и резиденты различных регионов экономически взаимосвязаны, то валовой произведенный в регионе доход не равен валовому региональному располагаемому доходу. Если приток внешних доходов в субъект Федерации превышает объем передаваемых доходов (что характерно для субъектов – чистых реципиентов федерального бюджета), то располагаемый региональный доход больше произведенного. Итак, оба показателя экономического дохода охватывают основной объем налогооблагаемых ресурсов региона и вполне адекватно отражают налоговый потенциал территории.

4. В современных условиях особое внимание уделяется проблемам обеспечения экономической безопасности региона. ВРП создает информационную аналитическую базу в целях осуществления государственного регулирования мер по обеспечению экономической безопасности региона. Для этого необходима организация специальных мониторинговых исследований. В соответствии с рекомендациями Госкомстата России, специалистами Вологодского облкомстата разработана система показателей, характеризующих состояние экономики области для контроля обеспечения экономической безопасности.

Рис. 2.1. Взаимосвязь ВРП, валового регионального произведенного и располагаемого дохода

В состав этой системы показателей ВРП включен по следующим направлениям :

В блоке показателей, оценивающих способность экономики к устойчивому развитию (темп роста ВРП к предыдущему году (в %), индекс-дефлятор ВРП к предыдущему году (в %), объем оборота розничной торговли в % к ВРП, инвестиции в основной капитал в % к ВРП);

В блоке показателей, отражающих устойчивость финансовой системы региона (дефицит консолидированного бюджета в % к ВРП);

В блоке показателей, отражающих качество жизни населения (расходы на здравоохранение и на культуру в % к ВРП).

С внедрением в российскую практику СНС изменяется система основных результирующих показателей, характеризующих отдельные стороны регионального воспроизводства. В ее состав входят следующие показатели: валовой выпуск товаров и услуг, валовая добавленная стоимость отраслей регионального хозяйства, валовой региональный продукт, чистый региональный продукт, региональный доход, располагаемый региональный доход, чистый располагаемый региональный доход, валовая прибыль экономики региона, чистая прибыль экономики региона, расходы на конечное потребление в регионе (домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства), региональное валовое накопление, доходы институциональных единиц-резидентов (оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль и смешанные доходы).

Использование системы взаимосвязанных результирующих показателей, отражающей воспроизводственный подход к управлению регионом, позволит:

Определить место региона в территориальном разделении труда;

Установить соотношение между производством и использованием валового регионального продукта;

Проанализировать важнейшие внутрирегиональные экономические пропорции воспроизводства;

Оценить эффективность регионального воспроизводства.

Безусловно, не стоит приписывать значению ВРП несвойственный ему смысл, например измерителя уровня жизни населения, на что обращают внимание в своей работе А.Г. Гранберг и Ю.С. Зайцева . Тем не менее, неразумно вопреки методологическим принципам СНС и соответственно СРС пытаться заменить ВРП другими региональными экономическими индикаторами. Некоторые исследователи рекомендуют использовать в качестве заменителя ВРП объем региональной продукции промышленности в денежном выражении. Но этот показатель, во-первых, является частным индикатором регионального воспроизводства сегодня в меньшей степени отражающим структуру российской экономики. Так, удельный вес промышленной продукции в объеме ВВП России в 2001 г. составил 65,5%, а в ряде регионов, вступивших на путь постиндустриального развития, намного меньше (например, в Москве – 3,7%). Кроме того, в промышленности России задействовано теперь менее четверти общего числа занятых в экономике. Во-вторых, при корректном измерении объема регионального промышленного производства возникают, в основном, те же трудности, что и при исчислении ВРП, но справиться с ними статистическими данными промышленного производства, не затрагивая другие ее области, невозможно.

Итак, следует отметить, что в рамках международной статистической методологии СНС (СРС) неправомерно заменять ВВП и ВРП какими-либо другими показателями. В то же время не следует воспринимать ВВП и ВРП в качестве универсальных, самодостаточных индикаторов. При проведении экономического анализа развития национального и региональных хозяйств целесообразно дополнять эти показатели другими, более специализированными индикаторами.

ВРП как параметрическая характеристика регионального воспроизводства идентифицируется в системе воспроизводственных пропорций. Исследование структурных пропорций ВРП обусловлено рядом причин:

ВРП представляет собой результат расширенного регионального воспроизводства и выступает в качестве одного из основных показателей экономической эффективности региональной институционально-воспроизводственной системы;

ВРП занимает центральное положение в системе региональных счетов и методологически тесно связан с другими показателями социально-экономического развития региона;

ВРП при расчете тремя возможными методами – производственным, распределительным и конечного использования – включает в себя компоненты (показатели), которые представляют собой важнейшие параметрические характеристики функционирования структурных элементов институционально-воспроизводственной системы региона. Отраслевая структура произведенного ВРП и динамика ее изменения позволяют оценить место региона в территориальном разделении труда, охарактеризовать направленность структурно-институциональных перемен в региональном хозяйстве, определить тенденции роста (замедления) сферы производства товаров и услуг. Стоимостная структура ВРП показывает соотношение затрат и результатов работы всех отраслей регионального хозяйства. Компоненты структуры распределения ВРП отражают доходы, полученные институциональными субъектами воспроизводственной системы региона. Элементы структуры использования ВРП отражают удовлетворение потребностей конечных потребителей и вложение резидентными институциональными единицами региона средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

С одной стороны, к параметрическим характеристикам региональной воспроизводственной системы относятся ее результаты, из которых в свою очередь формируется система взаимосвязанных пропорций , последние же подвержены изменениям во времени (динамическим) под воздействием доминирующего технологического уклада хозяйства, социальных механизмов производства, распределения, обмена и потребления в соответствии с общественными интересами, потребностями, имеющимися ресурсами. С другой стороны, в валовый региональный продукт встроены составляющие параметрических характеристик (результаты - пропорции - динамика) институционально-воспроизводственной системы региона. Во-первых, ВРП представляет собой параметр результативности расширенного регионального воспроизводства в продуктовом и стоимостном выражении. Во-вторых, ВРП является источником ресурсов для возобновления воспроизводственного цикла. В-третьих, ВРП выступает как индикатор, обладающий собственной структурой производства, распределения и использования, элементы которой могут рассматриваться в качестве составляющих формирования экономико-структурных пропорций ВРП. Наконец, непрерывное движение ВРП по фазам воспроизводственного процесса в регионе выражается в приращении его объемов ВРП в динамике.

Экономико-структурные пропорции ВРП - пропорции, формирующиеся на основе элементов структуры производства, распределения и использования ВРП. К пропорциям производства ВРП относятся:

Соотношения между отраслевыми долями валового выпуска и валовой добавленной стоимости в произведенном ВРП;

Пропорции между удельным весом в структуре ВРП сферы производства и сферы услуг;

Соотношения между отраслями регионального хозяйства в произведенном ВРП;

Пропорции между воспроизводственными секторами в структуре ВРП;

Соотношение долей рыночных и нерыночных услуг в произведенном ВРП;

Соотношение формирующих элементов (валового выпуска, промежуточного потребления, налогов и субсидий) в стоимостном объеме ВРП;

Пропорции структуры произведенного ВРП по институциональным секторам;

Пропорция относительной продуктивности сферы производства и сферы услуг.

К пропорциям распределения ВРП относятся:

Пропорции между полученными первичными доходами субъектов воспроизводственной системы;

Пропорции перераспределения вторичных доходов между институциональными секторами;

Соотношения между произведенным доходом и располагаемым доходом в регионе.

Пропорции использования ВРП включают:

Соотношение компонентов конечного использования ВРП (расходами на фактическое конечное потребление домашних хозяйств, расходами государственных учреждений на коллективные услуги, валовым накоплением);

Пропорции между расходами на конечное потребление и валовым накоплением;

Соотношение перераспределения ВРП (между произведенным и использованным ВРП);

Пропорция между среднедушевыми показателями фактического конечного потребления домашних хозяйств и произведенным ВРП;

Пропорции ввоза и вывоза, экспорта и импорта в структуре ВРП по расходам для выявления взаимодействия региона с «остальной» страной и с миром.

Таким образом, процесс функционирования региональной воспроизводственной системы находит концентрированное выражение в экономических пропорциях структуры производства, распределения и использования валового регионального продукта (рис. 2.2).


Гутман Г , Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой /Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.

Иванов Ю. Перспективы перехода на систему национальных счетов в странах СНГ //Вопросы экономики. 1993. №5; Иванов Ю. К выходу в свет новой системы национальных счетов ООН //Вопросы экономики. 1994. №5; Иванов Ю., Масакова И. Система национальных счетов в российской статистике //Вопросы экономики. 2000. № 2; Иванов Ю. Применение международных стандартов в российской статис//Вопросы экономики. 2001. № 3; Елисеева И.И., Щирина А.Н., Капралова Е.Б. Возможности оценки теневой экономической деятельности на основе СНС //Вопросы статистики. 2001. №2; Кремлев Н.Д., Сивелькин В.А. Система национальных счетов как отражение теневой экономики (вопросы оценки) //Вопросы статистики. 2001. №2.

Иванов Ю. Перспективы перехода на систему национальных счетов в странах СНГ//Вопросы экономики. 1993. №5. С.22 – 31; Иванов Ю. К выходу в свет новой системы национальных счетов ООН //Вопросы экономики. 1994. №5. С.151 – 152.

Михеева Н.Н. Проблемы использования региональных счетов в макроэкономическом анализе // Экономика и математические методы. 2000. Т. 36. №4. С. 48 – 57.

Систему индикаторов регионального развития см. в работе: Суспицын С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики //Российский экономический журнал. 2000. №2. С. 57 – 71.

Гранберг А.Г. Сибирь и Дальний Восток: общие проблемы экономического роста //Регион: экономика и социология. 2003. №1. С. 14–28.; Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой /Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001; Узяков М.Н. Суспицын С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики //Российский экономический журнал. 2003. №11–12. С. 71 – 77.

Гранберг А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития региона //Вопросы статистики. 1998. №9. С. 3 – 11; Гранберг А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления. Ст. 1. – Методологические вопросы анализа производимого и используемого ВРП //Российский экономический журнал, 2002. №10. С. 42 – 64; Ст. 2. Корректировки ВРП с учетом территориальных различий покупательной способности денег //Российский экономический журнал. 2002. №11-12. С. 48 – 70; Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве //Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 4 – 17; Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Рук. авт. колл. Д.С. Львов; Отд. Эконом. РАН; науч. – ред. Совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.; Суспицын С. Олейникова И.Н. Основы исследования воспроизводственных процессов: структурно-логический подход. /Системный анализ в проектировании и управлении: Труды VII Междунар. науч.-техн. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

Предыдущая

Страница | 38

Введение …………………………………………………………….……..2

    Теоретические понятия

1.1. Валовой региональный продукт………………………………….…..4

1.2. ВРП в системе национальных счетов…………………………….…..6

1.3. Методы исчисления ВРП. Производственный метод исчисления ВРП…………………………………………………………………..….….12

2. Расчетная часть ………..……………………………………………...19

Задание 1………………………………………………………………….20

Задание 2………………………………………………………………….27

Задание 3………………………………………………………………….33

Задание 4………………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………………….….…37

Приложение…….…………………………………………………………..38

Введение

Для получения целостного представления о функционировании экономики страны используется совокупность взаимосвязанных между собой показателей, характеризующих результаты экономической деятельности на микро- (отдельного предприятия, организации), мезо- (сектора или отрасли) и макроуровне (страны в целом).

Показатели результатов экономической деятельности в системе национальных счетов подразделяются на показатели:

      Валовых результатов;

      Конечных (чистых) результатов.

Валовые показатели отличаются от чистых на величину потребления основного капитала.

Основными макроэкономическими показателями, характеризующими социально-экономическое положение региона, и эффективность принятых местными органами власти и управления решений, является: валовой региональный продукт (ВРП);

Базовым обобщающим показателем в системе национальных счетов (СНС) является показатель ВРП, так как он характеризует уровень экономического развития и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов региона (республики).

В связи с тем, что валовой региональный продукт – ключевой показатель системы национальных счетов на региональном уровне он используется Министерством финансов.ВРП – показатель общего экономического состояния региона. Он дает представление об общем материальном благосостоянии региона, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

Основным количественным показателем, характеризующих экономический рост, является валовой внутренний продукт (ВВП), а на уровне отдельного региона - валовой региональный продукт (ВРП), который оценивает величину стоимости товаров и услуг, созданной в результате производственной деятельности институциональными единицами на экономической территории данной страны, как правило, за год.Показатель ВРП имеет очень важное значение для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике региона и так далее.

    Целью данной работы является изучение ВРП, как важнейшего показателя системы региональных счетов. В первом разделе курсовой работы рассматриваются основные понятия ВРП и ВДС, метод расчета ВРП (производственный метод).

Актуальность исследования состоит и в том, что необходимо выделить факторы, которые способствуют долговременному увеличению возможностей удовлетворять все более разнообразные потребности населения в продуктах экономической деятельности, особенности осуществления этого процесса в регионе, а так же выявить основные проблемы, возникающие при этом.

    Теоретические понятия

      Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Валовой региональный продукт – это индикатор или показатель состояние экономики региона, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления.

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом. 1

Результатом производственной деятельности регионав денежном выражении выступает валовой региональный продукт (ВРП) в рыночных ценах. ВРП является обобщающим показателем экономической деятель-ности региона. Он создается в результате использования факторов произ-водства внутри региона и характеризует потенциально возможный объем предложения товаров и услуг.

Значимость показателя ВРП в макроэкономическом аспекте обусловлена тем, что данные о результатах производственной деятельности регионов используются органами государственного регулирования экономики для разработки региональной политики, принятия решений в об-ласти социальной, фискальной, кредитно-денежной политики. Кроме того, ВРП позволяет проводить межрегиональные сравнения с целью оценки места каждого региона в системе экономических отношений внутри Российской Федерации и выявления закономерностей и диспро-порций развития регионов. 2

Разработанный инструментарий позволяет вычислять главный макроэкономический показатель региона - ВРП - производственным методом приоритетность которого обусловлена наличием необходимой информации. При этом суммируется валовая добавленная стоимость по институци-ональным единицам, объединенным в группы по видам деятель-ности или секторам экономики. ВДС по каждому виду деятель-ности (сектору) рассчитывается как разница между выпуском в основных ценах и промежуточным потреблением. Для оценки ВРП в рыночных ценах (ценах потребления) к полученной сумме в основных ценах прибавляется величина налогов на продукты и вычитаются субсидии на продукты. Методологические различия ВРП и ВВП связаны с наличием в ВВП элементом, которые полностью или частично не могут быть определены на региональном уровне.

Часть ВВП в принципе не может быть отнесена к какой-либо территории, т.к. они представляет собой стоимость коллективных услуг, оказываемых обществу в цепом (оборона, частично-государственное управление, международное сотрудничество) Финансирование данных услуг идет за счет федерального казначейства и их стоимость учитывается только при расчете ВВП.

Определенной спецификой обладает банковская деятельность. Конкретный банк может быть зарегистрирован как юридическое лицо на территории одного региона и выполнить финансовое посредничество на территории как данного, так и других» регионов. Поэтому проблематично привязывать общую стоимость услуг финансового посредничества (кроме услуг страхования) и косвенно учитываемых услуг финансовом посредничества, включаемых в промежуточное потребление, к конкретному региону. Этот объем определяется Госкомстатом России только на федеральном уровне и целом по экономике.

      ВРП в системе национальных счетов

    Развитие 3 в нашей стране рыночных отношений потребовало перестройки отечественной статистики, внедрение в нее пока-зателей и их систем, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и мак-роэкономический показателей, в общем виде характеризующих важнейшие результаты и пропорции экономического развития. Кроме того, в связи со вступлением России в Международный Валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструк-ции развития (МБPP) стало необходимым применять в оте-чественной статистике, систему национальных счетов, исполь-зуемую в большинстве стран мира и рекомендованную некоторыми международными организациями.

Система национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) начала реально создаваться в 1991 г. с разработки соответствующей национальной методологии и проведения сначала экспериментальных, а затем регулярных расчётов основных счетов. Методологические работы в области созданий СНС ве-лись Госкомстатом России совместно с ОЭСР, МВФ, Статис-тическим комитетом СНГ, Центральным банком России, Ми-нистерством экономики, России, Центром экономической конъюнктуры, ИСЭИ, МЭСИ и другими научными и эконо-мическими организациями.

В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Евро-пейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В настоящее время СНС РФ пересматривается в соот-ветствии с новым международным методологическим стандар-том по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом.

Национальные счета представляют собой систему взаимо-связанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.

    Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов - резидентов от момента Производства до момента ко-нечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа сче-тов.

Счет представляет собой таблицу, включающую две совокуп-ности показателей, характеризующих: а) ресурсы и б) их ис-пользование. В каждом счете соблюдается, равенство (равнове-сие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается р. помощью, балансирующей статьи.

    Валовой региональный продукт – это показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

    Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементов системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне. Методология расчета разработана в центральном аппарате Госкомстата России и является единой для всех регионов.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и Комиссией Европейских Сообществ. СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление. Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу, строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП).Статистическая сводка и аналитическая группировка выборочной совокупности регионов РФ за 2007 год Валовой региональный продукт ...

  • Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг (2)

    Реферат >> Маркетинг

    ... «Статистика» на тему «Статистические методы изучения потреблениянаселением товаров и услуг» ... региональном уровнях. Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов ... на продукты питания от валового дохода...

  • Статистические методы изучения качества и уровня жизни населения

    Курсовая работа >> Экономика

    На тему: «Статистические методы изучения уровня и... сохраняется значительные региональные различия в уровне... , в США стоимость продуктов питания, коммунальных платежей... и объяснить их расхождение. Приступаем к расчетам: х –валовой доход, у – расходы, n = 5, N ...

  • Статистические методы изучения инвестиций (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    Объема инвестиций к валовому внутреннему продукту : Для анализа эффективности... и В.М. Рябцевым динамический мультипликатор региональных инвестиций(МРД):3 , где - ... часть Вариант №2 Тема. Статистические методы изучения инвестиций Имеются следующие выборочные...

  • Сравнительный анализ экономического развития регионов и прогноз их эволюции являются на данный момент актуальными задачами науки и практики Республики Беларусь. Регион как сложное территориальное образование предполагает аналитический обзор большого объема информации. Система национальной статистики предоставляет науке большой набор данных, однако для межстрановых и межрегиональных сопоставлений необходимы некоторые специфические показатели, например, валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП). ВВП является центральным макроэкономическим показателем, на основе которого, по существу, строится система национальных счетов (СНС). На уровне Республики в целом методология расчета ВВП введена с 1993 г., это так называемая СНС-93.

    Однако последние исследования в области региональной экономики и устойчивого её развития показывают, что анализ существующих статистических показателей только на республиканском уровне является недостаточным для описания глубинных причин и особенностей функционирования национальной экономики. Для углубленного анализа региональной экономики Республики Беларусь требуется опираться на мировой опыт территориального управления, работы отечественных и зарубежных ученых.

    Например, Н.Э. Точицкая проводит оценку конкурентоспособности областей Беларуси по ряду официальных статистических показателей, отмечая, что общепринятым является измерение конкурентоспособности регионов на базе ВРП. Известный российский экономист А.Г. Гранберг указывает на особую ценность ВРП как показателя регионального анализа. А.П. Панкрухин в своей книге «Маркетинг территорий» считает показатель ВРП средством оценки развития и привлекательности регионов. Г. Гожеляк, Б. Яловецкий, А. Евтухович проводят оценку конкурентоспособности и уровня развития регионов Польши при помощи ВРП в расчете на душу населения. В то же время использование таких показателей на региональном уровне у нас в стране только начинается.

    1. Методика расчета ВРП на основе доступной статистической информации.

    В рамках данной статьи считаем необходимым остановиться на анализе возможностей расчета и применения показателя валового регионального продукта (ВРП) как важнейшего индикатора конкурентоспособности и экономического развития отдельного региона. ВРП является показателем, аналогичным ВВП, но определяемым на региональном уровне. Сегодня показатель ВРП в Республике Беларусь не рассчитывается официальными органами статистики, тогда как в Российской Федерации этот опыт уже имеется. Можно лишь отметить, что в НИИ Министерства статистики и анализа ведутся определенные теоретические исследования, имеются авторские расчеты ВРП для отдельных областей Республики Беларусь.

    Например, Г.Н. Плаксина в своем диссертационном исследовании осуществила расчет валового регионального продукта для Могилевской области (в формулировке автора) тремя основными способами, определенными в системе национальных счетов (СНС). Однако все они описаны без указания форм отчетности и особенностей расчета итогового показателя. Следует еще назвать статью научного коллектива в составе Н.Ч. Бокуна Н.Н. Бондаренко, Ю.Ю. Гнездовского «Пробные расчеты валового регионального продукта в Республике Беларусь». К ее достоинствам можно отнести наличие подробного описания последовательности проведенного расчета ВРП Гродненской области с указанием источников данных и специфики расчета для отдельных отраслей.

    Костерова и Н.Г Берченко в своей работе критикуют ВРП за отсутствие единой методики подсчета показателя, больших затрат на осуществление сбора, обработки материала. Авторы использовали около 60 форм отчетности и отчеты об исполнении местных бюджетов. Но в статье отсутствует описание методики расчета, даются только конкретные значения ВРП области и районов, некоторые выводы по особенностям расчета показателей.

    Мы согласны с утверждением, что ВРП является не единственным обобщающим показателем, отражающим состояние экономики региона. Важным можно считать замечание о специфике учета деятельности областных организаций. В настоящий момент часть такой информации является коммерческой тайной. Это вызывает необходимость признания факта, что итоговое значение ВРП области будет отличаться от суммы ВРП всех входящих в нее районов.

    Учитывая особенности статистического учета в Республике Беларусь, перечень разрабатываемых форм отчетности и содержащихся в них показателей, можно сделать вывод, что рассчитать ВРП на уровне области или районов можно производственным методом. Валовой региональный продукт, вычисленный по производственному методу, должен отражать совокупный продукт, производимый всеми предприятиями и организациями данного региона.

    Согласно методике СНС, при расчете производственным методом ВВП равен разности между выпуском товаров и услуг в целом по республике и промежуточным потреблением или сумме добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом согласно по методологии СНС объемы добавленных стоимостей рассчитываются по отраслям в основных ценах. Для предприятий и организаций промежуточное потребление в стоимостном выражении, таким образом, представляет часть затрат.

    В идеальном случае для расчета ВРП конкретного района необходимо обобщить данные в разрезе секторов (отраслей), относящихся к данному региону. Однако существующая методика учета данных сектора «Домашние хозяйства» не позволяет выделять показатели на уровне отдельных областных районов. Кроме того, учет деятельности индивидуальных предпринимателей осуществляется статистическими органами не на постоянной основе. Данные об объемах предпринимательской деятельности находятся в областных союзах предпринимателей, что еще больше затрудняет получение информации. Вследствие этого сектор «Домашние хозяйства» при расчете ВРП по области и районам не учитывается. По остальным секторам информация более доступна.

    Методология, систематизация и унифицированность форм статистической и финансовой отчетности позволяют сделать вывод о том, что итог показателей ВРП, рассчитанных для областей или районов

    Таких данных на региональном уровне либо нет, либо их распределение по отдельным регионам представляется затруднительным и требует больших затрат. Поэтому, анализируя аналогичные данные на уровне Республики Беларусь, можно сказать, что отсутствие их в показателе ВРП не повлечет принципиальных изменений.

    В свою очередь показатель ВРП, полученный как сумма ВРП отдельных районов, будет меньше на часть ВРП, производимую областными организациями.

    Так как одной из главных целей обоснования методики расчета ВРП является обеспечение экономической целесообразности, то исходя из вышесказанного, можно предложить:

    1. Считать форму № 5-3 «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)», и форму № 1-МП «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства» основными для расчета ВРП, так как показатели деятельности предприятий в этих формах учитываются в отраслевом разрезе. Использование единых для всех отраслей форм отчетности позволяет снизить затраты по сбору и обработке информации, практически исключает вероятность двойного счета.
    2. Не включать данные о деятельности организаций республиканского значения в ВРП района.
    3. Считать «Отчет об исполнении местного бюджета» основной формой отчетности для расчета показателей выпуска и промежуточного потребления бюджетных организаций.

    Для бюджетных организаций и фондов по нашим расчетам: В=Расходы на закупку товаров и оплату услуг + Потребление основного капитала.

    Источником информации о расходах бюджетных организаций, бюджетных и внебюджетных фондов является «Отчет об исполнении местных бюджетов». В данной форме не учитывается потребление основного капитала бюджетных организаций и фондов. В качестве источника такого показателя можно использовать либо форму № 1 -«баланс» заполняемую бюджетными организациями, либо сводные отчеты «О наличии и движении основных и оборотных средств бюджетных организаций области» областных управлений статистики.

    Показатель потребления основного капитала рассчитывается как разность между суммой износа основных фондов на конец и начало года (в последние годы износ основных фондов называется «амортизацией»).

    Валовой региональный продукт (ВРП) - центральный показатель системы национальных счетов (СНС), который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВРП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты. ВРП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее.

    Прежде чем приступить к характеристике методов расчета ВРП, необходимо заострить внимание на ключевых моментах в понятии показателя.

    Прежде всего, ВРП - это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВРП. В противном случае ВРП содержал бы повторный счет.

    Конечная продукция -- это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция -- это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

    Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВРП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточный продукция.

    Следовательно, для исключения многократного повторного счета, ВРП должен выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.

    Рассмотрим подробней понятие добавленной стоимости.

    Добавленная стоимость (ДС) - это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков, и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается.

    Иначе говоря, добавленная стоимость -- это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой продукции.

    ВРП - это также внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на территории данной страны (региона). Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года). Экономическая территория страны - это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличии от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы), но включает такие анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.

    ВРП - это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера. Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВРП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВРП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт.

    Помимо ВРП в статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель -- валовой национальный продукт (ВНП). Оба они отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства материального производства и услуг. Оба определяют стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так постоянных (ценах какого-либо базового года).

    Разница между ВНП и ВВП (ВРП) состоит в следующем:

    1) ВРП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных территории данной страны;

    2) ВНП -- это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в стране или за рубежом).

    Таким образом, ВНП отличается от ВРП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом переведенная в страну прибыль вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

    Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВРП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с другой стороны.

    Эта разность весьма невелика: для ведущих стран Запада не более ±1 % от ВРП. Статистическая служба ООН рекомендует в качестве основного показателя использовать показатель ВРП.