Экономическая роль в жизни человека. Цель экономики

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основными факторами производства (или основными ресурсами) является :

· земля со всеми ее богатствами;

· труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

· капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

· предпринимательские способности.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подразделяются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ряде экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признаками натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде государств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает государственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельности.

Под рыночной понимается экономика , основанная на товарном производстве. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существования рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значительна. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономики. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой экономики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переходной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

    земля со всеми ее богатствами;

    труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

    капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

    предпринимательские способности.

В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

    место работы;

    трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

    дата начала работы;

    срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

    условия оплаты труда;

    режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

Мы покупаем продукты, выбираем в бутике платье или костюм, запасаемся канцелярскими товарами. Все эти действия - часть глобальной хозяйственной системы, которая называется экономикой. Именно она, основанная на товарно-денежных отношениях, удовлетворяет основные потребности общества и каждого её члена, даёт нам возможность использовать в своих интересах, и на пользу окружающих, жизненные блага цивилизации.

Потребности

Человеческая жизнь - одни сплошные проблемы. То нам хочется сделать несколько глотков холодного кваса, то попробовать ароматный пончик, через секунду мы уже мечтаем о новом автомобиле или о поездке на море. Ни на один миг не можем успокоиться и постоянно чего-то жаждем. Всё это потребности - нужда человека в определённых вещах, ресурсах, нематериальных ценностях. Роль экономики в жизни общества - удовлетворить их, обеспечить нас всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и развития.

У всех людей разные потребности. Они постоянно трансформируются - так мы взрослеем, умнеем, меняются наши жизненные ценности, статусы, а иногда даже вероисповедание и национальность. Но самое интересное то, что человеческие потребности постоянно увеличиваются, и предложение никогда не сможет удовлетворить спрос. Поэтому человек устанавливает для себя некие ограничения: по причине моральных принципов или из-за отсутствия финансов. Это также должна учитывать экономика. И её роль в обществе - потребности и ограниченность сбалансировать, удовлетворяя "золотую" середину между ними.

Ресурсы

Ещё одна составляющая нормальной жизни каждого из нас. Представьте, что не будет газа. Мы не сможем приготовить себе еду, обогреть дома зимой. Вы скажете, что когда-то наши далёкие предки обходились без голубого топлива: разводили костры или строили печки. Можно и сейчас так поступать, но зачем? Если есть ресурс, нужно его продать людям для их максимального комфорта и удобства. Это и есть экономика. Её роль в жизни общества - найти места концентрации ресурсов, создать условия для их добычи, выгодной продажи и получения хорошей прибыли от сделки, чтоб в дальнейшем эти же деньги опять вложить в деятельность.

Ресурсы бывают:

  • Ограниченные. Они делятся на возобновляемые (животные и растения) и убывающие (земельные и минеральные ресурсы).
  • Бесконечные. Сюда относятся ветер, солнечная энергия и так далее.

В отличие от потребностей, необходимость в ресурсах не растёт как грибы после дождя. Кроме того, потребность в них часто удовлетворена.

Блага

Экономика и её роль в жизни общества - неизменная составляющая нормального существования людей. Она призвана обеспечить наличие не только ресурсов, но и благ. Их может создавать человек для себя лично или для других людей. В последнем случае работают товарно-денежные отношения: я предоставляю услугу - ты мне её оплачиваешь. Например, вы летом едете на курорт. Отель, бассейн, боулинг, дискотека и другие объекты инфраструктуры построены одной личностью для другой. Каждый получает выгоду от этой условной сделки: первый - доход, второй - качественный отдых. Это общедоступные блага. К личным можно отнести создание уюта в доме, увлечение каким-либо занятием или хобби, посещение интересных мест.

Роль экономики в жизни общества неоспорима. И это чётко можно проследить на основе только одних благ. Подумайте, смогли ли бы мы жить в мире, где полностью отсутствует культура, нет элементарного жилья, предметов быта. Конечно же нет. Даже первобытные, ограниченные в умственных способностях люди пытались облегчить себе жизнь: они придумали топор, стрелы и лук, копьё. Сегодня мы активно пользуемся не только этими древними, но и современными благами - интернетом, компьютером, смартфоном. Они постоянно совершенствуются в зависимости от наших потребностей и существующих в мире ресурсов.

Уровень жизни

Каково место и роль экономики в жизни общества? Большое, можно сказать, даже самое основное. Без её нормального функционирования люди не могут развиваться, работать на благо окружающего мира, не говоря уже о том, что умирают от голода и нужды. Насколько эффективно работает экономика, демонстрирует уровень жизни всех членов общества. Он включает обеспечение народа всеми необходимыми продуктами, товарами и услугами для его безопасного, комфортного и максимально удобного существования.

Мы часто спрашиваем себя о том, почему одним странам удаётся добиться процветания, а в других многие люди живут за гранью бедности. Всё очень просто. Раньше правители держав считали, что высокого уровня жизни нужно достигать исключительно за счёт завоевания богатых земель, дальнейшего использования их ресурсов. Но со временем люди поняли, что, даже пребывая на своей маленькой территории, можно достичь небывалых высот развития. Возьмём, к примеру, Японию: страна считается богатой, хотя обладает небольшими запасами ресурсов. Благодаря их эффективному и умеренному использованию государство может похвастаться хорошим обеспечением и высоким доходом большинства граждан. Поэтому роль экономики в жизни общества, безусловно, очень велика.

Критерии уровня жизни

Безусловно, главный показатель - это эффективное использование ресурсов: газа, воды, электричества, леса, металла и так далее. Основными критериями также считаются:

  1. ВВП - валовый внутренний продукт на душу населения. Это сумма всех товаров и услуг, произведённых державой за год, поделённая на количество жителей.
  2. Прожиточный минимум, соотношение цен к показателю зарплат, пенсий и стипендий.
  3. Доступность образования.
  4. Уровень здоровья.
  5. Состояние окружающей среды.
  6. Культурное развитие.

Обеспечение слаженной и бесперебойной работы всех этих систем - главная роль экономики в жизни общества. Проблемы и суждения, связанные с этим понятием, всегда видоизменяются в зависимости от того временного отрезка, в котором живёт народ. Например, эксперты ООН считают, что уровень жизни в каждой стране в современном мире определяет так называемый индекс развития личности. Его высчитывают с помощью величин: ВВП страны, средняя продолжительность жизни жителей, уровень их образования и общего развития.

Причины низкой эффективности экономики

Их множество. Во-первых, это плохая работа показателей, описанных выше. Во-вторых, использование старых технологий на производстве, низкая квалификация кадров, расточительное использование благ и богатств окружающей среды и так далее. Поэтому так важно ещё с детства изучать роль экономики в жизни общества. 10 класс (учащиеся) средней школы уже должен быть тесно знаком с курсом, направленным на раскрытие основных понятий, чтоб в будущем не совершать главных ошибок и не привести страну к бедности. А наоборот, суметь максимально усовершенствовать работу той сферы, в которой будет работать будущий специалист.

Низкая эффективность экономики обрекает народ на бедность. Уровень бедности определяют, оценивая доход человека и возможность с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Логично, что чем богаче государство, тем выше его порог. Сегодня Всемирный банк установил такие черты бедности: ежедневный доход менее 1,25 доллара США. Роль экономики в жизни общества - преодолеть нужду и повысить уровень жизни каждого его члена.

Социальная роль экономики в жизни общества

Народ, его общее благосостояние, образ жизни напрямую зависят от уровня жизни, наличия благ и ресурсов. Например, экономика сильно влияет на способность человека купить жильё, найти работу, количество женщин, задействованных в производственной деятельности. Согласитесь, если в развитой стране мужчина достаточно зарабатывает и способен обеспечить семью, его жене незачем отрабатывать 40 часов в неделю, жертвуя вниманием к детям. Она лучше останется дома, будет оберегать домашний очаг, заботится о членах семьи. Что касается работы, то на неё можно выйти только ради удовольствия и саморазвития, а не ради зарабатывания денег.

Экономика и её роль в жизни общества прослеживается даже на примере деторождения. Обычно оно резко падает, когда ухудшается благосостояние граждан. Средняя продолжительность жизни - ещё один критерий, по которому можно оценить уровень развития государства. Также сюда следует отнести общее недовольство рабочих людей, количество организуемых ими митингов и забастовок, суммарное производство их труда.

Экономика и политика

В идеальном варианте государство не должно напрямую вмешиваться в товарно-денежные отношения. Оно только обязано создавать оптимальные условия для развития экономики: принимать законы, которые давали бы предприятиям больше свободы, снижали налоги, гарантировали компенсации. Правительство также призвано направлять средства, полученные в результате деятельности, на те сферы жизни, которые влияют на общее благосостояние каждой семьи: здравоохранение, образование, национальную безопасность.

Только от грамотных действий государства зависят состояние дорог, уровень озеленения улиц, степень загрязнения экологии и так далее. Благодаря правильному, целесообразному распределению финансов эти сферы будут максимально развиты. В итоге уровень жизни человека повысится, улучшится настроение каждого члена общества, вырастет его энергичность и трудоспособность - экономика будет работать более слаженно и принесёт ещё больший доход. Все взаимосвязано. Поэтому если вас спросят о том, каково место и роль экономики в жизни общества, ответ один: самое что ни на есть передовое. Она стержень жизни не только всей страны в целом, но и каждого индивида в отдельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе

На тему: «Роль экономики в жизни общества»

В нашей жизни существуют главные и второстепенные роли. Нашу жизнь можно подразделить на разные сферы общественной жизни. Одним из элементов общества является экономическая сфера. Экономическая сфера -- главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования -- продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. К экономике обычно относят все то, что связанно с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных трудом человека. Главная цель и роль экономики -- это удовлетворение потребностей каждого отдельного человека, потребностей организаций и предприятий, а также всего общества в целом. экономика материальный общество благосостояние

В течение многих столетий проблема -- как удовлетворить многочисленные потребности людей -- решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики: материальное производство и духовное производство. Производство материальных благ - (хлеба, станков, электроэнергии и т.п.) является основой жизни человеческого общества. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности оказываются услуги в области образования, медицины (под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей). Производство должно быть непрерывным.

Уровень развития производства отражается на духовности общества. Если производство развивается по возрастающей, то и потребности в культурных ценностях возрастают. Люди, обретая уверенность в завтрашнем дне, тратят деньги на разнообразные развлечения, приобретают товары для потребления.

Если же производство падает, то растет безработица, появляется неуверенность в завтрашнем дне, растет преступность, наркомания, люди замыкаются как бы в себе. Появляется так называемая субкультура. Преодоление негативных процессов в обществе растягивается на неопределенное время. А это больно ударяет по всем устоям государства: семье, правопорядку и т.п.

Таким образом, уровень жизни зависит от производства и производительности труда. Чем шире и разнообразнее производство, чем выше производительность труда, тем лучше качество жизни и благосостояние народа.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Производство и основные способы получения материальных благ. Экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны. Роль экономики в жизни общества. Наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.

    презентация , добавлен 20.01.2011

    Экономическая жизнь общества. Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Степень обеспечения населения товарами и услугами как важный показатель экономической жизни общества. Роль экономики в жизни каждого современного человека.

    эссе , добавлен 20.10.2013

    Производство-основа жизни общества. Производство-деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Национализация и приватизация. Потребности и производство. Взаимосвязь понятий. Классификация понятий. Производительные силы.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2008

    Определение роли государства в решение социально-экономических задач. Понятие термина "качество жизни". Модель постиндустриального общества. Уровень жизни населения. Стоимость жизни, потребительские цены, социальное обеспечение и свобода человека.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения. Актуальные проблемы повышения качества жизни в федеральных округах России.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Анализ эволюции взглядов на взаимодействие человеческого капитала и качества жизни. Связь человеческого капитала с этапами развития экономической системы. Роль и значение потребительского рынка и рыночных отношений в формировании качества жизни.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Уровень жизни как основа благосостояния населения. Основные составляющие и показатели уровня жизни. Социальные нормативы и потребности. Факторы жизненного уровня населения. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Доходы населения. Потребление населением материальных благ и услуг. Качество жизни как социально-экономическая категория. Уровень и качество жизни населения, их динамика. Бюджетные проектировки. Сравнение уровня жизни различных регионов и стран.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2008

    Материальное и нематериальное производство. Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Простое товарное производство, производство централизованной и рыночной экономики.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Качество жизни населения, его социальная составляющая и оценка. Значение изучения динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование. Показатели уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, основные направления его повышения.

Человеку в процессе его жизни приходится постоянно решать насущные проблемы, связанные с удовлетворением потребностей - в еде, жилье, получении знаний, самореализации и многих других. Для этого создана экономическая система, в рамках которой люди взаимодействуют и реализуют свои потребности. Узнаем кратко о роли экономики в жизни общества.

Потребности

Человек и общество постоянно развиваются. Они постоянно нуждаются в различных вещах для удовлетворения их нужд. Все потребности принято делить на несколько групп:

  • естественные (в пище, сне, жилище и другие);
  • социальные (в общении, дружбе, любви);
  • духовные (в приобретении новых знаний, освоении культурных ценностей).

Особенность человеческих потребностей состоит в том, что они не имеют предела. При удовлетворении одних, непременно возникают новые.

Примером неограниченности потребностей является сюжет сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка», в которой старуха, получив новое корыто взамен разбитого, захотела новую избу, терем и так далее.


Нельзя забывать, что ресурсы Земли, в отличие от потребностей, ограниченны. Это и полезные ископаемые, и лес, и пресная вода. Поэтому важно так организовать деятельность людей, чтобы использование ресурсов одновременно и удовлетворяло потребности людей, и осуществлялось в разумных пределах. Для регуляции этого процесса служит экономика.

Участники экономических отношений:

  • потребители (отдельные люди, семья и другие группы);
  • производители (предприятия, государство)

Всем участникам приходится выбирать, какие потребности более важны, а какие можно сократить, либо отказаться.

То есть, вступая в экономические отношения, потребитель оценивает, какие он получит выгоды и какие средства придется потратить. Производителю важно создавать то, что необходимо обществу - экономические блага.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Понятие блага

Под благами понимают те средства, которые помогают человеку удовлетворять его потребности. Они могут быть свободными и экономическими.

Свободные блага, как правило, имеются в природе в готовом виде. Это воздух, вода, свет и так далее. А экономические создаются в процессе преобразования ресурсов. Например, продукты питания, техника, здания, одежда.

Роль экономики

Разберемся, какова роль экономики в жизни общества.

Осознание ограниченности ресурсов и важности объединения в единую экономическую систему привели к тому, что общество, начав свой путь с обработки камня, к настоящему времени достигло высокого развития науки и техники, создания слаженной разветвленной торговой сети.

Но с бурным развитием производства товаров народного потребления все острее становится проблема разумного использования ресурсов. Пресная вода, газ, нефть, чистый воздух - уничтожение всех этих благ имеет необратимый характер, так как возобновить их человек не может.

Что мы узнали?

Изучив тему для 10 класса об экономике и ее роли в жизни общества, мы выявили, что в своей жизни человек вынужден постоянно заботиться об удовлетворении различных потребностей. Отношения, которые при этом возникают, называют экономическими. В условиях ограниченности природных и иных ресурсов, участникам экономических отношений приходится выбирать для себя наиболее важные потребности и самые значимые блага для производства. В целом роль экономики велика, так как существование такая система призвана достигать справедливого распределения ресурсов между людьми.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 450.