Зарплаты чиновников стоит вернуть хотя бы на прежние уровни. Противоречивая информация об индексации

Слухи о резком повышении зарплат чиновникам оказались фальшивкой. Однако сама по себе постановка вопроса выглядит обоснованной: в реальности вот уже несколько лет зарплата госслужащих только сокращается. Это резко контрастирует с тем подходом, который практикуется за рубежом и позволил России уже существенно поднять престиж работы на государство – в частности, военной службы.

Правительство официально открестилось от данных СМИ о том, что к 2019 году федеральным чиновникам якобы повысит зарплаты, и сразу на 38%. Формально так написано в плане по развитию госслужбы на 2016–2018 годы. Как потом оказалось, в плане написать можно что угодно, но пока в бюджете на это не предусмотрят реальные средства, ни на какое повышение зарплат чиновникам рассчитывать не приходится.

«Во Франции, например, на место в госслужбе конкурс может быть в 100 человек. Вы можете представить себе такой конкурс у нас?»

Еще более важно, что на самом деле даже в плане по развитию госслужбы речь идет не о реальном повышении зарплаты, а, по сути, о попытке ее выровнять. Иными словами, доходы чиновников должны быть приведены в соответствие с экономическими реалиями.

Так, в 2015 и 2016 годах зарплаты госслужащих были заморожены, индексация на уровень инфляции не проводилась. Более того, в проекте бюджета на 2017–2019 годы также отменена норма об индексации им зарплат по инфляции. Что касается федеральных чиновников, то в 2014 и 2015 годах их денежное содержание было сокращено на 10%, в том числе в администрации президента и в аппарате правительства. Проводились соответствующие сокращения и в регионах.

Откуда же взялась цифра в 38% к 2019 году? Она была сформирована как расчетная компенсация инфляции сразу за семь лет (с 2012 по 2018 год) и предыдущего сокращения зарплат. Получилось так, что индексация зарплат госслужащих, проведенная в 2012 и 2013 годах, была нивелирована последовательным сокращением зарплат на 10% в 2014-м и 2015-м. В итоге выяснилось, что госслужащие федеральных органов исполнительной власти, а также сотрудники аппарата правительства и администрации президента РФ до 2019 года будут получать денежное вознаграждение на уровне 2012 года.

Такое положение дел вряд ли можно считать нормальным. Конечно, чиновники понимают, что в сложной экономической ситуации меры экономии должны распространяться на всех, чей труд оплачивается из бюджета страны. Однако падение ВВП и инфляция серьезно замедлились, и в течение следующих двух лет ожидается пусть небольшой, но рост российского ВВП. И если в сложные для страны времена власти идут на урезание зарплат госслужащим, то при улучшении ситуации логично вернуть доходы госслужащих хотя бы на докризисный уровень.

«Ситуация с зарплатами госслужащих у нас несправедлива. Такого ни в одной развитой стране нет. Во всем мире управление считается самым сложным видом труда. А сложный вид труда по всем данным экономики должен оплачиваться выше, чем простой. Поэтому госслужащие как управленцы должны получать существенно больше, чем в среднем по стране или по региону», – говорит газете ВЗГЛЯД профессор кафедры социальной конфликтологии факультета национальной безопасности (ФНБ) РАНХиГС Виктор Нечипоренко.

Украина уже столкнулась с серьезной проблемой, когда управлять государством приходят совершенно случайные и необразованные люди. Причиной тому не только революционный энтузиазм представителей новой украинской власти, но и то, что официальные зарплаты чиновников на Украине ничтожны. На них физически невозможно прожить. В итоге страна утопает в коррупции и теневой экономике, а нанять компетентных и не берущих взятки управленцев невозможно. В Киеве до сих пор всерьез идею того, что зарплаты чиновникам будет платить Евросоюз, а не дырявый украинский бюджет. К счастью, при всех проблемах экономическая ситуация в России гораздо лучше.

«Мы никогда не получим эффективное государственное управление, не набирая качественный персонал на госслужбу. Например, у сотрудника два–три высших образования, он один из лучших специалистов – а ему платят низкую зарплату. Недобросовестные люди компенсируют это за счет коррупции», – переживает собеседник.

Так, по его словам, федеральные госслужащие должны получать существенно больше среднего дохода по Москве. Средняя зарплата в Москве составляет сегодня 66,88 тыс. рублей. Если взять в целом, то средняя зарплата федерального госслужащего выше – чуть более 90 тыс. рублей. Однако если взять не средние показатели, а отдельные ведомства и доходы внутри министерств, то разница в доходах между сотрудниками различных ведомств будет весьма существенной. И средний столичный чиновник не всегда зарабатывает даже сумму, равную средней зарплате по Москве.

Особенно тяжело в этом смысле младшим специалистам. «У министров и сотрудников администрации президента зарплаты высокие (так, средняя зарплата в администрации президента по данным Росстата – 208 тыс. рублей), – объясняет экс-замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь. – В то время как специалисты первой категории в Москве получают зарплату в 26 тыс. рублей».

Первые шаги для того, чтобы поднять престиж госслужбы в России, уже были сделаны в свое время, и это оправдало себя. Так, с 2002 по 2013 год зарплаты госслужащих увеличились в шесть раз. Если в 2002 году среднемесячная зарплата госслужащих составляла 6547 рублей, то в 2013 году – уже 39 115 рублей. В ходе реформ силовых ведомств, в том числе реформы Минобороны во времена министра Сердюкова, были существенно подняты зарплаты сотрудников полиции, спецслужб и Вооруженных сил. С тех пор существенно вырос престиж и государственной службы в целом, и военной в частности. Минобороны недавно , что только за последние два года количество желающих служить в Российской армии выросло в разы.

Следующим шагом должно стать поднятие зарплаты служащим низшего и среднего звена, а также нивелирование разницы в доходах между сотрудниками различных ведомств, считает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. «Существующий подход к формированию оплаты труда демотивирует основную массу чиновников и способствует росту «текучки». В результате формирование корпуса госслужащих проходит по принципу негативного отбора: лучшие работники при первой же возможности переходят в коммерческие структуры», – констатирует он.

Конечно, индексация зарплат на инфляцию сама собой ничего не решает, необходимо улучшать в целом подход к привлечению талантливых управленцев к службе на государство. Это не только достойная зарплата, это также стимулирование за счет премирования по определенным критериям эффективности. Плюс социальные гарантии.

«Мировой опыт показывает, что госуправленцы получают существенно больше, чем обычные люди. В западных государствах госслужащий – это звучит гордо. Во Франции, например, на место в госслужбе конкурс может быть в 100 человек. Вы можете представить себе такой конкурс у нас? Там люди стремятся служить государству, потому что понимают, что если они будут хорошо работать, то у них будет потом достойная пенсия, и семья получает социальные гарантии. Там госслужащие стараются не быть замешанными в коррупции, иначе они очень много теряют», – рассказывает Виктор Нечипоренко.

По словам Нечипоренко, есть ряд методов улучшения качества чиновничества именно с точки зрения разницы в зарплате. Во-первых, надо стимулировать профессионализм и получение соответствующего образования. Например, если у чиновника нет специального образования по специальности муниципального и государственного управления, то он должен получать меньше коллег, имеющих подобное образование. Кроме того, зарплата должна зависеть от стажа управленческой работы.

Средняя зарплата российских министров составляет 693 тыс. руб. Максимальную оплату за труд получают министры финансово-экономического блока – до 1,7 млн руб. Труд руководителей министерств социальной сферы оценивается от 443 тыс. руб. Зарубежные коллеги получают в месяц до 110 тыс. $.

По данным Минфина, средняя зарплата министров в 2016 году составляла 693 тыс. руб. Так как в 2017 году оклады не индексировались, расчетные средние заработки остались на прежнем уровне.

Таблица 1. Средняя зарплата министров РФ

Источник: РБК

Справка! Министр Российский Федерации – замещаемая государственная должность в составе Правительства – федеральной исполнительной власти страны.

Министры назначаются Указом президента, возглавляют подведомственные министерства и не относятся к числу гражданских федеральных служащих.

По состоянию на 2018 г., к числу чиновников правительства, занимающих замещающие должности, относится 32 человека, в том числе председатель правительства, его первые замы и федеральные министры.

От чего зависит заработная плата государственных чиновников

Премьер-министр, его первые замы, а также первые руководители министерств получают денежное вознаграждение в размерах, установленных в законодательном порядке в соответствии с должностными окладами, надбавками и другими выплатами, отраженных в президентском Указе № 742.

Ежемесячное и ежеквартальное денежное поощрение устанавливается в размерах и порядке, которые устанавливаются лично Президентом Российской Федерации.

Финансирование денежных вознаграждений возложено непосредственно на правительство и осуществляется из федерального бюджета.

Кроем этого, министр имеет право на получение премий за счет сэкономленного зарплатного фонда подведомственного министерства, возникшего по причине наличия вакантных должностей, но не более 10% от утвержденной предельной численности служащих.

В официальных источниках публикуется только узаконенный оклад. Однако эта информация не раскрывает полной картины, так как оплата труда включает, кроме основного денежного вознаграждения, множество переменных составляющих, в том числе премии, поощрения и пр. доплаты, которые фактически начисляются в индивидуальном порядке.

«Суперзарплаты» министров

Впервые реальные заработные платы министров были опубликованы Министерством финансов в конце 2017 г. По данным РБК, данные охватывали период 2016 г.

Таблица 2. Зарплаты российских глав министерств за 2016 г.

Должность ФИО Размер заработка, руб.
Первый заместитель председателя правительства по вопросам финансово-экономической политики Антон Силуанов 1 730 000
Руководитель министерства минэкономразвития Максим Орешкин 1 270 000
Министр энергетики Александр Новак 1 160 000
Глава МЧС Владимир Пучков 954 000
Руководитель министерства промышленности и торговли Денис Мантуров 921 000
Глава министерства сельского хозяйства Александр Ткачев 451 000
Глава Минстроя Мень М. А. 443 000

В 10-ку самых высокооплачиваемых чиновников попали руководители министерств здравоохранения, спорта, иностранных дел, образования, юстиции, чье вознаграждение составляет от 497 000 руб. до 634 000 руб.

Реальные доходы правительства

Данные о заработной плате не раскрывают в полной мере информацию о реальном доходе министров. Некоторые из них имеют собственный бизнес, получают дивиденды от инвестиций, проценты от банковских вкладов.

Информация о доходе и имуществе членов Правительства РФ ежегодно публикуется на сайте http://government.ru/news/ на основании официально поданных деклараций.

Таблица 3. Сведения о доходах членов Правительства России за 2017 г. (выборочно)

Должность

Фамилия Декларированный годовой доход за 2017 г., руб.
Премьер-министр Медведев Д. А. 8 565 296
Первый зам. Председателя Правительства Шувалов И. И. 91 280 609
Заместитель Председателя Правительства Хлопонин А. Г. 2 912 121 655
Рогозин Д. О. 24 212 329
Козак Д. Н. 21 438 878
Голодец О. Ю. 11 463 074
Министры
Сельского хозяйства Ткачев А. Н. 548 255 533
Промышленности и торговли Мантуров Д. В. 213 566 746
Министр Российской Федерации Абызов М. А. 181 010 188
Финансов Силуанов А. Г. 25 091 905
Экономического развития Орешкин М. С. 20 928 808
Энергетики Новак А. В. 16 303 693
По делам гражданской обороны Пучков В. А. 12 404 594
Обороны Шойгу С. К. 10 269 640
Культуры Мединский В. Р. 8 736 475
МВД Колокольцев В. А. 9 516 505
Юстиции Коновалов А. В. 6 921 731
Иностранных дел Лавров С. В. 6 889 891
Здравоохранения Скворцова В. И. 6 294 311
Образования и науки Васильева О. Ю. 6 145 783
Спорта Колобков П. А. 6 130 655
Труда и социальной защиты Топилин М. А. 5 928 655
Транспорта Соколов М. Ю. 5 850 255
Природных ресурсов и экологии Донской С. Е. 5 261 701

Ознакомиться с данными о движимой и недвижимой собственности, а также имуществе в аренде или безвозмездном пользовании можно,

Как изменялись оклады государственных лиц

Размер денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности, установлен Указом президента N 742 от 30.09.2013 г. Согласно этому законодательному акту, оклады были установлены в 2013 г. и повышены на 64-66% в 2014 г.

Однако с 2015 г. на основании Указ Президента N 110 от 27.02.2015 оклады понижены на 10%. Ежегодно этот документ пролонгируется.

Поэтому оклады были повышены на 4% совместно с зарплатами федеральных чиновников в 2018 г. Однако это не отменило действия Приказа, понижающего вознаграждение на 10%.

Таблица 4. Изменение окладов министров в 2013–2018 гг .

Должность С 1 сентября 2013 г. С 1 сентября 2014 г. С 2015 г. 2018 г.
Оклад После применения понижающего коэффициента
Министр – полномочный представитель Президента в федеральном округе 53 730 81 516 73 364 84 776 76 299
Министр РФ – руководитель аппарата правительства 53 730 81 516 73 364 84 776 76 299
Федеральный министр 51 823 81 513 73 362 84 774 76 296
Министр иностранных дел 53 492 86 123 77 510 89 569 80 611

Оклады и зарплаты руководителей силовых министерств: обороны, внутренних дел, по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям – не разглашаются.


Кстати, размер пенсий чиновников исчисляется именно из размера денежного вознаграждения без учета надбавок и премий.

Привилегии и льготы

Кроме оплаты командировочных расходов, в том числе зарубежных поездок, чиновники имеют ряд привилегий и льгот.

Справка! Зарубежные командировки сотрудников аппарата Правительства обошлись бюджету в 970 тыс. руб., из которых 270 тыс. руб. были выплачены в качестве суточных.

Министрам предоставляется на безвозмездной основе льготы в виде:

  • обслуживания в ведомственных поликлиниках;
  • госпитализации в особые клиники;
  • служебного жилья на время исполнения обязанностей;
  • субсидии для приобретения собственного жилья;
  • служебной дачи в ведомственном коттеджном поселке;
  • повышения квалификации;
  • персонального автомобиля;
  • служебного авто;
  • безлимитной мобильной и стационарной связи;
  • бесплатных билетов на поезд, самолет;
  • отдых со скидками в санаториях.

Сколько получали министры в СССР

Зарплаты первых лиц советского государства были в 4–5 раз больше окладов обычных граждан и составляли:

  • Генсека – 1 500 руб.;
  • Члена Политбюро – 1 200 руб.;
  • Кандидата в Члены Политбюро – 1 000 руб.;
  • Секретаря ЦК КПСС – 800 руб.;
  • министра – 800 руб.

Но по сравнению с нынешними чиновниками, доход советских государственных мужей был в 2 раза ниже. Однако перечень льгот при социалистическом строе включал не только служебные машины, дачи и квартиры, но и спец. пайки из дефицитных продуктов питания.

Обещанные Владимиром Путиным изменения в положении государственных служащих начинают реализовываться. Так, Министерство финансов уже наметило контуры оптимизации, которая начнётся в 2013 году и продлится вплоть до 2018 года. Напомним, президентом была подчёркнута важность моральной и финансовой мотивации чиновников и приведения степени оплаты их труда к современным рыночным показателям.

На сегодняшний день ситуация в государственных органах сложилась так, что окладная часть зарплаты служащего составляет всего 7-37% от общей суммы его денежного вознаграждения (не превышая 13 000 руб.), остаточная часть приходится на различные доплаты и премиальные компоненты. При этом, мотивационные выплаты – надбавки за классность и стаж, как правило, не зависят от эффективности чиновника.

Кроме того, существует значительные перекосы в размерах материальных вознаграждений госслужащих , к примеру, глава администрации президента зарабатывает в 31 раз больше, нежели начинающий специалист в регионе.

Как сообщил источник в Минфине, программа оптимизации будет состоять из двух основных этапов. На первом этапе планируется сокращение числа госслужащих в 2013 году на 25%. Изменения коснутся «обеспечивающих специалистов» федерального, регионального и муниципального рангов. В эту категорию попадают секретари, архивариусы, делопроизводители, операторы банков и баз данных, а также системные администраторы, сотрудники бухгалтерии и административно–хозяйственных служб.

Минфин предлагают лишить их статуса государственных служащих и перевести на срочные трудовые контракты. Таким образом, на аутсорсинг будет отдана деятельность, непосредственно не связанная с функционалом учреждений.

Такая политика, по мнению экспертов, призвана стать эффективным инструментом воздействия на мотивацию служащих госорганов, начиная с работников низшего и среднего звена, и заканчивая лицами из руководства. Дело в том, что увольнение госслужащего сейчас — достаточно сложная процедура, поскольку договора имеют бессрочный характер и работник может лишиться места только в случае устранения подразделения, переустройстве ведомства, либо по причинам политического характера.

Перевод же на срочные договора позволит не продлевать контракты, если свои обязанности работник выполняет плохо. Такая практика существует, к примеру, — в Новой Зеландии, где вообще нет такого термина как госслужащий.

На втором этапе программы, реализация которого намечена на 2013-2018 годы, будут подняты должностные оклады оставшейся части госслужащих . К её завершению в 2018 году планируется, что окладная часть в заработной плате чиновника возрастёт до 40 %. Премиальная часть сохранит надбавки за выслугу лет, за работу с информацией, составляющей гостайну, за исполнение особо важных и сложных заданий, причём доля последних в размере зарплаты возрастёт до 50% с сегодняшних 3%.

Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение - 10%.

По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.

Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.

Предупреждение об увольнении госслужащих

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ).

Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.

Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

  1. Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
  2. Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

Варианты продолжения трудовых отношений

Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).

Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.

Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.

В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.

Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.

В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

Компенсация при увольнении по сокращению

Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), в данном случае не выплачивается.

Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:

  • из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
  • из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 + 542 + 6 503 + 5 419 + (210 102: 12 мес.)).

Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5 руб. * 4 мес.).

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Иные выплаты при увольнении

При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы. Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке. В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца. Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени. Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

Материал подготовлен специально для финансового портала сайт

Для каждого работающего человека всегда был важен вопрос по оплате труда. Существует такое понятие, как средняя заработная плата по стране, с помощь данного показателя и определяется стоимость труда и доходы обычных граждан. Интересно, какие показатели ждут нас в 2013 году.

На днях стало известно, что средняя заработная плата в столице 2013 году составит около шестидесяти тысяч рублей. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по экономической политике А.В. Шаронов. В период с января по август 2012 года, по официальным данным, среднюю зарплату аналитики оценили в сорок шесть тысяч рублей, а к концу года размер возрастет до 52 тысяч рублей.

Данный средний показатель заработной оплаты труда превышает аналогичный показатель в два раза по России. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне жизни в столице, однако в тоже время показывает, что это соразмерно высокой стоимости тех или иных услуг.

По данным Росстат (федеральной службы государственной статистики) минимальная ежемесячная плата в начале 2011 году составляла 10400руб., а уже с сентября она увеличилась на 500руб. За июль текущего года среднемесячная номинальная начисленная зарплата в Москве была более сорока семи тысяч рублей. У жителей других регионов аналогичный показатель оказался ниже и был равен 26700руб.

Согласно данным на сегодняшний день московские, например, получают среднюю оплату труда где-то 54тыс.руб., а сотрудники здравоохранения порой и выше 60тыс.руб. В общем ситуацию на рынке труда можно охарактеризовать, как позитивную.

На проведенном несколько дней назад заседании Московской трехсторонней комиссии по вопросам урегулирования социально-трудовых отношений, одобрили проект соглашения, который будет подписан правительством Москвы, объединением работодателей и московским объединением профсоюзов.

В нем прописано, что с первого июля 2013 года минимальная заработная плата в Москве увеличится, ее размер будет равен 12200руб. по словам Сергея Собянина средняя заработная плата в городе на четыре раза превышает минимальный размер. Кроме этого с июля текущего года размер минимальной зарплаты составляет 11700руб, и в первом полугодии следующего года не следует ожидать увеличения.

Не забывает наше правительство и о пенсионерах, так, по словам действующего заместителя мэра Москвы, правительство намеревается увеличить пенсионные выплаты. Произойдет это с помощью направления дополнительных адресных выплат из общего городского бюджета для каждого пенсионера.

В августе нынешнего года уже ввели так называемый «ценз оседлости» для пожилых людей находящихся на пенсии. С начала 2013 года каждый из неработающих пенсионеров, которые прожили в столице не менее десяти лет, смогут получить дополнительную сумму к своим пенсиям.

Конечно здесь по большей степени говорится оглавной столице России, а что касается регионов и их городов, то ситуация постепенно налаживается и в 2013г. средняя заработная плата обязательно повысится. Вопрос только на сколько.