Мировой экономический кризис 1929 1933 гг конспект.

1.Особенности мирового экономического кризиса гг. 1.Глобальный, мировой 2.Самый продолжительный в истории










4. Либерально – демократический режим ВеликобританияФранция Скандинавские страны СШАКанада Мексика … Какие меры принимались в этих странах, чтобы преодолеть кризис? (стр) Л.Д.Р. – основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечении граждан широким кругом прав и свобод.


5. Тоталитарные режимы. ГерманияИспанияПортугалияИталия Т.Р. – антидемократический режим, при котором устанавливается полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия, свободы и права человека; осуществляются репрессии.


Особенности тоталитарных режимов: 1.Читать текст – стр.85 2.Дополнить схему: ГЕРМАНИЯ ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ,ИСПАНИЯ, ПОРТУГАЛИЯ СССР СССР нацизм фашизм сталинизм Крайняя форма национализма Антисемитизм Особая агрессивность Стремление к завоеванию жизненного пространства Создание корпораций, объединявших различные слои населения и подчиненных вождю Гос. Собственность Гос. Планирование Регулирование всех сторон жизни Искоренение частной собственности Уравнительное распределение Массовые репрессии


6. Авторитарные режимы Турция, Югославия Греция… А.Р.– режим, при котором политическая власть принадлежит одному лидеру или одной партии, ограничены политические права граждан и общественных организаций, вмешательство государства в жизнь общества незначительно, нет большого репрессивного аппарата.


Закрепление: 1. Каковы особенности М.Э.К гг.? 2. Каковы причины МЭК гг.(выберите правильный ответ) 1.Ограничение конкуренции в результате монополизации производства в ряде отраслей. 2.Спекулятивный бум на рынке ценных бумаг 3.Ограниченность массового потребления в условиях массового производства 4.Отсутствие регулирующей роли государства 5.Усиление государственного вмешательства в экономику. 6.Неограниченная стихия рыночных отношений 7.Падение цен на сельхоз.продукты


3. Каков главный принцип кейнсианства? 1.В условиях кризиса должны сокращаться государственные расходы. 2.В условиях кризиса перепроизводства должны замораживаться зарплата и цены. 3.Массовому производству должно соответствовать массовое потребление («эффективный спрос»)


4. Впишите названия политических режимов. 1. _________________ режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. 2.__________________ режим характеризуется государственно0политическим устройством общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. 3.__________________ режим основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечении граждан широким кругом прав и свобод.


Источники: Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, XX- начало XXI века: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ О.С.Сороко- Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение, Сороко-ЦюпаО.С., Сороко-Цюпа А.О. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история »


Фото и рисунки:

Мировой экономический кризис, который поразил ведущие мировые державы в период с 1929 по 1933 год, до сих пор считается самым тяжелым в истории. Его последствия были очень тяжелыми и носили глобальный характер.

Причины мирового кризиса экономики

Причины мирового экономического кризиса заключались сразу в нескольких факторах. Первый – это кризис перепроизводства, когда промышленность и сельское хозяйство производили больше, чем могли потребить люди. Второй – это отсутствие регуляторов финансового рынка, что привело к мошенничеству на рынке ценных бумаг, а в конечном итоге – к биржевому обвалу.

Начало мирового экономического кризиса

Началось все с Соединенных Штатов, после этого кризис распространился на страны Латинской Америки. Из-за высоких ввозных пошлин (правительство надеялось таким образом поддержать отечественного производителя) Америка “экспортировала” его в Европу. Финансовые взаимосвязи между странами ослабли из-за многочисленных торговых споров. Франция смогла избежать кризиса в 1929 году, когда он пришел в большинство европейских стран, но уже в 1930 сложное время наступило и для нее.

Какие страны больше всего пострадали в период мирового экономического кризиса

Итак, первый удар пришелся на США – 25 октября 1929 года на нью-йоркской фондовой бирже произошел полный обвал акций. После этого проявления кризиса стали нарастать, как снежный ком: за кризисные годы закрылось более пяти тысяч банков, объемы промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции сократились почти на треть, демографическое положение тоже было плачевным – прирост населения прекратился. Эти годы вошли в историю под названием “Великая депрессия”.

Сильнее всего от Великой депрессии пострадали афроамериканцы, так как их сокращали с рабочих мест в первую очередь.

Рис. 1. Афроамериканский рабочий.

Сильно пострадала от кризиса экономики и Германия – как и у Америки, у этой страны не было колоний, куда можно было сбывать излишки товара. В 1932 году, на который пришелся пик мирового кризиса, ее промышленность упала на 54%, а безработица составила 44%.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Именно на фоне кризисных явлений в экономике в политике и общественной жизни немцев усилилось влияние национал-социалистической партии под руководством Адольфа Гитлера, который впоследствии развязал Вторую мировую войну.

Рис. 2. Адольф Гитлер.

Другие мировые державы – Англия, Франция, Италия и Япония – пострадали от кризиса меньше, но все же удар по их экономике был нанесен существенный.

Все государства вынуждены были искать свои пути выхода в данной ситуации, в основном они заключались в усилении влияния государства на экономику и регулировании финансовых институтов.

Последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 годов

Несмотря на то, что преодоление кризисных явления во всех мировых державах началось довольно рано, процесс все же затянулся на 4 года и имел достаточно тяжелые итоги.

Рис. 3. Рынок в Германии в период экономического кризиса.

Сократилось промышленное производство и производство продукции в сельском хозяйстве, около половины трудоспособного населения осталось без работы, что повлекло за собой нищету и голод. Также обострились межгосударственные отношения, сократились объемы мировой торговли. К тому же этот первый экономический кризис вскоре породил и второй, хотя и менее масштабный.

Что мы узнали?

В статье по истории для 11 класса мы поговорили кратко о мировом экономическом кризисе 1929-1933 годов, а также о том, какие у него были особенности и последствия он имел для великих держав, кто из них пострадал сильнее всего и к чему это привело в результате.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 833.

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Тема:

ФИО (полностью)

Пермякова Светлана Семеновна

Место работы

Филиал №3 ГКВОУ ЦО при ИУ Самарской области

Должность

Учитель истории и обществознания

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Базовый учебник

Н.В. Загладин. Новейшая история зарубежных стран ХХ век.- М.: Русское слово, 2008

    Цель урока:

Образовательная цель: Способствовать формированию у школьников яркого, эмоционально окрашенного представления о положении людей в условиях мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Подвести учащихся к самостоятельному выводу о причинах этого явления и о влиянии политических режимов на масштабы и характер вмешательства государства в экономическую и повседневную жизнь общества и индивидуума.

Развивающая цель : формирование учебно-познавательной и ценностно-смысловой компетенций учащихся на основе анализа графической и текстовой информации, обобщения и систематизации полученных знаний, умения и навыка самостоятельной работы с цифровым образовательным ресурсом, развитие рефлексивных умений.

Воспитательная цель: формирование у школьников чувства сострадания к людям, оказавшимся в сложном социально- экономическом и морально- психологическом положении в связи с мировым экономическим кризисом 1929-1933гг.

ориентировать учащихся на демократические способы разрешения противоречий между личностью, обществом и государством.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Ф орма урока : комбинированный.

    М етоды обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблицы, работа с ЭОР.

    Средства обучения : модуль ФЦИОР «Великая депрессия».

    Формы работы учащихся : анализ текстовой и графической информации, подготовка устных сообщений по теме, групповая работа с текстом учебника и ЭОР.

    Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, экран.

Этап урока.

Название используемых ЭОР (с указанием их порядкового номера в таблице №2

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

1.Орг. момент.

Тема урока на доске, проверка оборудования

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь

2.Ввод в изучение темы, актуализация знаний.

Беседа с классом. В наше вы часто слышите с экрана ставшее привычным слово «кризис». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

Учитель обобщает ответы и озвучивает тему урока, формулирует цель: изучить основные события мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., его причины, формы проявления и пути выхода из него в разных странах мира.

Учащиеся называют ассоциации и высказывают мнения о том, что эта тема актуальна.

Запись темы и плана урока в тетрадь.

3. Изучение нового материала

Модуль 1 «Великая депрессия»

(информацион

Демонстрация страниц модуля.

1страница:
Кризис в США

    Мир накануне кризиса : работа с понятием «стабилизация капитализма»

2) Экономика США накануне кризиса.

А) портрет Ч. Дауэса.

Б) Задание: Составить логическую цепочку, приведшую к кризису.

В) Вопрос: Можно ли было избежать создания финансовых пирамид?

3) Начало Великого кризиса и его причины.

А) Портрет Г.Гувера, фотографии тех лет.

Задание: Назовите причины кризиса

4) Распространение кризиса

А) фото «Социальная столовая»

Б) фото «Безработный, торгующий яблоками»

Вопрос: Какого цвета кризис?

5) «Новый курс» Ф.Рузвельта

А) фото «Трущобы на окраинах мегаполиса – гувервили», «Быт гувервиля», «Карикатура

эпохи депрессии – гувервили»

Задание: Прокомментируйте карикатуру.

Портрет Ф.Рузвельта

Портрет Д. Кейнса

На основе текста модуля

выпишите основные черты политики «нового курса» и объясните, в чем его новизна.

6) Эффективность политики «нового курса»

Работа с пропагандистскими плакатами тех лет в США.

Вопрос: Что означают изображения игральных карт и счастливой семьи?

2 страница: Экономический кризис в Европе

Задание: Изучите материал в группе для заполнения таблицы №1

См. Приложение 1 .

3 страница:

Фашистские

диктатуры в 1930-е гг.

А) Нацизм в Германии

Задание. Просмотрев фотографии, ответьте на вопрос: В чем вы видите причины популярности Гитлера?

Б) Гитлер у власти

Учитель дает задание заполнить таблицу №1 (материал о Германии)

В) Фашизация Европы

Работа с исторической картой

Запись понятия в тетрадь

Краткая справка учащегося

Составление логической цепочки: экономическое первенство США - высокий уровень жизни -покупка акций в кредит -образование финансовых пирамид

Отвечают на вопрос.

Учащиеся называют причины кризиса:

1.Стабилизация и экономический бум при отсутствии массового потребления.

2.Нерегулируемость рынка.

3.Создание финансовых пирамид.

4.Зависимость мировой экономики от США.

Учащиеся называют цвет серый, темно-зеленый.

Учащиеся комментируют карикатуру

Краткая справка учащегося о Ф.Рузвельте

Краткое сообщение учащегося об английском экономисте Д.М. Кейнсе и его теории «эффективного спроса»

Учащиеся выписывают основные реформы «Нового курса» в таблицу: №1

Ответы учащихся

Учащиеся работают в группах и самостоятельно изучают блоки страницы: Великобритания, Кризис во Франции, Фашизм и Народный фронт», Германия в эпоху кризиса.

Краткая справка о А.Гитлере.

Ответы учащихся

Учащиеся заполняют таблицу №1

Учащиеся находят страны, в которых установились фашистские режимы.

4.Первичное

закрепление темы

Обсуждение итогов работы по составлению таблицы

Учащиеся докладывают о результатах своей работы

5.Закрепление темы

Модуль 2

(практикум)

Фронтальная работа с модулем 2

Учащиеся выполняют задания Модуля 2

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Учащиеся записывают д/з и оценивают свою работу на уроке.


Приложение№1 к плану-конспекту урока

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Таблица№1

Страна

Особенности проявления

кризиса

Меры по преодолению кризиса

Политический режим

Великобритания

Франция

Германия

Таблица№2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Модуль 1 Великая депрессия

Информационный модуль

Иллюстрация, фото, текст

/card/1009/velikaya-depressiya-1929-1933-gg.html

Модуль 2 Великая депрессия

  • М инистерство образования и науки Российской Федерации (13)

    Основная образовательная программа

    Пособия, конспекты лекций, ... 1986. Тема 10. Мировой экономический кризис (1929 1933 гг .) План : Причины и содержание мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг . Варианты... урок всеобщего финансового, экономического , нравственно-духовного кризиса ...

  • Учебно-методический комплекс

    И уроки . ... формах конспекта , ... планов Экономические кризис 1929 ... Тема гг . Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг ...

  • Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии» направление 050400 62 социально-экономическое образование

    Учебно-методический комплекс

    И уроки . ... формах конспекта , ... планов развития народного хозяйства СССР. Экономические дискуссии 1920-х годов. Политический кризис 1929 ... Тема 46. Внешняя политика и международное положение СССР в 1920-е –1930-е гг . Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг ...

  • «россия в мировой цивилизации» учебно-методическое пособие волгоград 2004

    Учебно-методическое пособие

    Просмотра конспекта лекции по теме и... плана семинарских занятий следует начать с определения понятия “мировой экономический кризис ... развитие экономического сотрудничества. Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг . и... к извлечению уроков из поражений...

  • Конспект урока для 11 класса.

    Мировой экономический кризис.

    Цели : рассмотреть Мировой экономический кризис, познакомиться с причинами, особенностями и последствиями МЭК 1929-1933 гг.

    Развивающая цель : развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию.

    Задачи : показать предпосылки мирового экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира, изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США, формулировать выводы и обобщения, развивать навыки работы с текстом и документами.

    Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

    Средства обучения: презентация, учебник О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.»

    План урока.

    1. Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны.
    2. Причины и особенности мирового экономического кризиса (экономический кризис в США)
    3. Выход из кризиса в США
    4. Особенности эконом. кризиса в странах Запада

    Ход урока

    I. По первому пункту плана необходимо раскрыть причины стабилизации послевоенного развития стран запада в 1920-е гг.

    Причины стабилизации послевоенного развития Запада:

    1. революционные движения подавлены
    2. расширение рынков сбыта продукции
    3. выплата репараций
    4. отмена ограничений военного времени
    5. сокращено государственное регулирование экономики

    В результате Первой мировой войны экономическим лидером становится США.

    США не пострадало во время Первой Мировой войны, извлекло выгоды от торговли с воюющими странами, одновременно предоставляя им займы.

    В 1920-е годы наблюдается процветание в Странах Запада. США выходят на первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

    1. Основой промышленного развития стало массовое производство предметов домашнего обихода. Оно бурно развивалось благодаря изобретению конвейера Г. Фордом. Производство автомобилей для рядовых потребителей, изготовление радиоприемников, телефонов, холодильников и т.д.
    2. Экономическое процветание сопровождалось быстрым ростом стоимости акций целого ряда компаний. Многие американцы спешили вложить деньги в ценные бумаги. Но когда деньги вкладываются в акции, которые не обеспечены реальным производством, тогда игра на бирже этими акциями становится спекуляцией и превращается в финансовую «пирамиду»

    Задание 1. на странице 90-91 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие экономики. (Слайд № 4)

    II. Причины и особенности мирового экономического кризиса:

    1. Стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер), однако большинство людей не были достаточно обеспеченными - нет массового потребления.
    2. Нерегулируемый рынок (экономический либерализм государственной политики).
    3. Финансовые спекуляции и грандиозные финансовые «пирамиды» ¢ деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством.
    4. Зависимость мировой экономики и финансов от США.

    С четверга 24 до вторника 29 октября 1929 г. крах на Нью-Йоркской бирже. В пятницу владельцы акций бросились продавать их, но цены падали каждую минуту, вместе с ними «испарялись» огромные состояния и уже к полудню доселе процветающие собственники были разорены. За несколько «черных» дней американцы лишились 40 млн. долларов.

    Так начался финансовый кризис в США, вскоре ставший мировым.

    Слайды №№ 6, 7, 8

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы, курса акций.

    Задание 2. на странице 91-92 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите последствия кризиса в США

    (Слайд № 9)

    Жертвами кризиса стали страны, экономически связанные с Западом. Разрывались международные торговые связи, сокращался уровень мировой торговли.

    Последствия кризиса:

    1. Огромные масштабы кризиса
    2. Падение объема производства
    3. Банкротство 130 тыс. предприятий и 20% всех банков страны
    4. Снижение добычи угля на 42% и выплавки стали в 4 раза.
    5. Разорение 897 тыс. фермерских хозяйств.
    6. Безработица (13 мил. человек).
    7. Уменьшение заработной платы на 33%.
    8. Уменьшение доходов фермеров на 50%
    9. Падение уровня жизни населения.

    Кризис разразился в 1929-1933 гг. в США, его назвали «Великой депрессией», он существенно отличался от циклических кризисов XIX –н. XX вв. Он возник в то время, когда происходило обновление технической и технологической базы экономики, начало развиваться производство товаров массового потребления.

    Экономический кризис охватил весь мир, означал также кризис принципов либеральной экономики.

    III. Выход из кризиса в США

    Задание 3. на странице 93-95 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и ответьте на вопросы:

    Кто сумел вывести страну из кризиса?

    Чем политика «Нового курса» принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

    (Слайды №№ 10, 11, 12)

    США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

    Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

    (Слайд № 13, 14)

    3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

    Финансовые

    Экономические

    Социальные

    Временное закрытие всех банков

    На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

    Усиление государственного контроля в банковской сфере.

    Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

    Ограничивались спекуляции на бирже.

    “Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

    “Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

    “Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

    Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

    Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

    Организовывались общественные работы

    VI. Особенности экономического кризиса в странах Запада.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Заполнение таблицы.

    Задание 3.

    1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

    Цели и задачи урока:

    Образовательная цель: познакомиться с Мировым экономическим кризисом, его причинами и проявлениями в разных странах мира.

    Задачи:

    рассмотреть положение крупнейших капиталистических стран после 1 мировой войны, особенности их экономического развития;

    познакомиться с причинами, особенностями и сущностью мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;

    оценить проявления мирового экономического кризиса в разных странах, его экономические, политические и социальные последствия;

    изучить пути выхода из кризиса на примере “Нового курса” Рузвельта в США;

    познакомиться с развитием Великобритании и Франции в 20 – 30 гг.;

    показать роль Народного Фронта во Франции.

    Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

    Задачи:

    • развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
    • развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране;
    • сравнивать пути выхода из кризиса на примере отдельных стран;
    • формулировать выводы и обобщения;
    • формирование навыков работы с текстом, документами;
    • развитие навыков самостоятельной работы;

    Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

    Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами, документами, текстом учебника).

    Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблиц.

    Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями, раздаточный материал, портрет Ф.Д. Рузвельта, учебник: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев. “Россия и мир. ХХ в” (возможно использование других учебников).

    ПЛАН УРОКА

    1. Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны
    2. Причины и особенности мирового экономического кризиса.
    3. Экономический кризис в США.
    4. Выход из кризиса в США.
    5. Экономический кризис в Великобритании и Франции.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний по теме: “Версальско-Вашингтонская система и создание Новой карты Европы”.

    1) Как вы думаете, какие из условий Версальско-вашингтонской системы могли благотворно или неблагоприятно повлиять на экономическое развитие государств?

    III. Изучение нового материала.

    Изучение нового материала происходит в форме сочетания рассказа учителя с работой учащихся по картам заданий (Приложение 1.) Работая с картой заданий учащиеся самостоятельно формулируют выводы и обобщения, составляя опорный конспект. Далее приводится вариант заполнения опорного конспекта (текст конспекта выделен курсивом.)

    1) Особенности развития государств после 1 мировой войны

    Организуется беседа с классом, в ходе которой делаются следующие выводы:

    • В большинстве стран (кроме США) – экономическая разруха.
    • Рост инфляции наблюдается во многих государствах, особенно сильно - в Германии.
    • Резкий рост рабочего движения; как следствие в Италии и Франции принимаются социальные законы – о 8ми часовом рабочем дне, в Англии женщины получили право голосовать.
    • США выходят на Первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

    Выполняется задание 1 (см. Карту заданий)

    ЗАДАНИЕ1.

    На стр. 90-91 учебника О. Волобуева и др. “Россия и мир ХХ в.” прочитайте и выпишите себе несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие американской экономики.

    • рост уровня жизни населения
    • доля США в промышленном производстве в мире – 48%
    • производительность труда выросла на 43%
    • развитие автомобилестроения.
    • Развитие биржи

    2) Причины и особенности мирового экономического кризиса.

    Рассказ учителя:

    Каждый из дней, начиная с четверга 24 октября до вторника 29 октября 1929 г., хотя бы однажды “удостаивался” у историков и журналистов печального определения “черный”. В эти дни произошел крах нью-йоркской биржи: в пятницу владельцы акций бросились продать их, цены на акции с каждой минутой падали, вместе с ними “испарялись” огромные состояния, и уже к полудню много доселе процветающие собственники были разорены. За несколько “черных” дней американцы лишились 40 млн долларов. Миллион людей потеряли свои сбережения, а вместе с ними и надежду на будущее. Кризис, начавшийся в США, охватил большинство cтpaн мира.

    На уроке мы проведем исследование проблемы и определим каковы причины и особенности кризиса, как разворачивались события в разных странах, как сказался кризис на общественных отношениях и какая политика способствовала выходу из кризиса в разных

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.

    Причины кризиса:

    • После 1 мировой войны мировая экономика стала зависеть от стабильности американской экономики.
    • Резкий рост производства товаров при низкой платежеспособности производства в конце 20х гг. привел к кризису перепроизводства (Разрушилась экономическая цепь производство – распределение – потребление)
    • 1929 г. – биржевой кризис – резкое падение курса ценных бумаг.
    • Это повлекло за собой финансовый кризис, который проявился в сокращении налогов, дефициту бюджета и в результате привело к глобальному экономическому кризису . Экономика не смогла преодолеть этот кризис сама с помощью рыночных механизмов. Потребовалось вмешательство государства.

    3) Экономический кризис в США

    ЗАДАНИЕ 2.

    Используя материал учебника с. 91 – 92 и документы выпишите в тетрадь проявления кризиса в США. И других государствах (и хронологические рамки кризиса).

    (документы и материалы к заданию – см. Приложение 1)

    • Обвал курса акций и разорение владельцев акций
    • Банкротство банков и промышленных предприятий
    • Безработица – массовое явление
    • Разорение фермеров и крестьян
    • Производство обрабатывающейся промышленности сократилось на 53%, автомобилестроение на 80%
    • США по уровню экономического развития оказались на уровне 1905 – 1906 гг.
    • Уровень мировой торговли сократился на две трети
    • Экономический кризис распространился на Европу и страны третьего мира.
    • Уничтожение продовольственной продукции, чтобы не допустить еще большей инфляции.

    4) Выход из кризиса в США

    ЗАДАНИЕ 3.

    Стр. 93 – 95. Ответьте на вопросы:

    1) Кто сумел вывести страну из кризиса? .

    2) Чем политика “Нового курса” принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

    США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

    Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

    3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

    Страна

    Особенности проявления кризиса

    Меры, предпринятые для преодоления кризиса

    Великобритания

    страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

    пик кризиса – 1932 г.

    начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

    Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

    Протекционистские меры по защите английской экономики.

    Франция

    Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг.

    Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

    Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

    Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

    Под контроль государства поставлен французский банк,

    Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

    Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

    Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

    Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

    Запрет фашистских организаций.

    В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.

    Финансовые Экономические Социальные
    Временное закрытие всех банков

    На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

    Усиление государственного контроля в банковской сфере.

    Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

    Ограничивались спекуляции на бирже.

    “Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

    “Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

    “Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

    Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

    Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

    Организовывались общественные работы

    4) Итоги “Нового Курса”

    • в экономике возросла регулирующая роль государства
    • кризис удалось преодолеть
    • улучшение жизни трудящихся
    • в 1939 г. Новый курс прекращен.

    5) Экономический кризис в Великобритании и Франции

    ЗАДАНИЕ 4

    1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

    Страна Особенности проявления кризиса Меры, предпринятые для преодоления кризиса
    Великобритания страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

    пик кризиса – 1932 г.

    начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

    Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

    Протекционистские меры по защите английской экономики.

    Франция Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг.

    Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

    Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

    Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

    Под контроль государства поставлен французский банк,

    Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

    Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

    Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

    Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

    Запрет фашистских организаций.

    В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.

    IV. Домашнее задание.

    Параграф 14. (О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев. Россия и мир. ХХ в.).

    Ответьте на вопрос:

    1) “Что общего и в чем различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции?”

    Литература:

    1. Волобуев О.В. Россия и мир. ХХ век: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2005.
    2. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история: 9 кл. – М., 2002.
    3. Сороко-Цюпа А.О. Мир в ХХ в. 11 класс: Методическое пособие. – М., 2005.