Финансы как субъективный стоимостный инструмент представляют собой. Финансы и их функции

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Сегодня финансы

В качестве экономической категории

Финансы как

централизованными фондами, децентрализованными.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы,

Термин «финансы» происходит от латинского finis – конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством и населением, слово «finis» означало окончательный расчет, завершение денежного платежа. Лица, уплатившие взносы в пользу различных государственных органов, получали на руки документ – fine. От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж. Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Сегодня финансы – это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

В качестве экономической категории финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения проявляются в создании и использовании целевых фондов денежных средств различными экономическим субъектами (государством, хозяйствующими субъектами, межгосударственными организациями, физическими лицами и др.).

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.

Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

Задание 1
Вопрос 1. Финансы – это:
1. экономическая категория;
2. экономическое явление;
3. субъективный инструмент рыночной экономики;
4. денежные средства.
Вопрос 2. Финансы как явление представляют собой:
1. денежные средства;
2. единство объекта и субъекта;
3. единство минимум двух субъектов, объекта и отношений;
4. единство минимум двух субъектов, объекта, отношений и государства.
Вопрос 3. Как экономическая категория финансы выражают:
1. отношения планомерного формирования и использования фондов денежных ресурсов экономических субъектов;



Вопрос 4. Финансы как субъективный стоимостный инструмент представляют собой:
1. денежные средства экономических субъектов;

3. осознанный механизм формирования и использования денежных фондов;
4. механизм принятия решений по поводу формирования и исполь¬зования денежных фондов.
Вопрос 5. Главный смысл финансов заключается:
1. в обеспечении воспроизводства материальных благ;
2. в перераспределении средств между юридическими лицами;
3. в перераспределении средств от имущих к непроизводящим физи¬ческим субъектам;
4. в обеспечении товарооборота.
Задание 2
Вопрос 1. Финансовая система общества – это:
1. совокупность сфер, выражающих взаимосвязи субъектов по пово¬ду изменения денежного объекта;
2. совокупность денежных средств всех субъектов;
3. конкретная форма реализации государственного бюджета;
4. совокупность бюджетов страны.
Вопрос 2. Какой признак классификации финансов не относится к основным?
1. субъектный;
2. объектный;
3. формальный;
4. социальный.
Вопрос 3. Что не относится к функциям финансовой системы?
1. распределение денежных ресурсов между субъектами общества;
2. контроль движения и использования финансовых ресурсов субъ¬ектов общества;
3. перераспределение денежных ресурсов между субъектами общества;
4. предотвращение убытков субъектов общества.
Вопрос 4. Субъектная финансовая система не включает:
1. финансы граждан;
2. формальные финансы;
3. международные финансы;
4. финансы организаций.
Вопрос 5. Назовите наиболее значительную в количественном отношении сферу финансов:
1. государственные финансы;
2. международные финансы;
3. финансы граждан;
4. финансы организаций.
Задание 3
Вопрос 1. Что такое «политика»?
1. специальная деятельность людей по защите интересов общества;
2. концепция отношений по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес интересам других субъектов общества;
3. специальная деятельность государственных органов власти;
4. специальная деятельность, осуществляемая в целях повышения благосостояния народа.
Вопрос 2. Что не является причиной существования политики?
1. многообразие форм собственности;
2. многообразие потребностей экономических субъектов;
3. ограниченность жизненных ценностей;
4. деление общества на множество экономических субъектов.
Вопрос 3. Расположите по мере расширения следующие виды полити¬ки: финансовую (1), доходную (2), политику финансового регули¬рования (3), социально-экономическую (4).
1. 1, 2, 3, 4;
2. 3, 2, 1, 4;
3. 2, 3, 4, 1; 1
4. 4, 3, 1, 3.
Вопрос 4. Какая из перечисленных политик не относится к основным сферам?
1. индивидуальная;
2. государственная;
3. международная;
4. отраслевая.
Вопрос 5. Неформальная политика – это:
1. политика, осуществляемая гражданами;
2. негласная политика;
3. запрещенная политика;
4. политика, осуществляемая юридическими лицами.
Задание 4
Вопрос 1. Финансовый менеджмент – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управление финансами;

3. научно обоснованная система управления финансовыми отношениями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. система взаимодействия финансовых отношений, потоков и фон¬дов денежных средств.
Вопрос 2. Объектами финансового менеджмента не являются:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. категории и финансовые рычаги;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 3. К причинам финансового менеджмента не относится:
1. желание субъекта руководить;
2. наличие экономического субъекта (организации);
3. действие товарно-денежных отношений;
4. многообразие форм собственности.
Вопрос 4. Стратегический финансовый менеджмент осуществляют:
1. первые лица (собственник) организации;

3. контрольные структуры;
4. все члены организации.
Вопрос 5. Тактикой финансового менеджмента занимаются:
1. контрольные структуры;
2. вторые лица (исполнители);
3. первые лица (собственник) организации;
4. все члены организации.
Задание 5
Вопрос 1. Прогнозирование финансов представляет собой:
1. субъективную деятельность людей по созданию прогнозов;
2. механизм предвидения состояния финансов конкретного экономического субъекта в будущем, на ту или иную перспективу;
3. научно обоснованную систему управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономических субъек-тов.
Вопрос 2. К методам прогнозирования не относится:
1. экстраполяция;
2. моделирование;
3. программно-целевой;
4. метод экспертных оценок.
Вопрос 3. Планирование – это:
1. совокупность всех органов и организаций, осуществляющих управ¬ление финансами;
2. совокупность объектов и субъектов управления финансами;
3. научно обоснованная система управления финансовыми отноше¬ниями, стоимостными потоками и фондами организации;
4. субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности экономи-ческих субъектов.
Вопрос 4. К объектам финансового планирования не относятся:
1. денежные фонды;
2. денежные потоки;
3. экономические категории;
4. бюджетные отношения.
Вопрос 5. Финансовым планированием не занимается:
1. гражданин;
2. дизайнер;
3. министр финансов;
4. предприниматель.
Задание 6
Вопрос 1. Дайте правильное определение финансового контроля:
1. одна из стадий управления финансами;
2. совокупность мероприятий субъективной деятельности людей по наблюдению, сопоставлению, про-верке и анализу движения денежных ресурсов;
3. совокупность действий по проверке деятельности субъектов хозяйствования;
4. форма реализации контрольной функции финансов.
Вопрос 2. Что не относится к основным причинам необходимости контроля социально-экономических процессов?
1. отсутствие 100%-ной вероятности в определенном развитии про¬цессов;
2. важность предупреждения возникновения кризисных ситуаций;
3. желание развития успеха конкретной деятельности;
4. выявление финансовых нарушений.
Вопрос 3. К публичным финансовым нарушениям не относится:
1. нецелевое использование денежных ресурсов;
2. убыточная деятельность организаций;
3. тайное заимствование средств одних субъектов у других;
4. коррупция.
Вопрос 4. Что не относится к основным задачам финансового контроля?
1. проверка расходов всех звеньев финансовой системы;
2. соблюдение правил учета и отчетности;
3. недопущение хищений и выявление резервов эффективного использования денежных средств;
4. проверка правильности и своевременности поступления доходов.
Вопрос 5. Что не является основным видом финансового контроля?
1. предварительный контроль;
2. комплексный контроль;
3. текущий контроль;
4. заключительный контроль.
Задание 7
Вопрос 1. В реальной экономике финансовый рынок выступает в качестве:
1. экономического явления;
2. экономической категории;
3. стоимостного инструмента;
4. институциональной игры.
Вопрос 2. Финансовый рынок представляет собой:
1. систему купли-продажи денежных (финансовых) инструментов;
2. механизм денежного обращения;
3. систему экономических отношений;
4. механизм рыночного обращения.
Вопрос 3. Финансовый рынок не классифицируется по:
1. объектам;
2. субъектам;
3. форме функционирования;
4. размерам.
Вопрос 4. Что не относится к функциям финансового рынка?
1. мобилизация (аккумуляция) свободных денежных средств;
2. эмиссия финансовых инструментов;
3. распределение свободных финансовых ресурсов;
4. перераспределение финансовых ценностей.
Вопрос 5. Финансовый рынок не включает:
1. рынка кредитов;
2. рынка золота;
3. рынка ценных бумаг;
4. страхового рынка.
Задание 8
Вопрос 1. Экономическая сущность страхования заключается в том, что это:
1. экономические отношения по образованию и распределению де¬нежных фондов;
2. солидарное участие страхователей в формировании денежных средств;
3. отношения по поводу формирования специального страхового фонда и его использования для выплат по страховым событиям;
4. денежные отношения по поводу распределения страховых ресурсов.
Вопрос 2. Страховщик – это субъект, который:
1. участвует в страховых отношениях;
2. занимается страховой деятельностью на основе лицензии;
3. заключает договора страхования;
4. заключает договоры страхования и участвует в создании страховых фондов.
Вопрос 3. Страховой интерес – это:
1. интерес физического и юридического лица к проблемам страхования;
2. определенная договором страхования сумма страховой ответственности;
3. мера материальной заинтересованности в страховании, выраженная в страховой сумме;
4. размер страхового взноса, который уплачивает страхователь страховщику.
Вопрос 4. К государственным внебюджетным фондам социального страхо¬вания не относится:
1. Фонд обязательного медицинского страхования;
2. Федеральный экологический фонд;
3. Пенсионный фонд России;
4. Фонд социального страхования.
Вопрос 5. К характеристикам добровольного страхования относятся:
1. установление тарифов через договор между страховщиком и стра¬хователем;
2. установление страховых тарифов по единой государственной методике.
3. возможность использования доходов для иной коммерческой дея¬тельности;
4. определение правил страхования государственными органами.
Задание 9
Вопрос 1. Кредит – это:
1. экономическое явление;
2. экономическая категория;
3. субъективный стоимостный инструмент хозяйствования;
4. механизм использования денежных ресурсов.
Вопрос 2. Как экономическая категория кредит выражает совокупность отношений:
1. по поводу мобилизации и использования временно свободных денежных средств;
2. по поводу использования заемных средств различными экономи¬ческими субъектами;
3. по поводу изъятия денежных средств у экономических субъектов;
4. связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.
Вопрос 3. Что представляет собой ссудный фонд?
1. совокупность денежных средств, передаваемых одним экономи¬ческим субъектом другому на безвоз-мездной и безвозвратной основе;
2. совокупность денежных средств, изымаемых одним экономи¬ческим субъектом и направляемых на нужды другого эконо¬мического субъекта;
3. совокупность денежных средств, передаваемых за плату в виде процента во временное пользование на возвратной основе;
4. совокупность временно свободных денежных средств эконо¬мических субъектов.
Вопрос 4. Обязательным объективным элементом кредита не является:
1. кредитор;
2. заемщик;
3. ссуда;
4. принципы кредита.
Вопрос 5. К принципам кредита не относится:
1. обеспеченность;
2. платность;
3. срочность;
4. возвратность.
Задание 10
Вопрос 1. ВБФ – это денежные фонды, обеспечивающие:
1. непрерывность процесса общественного воспроизводства;
2. удовлетворение потребностей граждан;
3. удовлетворение специфических потребностей экономически» субъектов общества;
4. расширение производства.
Вопрос 2. ВБФ выражают отношения:
1. между экономическими субъектами по поводу формирования и использования части продукта обще-ства;
2. между негосударственными юридическими лицами и государст¬вом по поводу формирования и ис-пользования части обществе иного продукта;
3. между субъектами общества по поводу формирования и использования части общественного продук-та;
4. между гражданами и государством по поводу формирования и использования части общественного продукта.
Вопрос 3. ВБФ не классифицируются по:
1. статусу;
2. целевому назначению;
3. стоимости;
4. по времени действия.
Вопрос 4. Государственные ВБФ не бывают:
1. субъектными;
2. федеральными;
3. региональными;
4. местными.
Вопрос 5. ВБФ не бывают:
1. экономическими;
2. политическими;
3. духовными;
4. социальными.
Задание 11
Вопрос 1. Институциональные финансы выступают в качестве:
1. экономической категории;



Вопрос 2. Какие отношения выражают институциональные финансы?
1. отношения планомерного формирования и использования фонда денежных ресурсов экономических субъектов;
2. отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств;
3. отношения по поводу обращения денежных ресурсов;
4. отношения по поводу функционирования ссудного капитала.
Вопрос 3. Как субъективный финансовый инструмент институциональные финансы представляют собой:
1. денежный фонд экономических субъектов;
2. план доходов и расходов экономических субъектов;
3. механизм формирования и использования денежного фонда;
4. согласованный процесс функционирования государственного фонда.
Вопрос 4. Назовите основной элемент институциональных финансов:
1. финансовый рынок;
2. государственные предприятия;
3. бюджетная система;
4. бюджет физических экономических субъектов.
Вопрос 5. К методам перераспределения денежных ресурсов не относятся:
1. прямые;
2. косвенные;
3. скрытые;
4. гласные.
Задание 12
Вопрос l. Бюджет следует рассматривать в качестве:
1. экономической категории;
2. экономической категории и субъективного стоимостного инструмента;
3. субъективного финансового инструмента рыночной экономики;
4. субъективного метода экономического хозяйствования.
Вопрос 2. Какие отношения выражает бюджет?
1. отношения по поводу планомерного формирования и использования фонда денежных ресурсов эко-номических субъектов;
2. отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств;
3. отношения по поводу обращения денежных ресурсов;
4. отношения по поводу функционирования ссудного капитала.
Вопрос 3. Что не относится к характерным свойствам бюджета?
1. целенаправленность;
2. стихийность;
3. планомерность;
4. научность.
Вопрос 4. Какой итог бюджета представляется наиболее благоприятным?
1. равенство доходов и расходов;
2. превышение доходами расходов;
3. превышение расходами доходов;
4. невыполнение бюджета по доходам и расходам.
Вопрос 5. Государственный бюджет выражает отношения:
1. между государственными органами и экономическими субъектами по поводу формирования и ис-пользования государственных финансовых ресурсов;
2. между экономическими субъектами по поводу использования государственных финансовых ресур-сов;
3. экономических субъектов по поводу формирования и использо¬вания денежных фондов;
4. экономических субъектов по поводу формирования государственных финансовых ресурсов.
Задание 13
Вопрос 1. Под бюджетным устройством понимается:
1. организация и принципы построения бюджетной системы РФ;
2. организация построения бюджетной системы;
3. бюджетный механизм РФ;
4. механизм составления и исполнения бюджета.
Вопрос 2. Что не относится к принципам бюджетного устройства?
1. единство;
2. сбалансированность;
3. самостоятельность;
4. самообеспеченность.
Вопрос 3. К защищенным статьям бюджетов относятся:
1. статьи текущего бюджета;
2. статьи бюджета, подлежащие обязательному выполнению;
3. статьи бюджета, не подлежащие секвестру;
4. статьи расходов бюджета, утверждаемые к обязательному исполнению в законодательном порядке.
Вопрос 4. Что не относится к факторам, обусловливающим единство бюджетов РФ?
1. единство административно-политической системы РФ;
2. единство правовой системы;
3. единство бюджетной классификации и нормативных документов;
4. единство территориально-национальных интересов.
Вопрос 5. Что не выступает элементом антидефицитного механизма?
1. изменение налоговых ставок;
2. механизм секвестра расходов;
3. установление предельных размеров дефицита;
4. порядок покрытия дефицита.
Задание 14
Вопрос 1. Целью функционирования финансов коммерческих организаций является:
1. производство продукции, удовлетворяющей потребности экономических субъектов общества;
2. получение прибыли собственниками организаций;
3. обеспечение денежных ресурсов работников;
4. устранение безработицы.
Вопрос 2. Принципом коммерческого расчета организаций не выступает:
1. рентабельность;
2. конкуренция;
3. независимый финансовый контроль;
4. материальная ответственность и заинтересованность.
Вопрос 3. Что означает принцип экономической самостоятельности коммерческого расчета?
1. организация самостоятельно выбирает источники доходов;
2. организация самостоятельно определяет организационную структуру;
3. организация самостоятельно определяет направления использования средств;
4. организация самостоятельно определяет сферу деятельности.
Вопрос 4. Что не относятся к собственным ресурсам коммерческих ор¬ганизаций?
1. амортизационные отчисления;
2. средства, полученные от дополнительного выпуска акций;
3. средства, полученные от размещения облигаций;
4. кредиторская задолженность.
Вопрос 5. Внеоборотные активы не включают:
1. основные средства;
2. нематериальные активы;
3. долгосрочные финансовые вложения;
4. денежные средства.
Задание 15
Вопрос 1. Финансы физических лиц – это:
1. абстрактное понятие;
2. экономическая категория;
3. явление рыночной экономики;
4. субъективный инструмент хозяйствования.
Вопрос 2. Что представляют собой финансы граждан в качестве эконо¬мической категории?
1. денежные средства населения;
2. отношения между экономическими субъектами по поводу образо¬вания и использования денежных фондов;
3. отношения между экономическими субъектами по поводу образования и использования денеж-ных фондов физических лиц;
4. механизм функционирования денежных ресурсов населения.
Вопрос 3. Назначение финансов граждан заключается в:
1. обеспечении развития личности;
2. финансировании воспроизводства человека;
3. финансировании развития и воспроизводства человека;
4. создании личных денежных накоплений.
Вопрос 4. Функциональный механизм финансов граждан складыва¬ется из:
1. использования денежных средств;
2. формирования и использования денежных фондов;
3. формирования, использования и воспроизводства денежных фон¬дов;
4. формирования, использования, воспроизводства и взаимодейст¬вия денежных фондов.
Вопрос 5. Укажите специфический инвестиционный фонд финансов граждан:
1. страховой фонд;
2. основные производственные фонды;
3. фонд рабочей силы;
4. оборотные производственные фонды.
Задание 16
Вопрос 1. Международные финансы – это:

Вопрос 2. Что представляет собой международная финансовая политика?

Вопрос 3. Что такое финансовый актив на мировом рынке?

Вопрос 4. Что не свойственно рыночным

Специальность 050509 «Финансы»

Вопросы к разделу «Финансы»

    Понятие финансов, их необходимость

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме.

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов. Эта особенность проявилась в происхождении термина «финансы», от латинского «finis» - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме – между населением и государством). Позже термин трансформировался в «finansia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем – как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Отсюда, очевидно, к финансам относится тот круг операций, который совершается в форме денежного платежа.

Как правило, денежный платеж осуществляют между собой различные субъекты, участвующие в общественном производстве. При этом деньги обслуживают весь процесс деятельности субъектов рынка как в сферах материального производства и товарного обращения , так и в непроизводственной сфере деятельности.

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Это обусловлено тем, что на уровне общественного восприятия - деньги и финансы трудно различимы, хотя по своей сути это разные экономические явления.

Функционирование денег как экономического инструмента отличается от финансов, как по своей сути, так и по назначению. Особенность денег состоит в том, что они представляют собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей. Главное назначение денег выражается в их функциях: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накоплений и сбережений, мировых денег.

При этом наличие денег в экономической системе является обязательным условием функционирования финансов. Иначе говоря, финансы не могут существовать без денег. Однако, это не означает, что причиной порождающей появление финансов являются деньги.

В отличие от денег, финансы всегда - неосязаемая вещь.

Особенность финансов состоит в том, что - это, прежде всего, инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы обеспечить различные потребности субъектов общества путем создания денежных доходов и фондов. Об этом свидетельствуют все совершаемые финансовые операции.

Причиной порождающей появление финансов , является потребность государства и различных субъектов в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Например: Субъекты непроизводственной сферы деятельности, куда относятся вся социальная сфера: образование, здравоохранение, культура, искусство, а также сферы управления, оборона и др., не могут функционировать, если не будут иметь необходимый объем денежных средств, обеспечивающих их потребности, связанные с выполнением общественного назначения.

Данную потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в социальной сфере, ни в сфере государственной деятельности: управления и обороны. Это обусловлено тем обстоятельством, что только с помощью финансов происходит распределение стоимости по субъектам воспроизводственного процесса, то есть только посредством финансового распределения стоимости валового национального продукта каждый участник общественного воспроизводства получает свою долю в созданной стоимости и движение денежных средств получает целевую обозначенность.

В условиях рыночной экономики расширяется круг операций физических лиц, опосредованных движением денежных средств. В частности, граждане, занимаясь различными видами предпринимательской деятельности без образования юридического лица, имея личный сектор, домохозяйство, получают доход, который служит источником покрытия разнообразных их потребностей, в том числе имеющих общественно значимый характер. Граждане уплачивают различные виды налогов и сборов в государственный бюджет.

Отсюда, рассматриваемый круг операций сопровождается движением денежных средств от одних владельцев к другим, и совершается в форме денежных платежей. Поэтому эти операции относятся к финансовым операциям , а сам процесс движения денежных средств именуется финансами.

Исходя, из выше изложенного можно сформулировать определение: Финансы – это совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей».

    Специфические признаки финансов

    денежный характер;

    распределительный характер;

    всегда выражает одностороннее движение денежной формы стоимости;

    обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.

А) На поверхности общественных процессов финансы проявляют себя посредством движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. При совершении финансовых операций видна их денежная оболочка, за которой скрывается движение стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер.

Б) Финансовые операции проявляют себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в своей основе ее распределение. Например, финансовая операция «платежи в бюджет» осуществляется посредством распределения созданной стоимости на основе вычленения из нее той части, которая в форме различных видов налогов перечисляется в бюджет. На деле происходит денежный платеж субъекта государству.

Следовательно, в системе денежных отношений финансы ограничиваются лишь распределительным процессом.Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.

В) Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального богатства.

Особенностью финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем порядке, то есть финансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

Г) В распределении стоимости общественного продукта принимают участие не только финансы, но и заработная плата, цена, кредит и др. Все эти экономические категории имеют различные основы функционирования, каждый из них имеет свои особенности, свое общественное назначение. На основе финансовых отношений происходит обособление части стоимости в виде накоплений и вычленение в составе валового дохода конкретных форм чистого дохода. Эти процессы распределения стоимости валового внутреннего продукта сопровождаются формированием особых видов ресурсов. Их особенность состоит в том, что они образуются в распоряжении различных субъектов или государства в результате целевого обособления денежных средств и предназначены для дальнейшего использования в интересах удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, при распределении стоимости валового внутреннего продукта с помощью финансов обязательно происходит движение денежных средств, принимающих особые формы ресурсов - доходов, отчислений, поступлений, накоплений, которые в совокупности можно назвать финансовыми ресурсами. Отсюда, следующим специфическим признаком финансов как экономической категории являются обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.

    Функции финансов

    Распределительная функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого участника общественного воспроизводства (как субъектов хозяйствования, так и государство) необходимыми финансовыми ресурсами, а также определение направлений движения денежных потоков по целевому назначению.

    Контрольная функция. Реализация контрольной функции финансов отражается на состоянии финансовой дисциплины в экономике.

Финансовая дисциплина - это обязательный для всех юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также должностных лиц, порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Таким образом, способность «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через контрольную функцию финансов. Так называемые, «финансовые сигналы» показывают, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства и других участников воспроизводственного процесса, экономно ли они используются и др. Основное требование финансовой дисциплины - точное соблюдение норм, нормативов, лимитов, контрольных цифр и других финансовых параметров, определенных в законодательном порядке или закрепленных нормативными правовыми актами государства. В широком смысле финансовая дисциплина включает бюджетно-налоговую дисциплину, платежную дисциплину и расчетную дисциплину. Финансовая дисциплина является важным средством, способствующим экономическому развитию, укреплению коммерческого расчета и необходимым условием нормального функционирования финансов. Она определяется как общими принципами организации финансов, так и специфическими условиями функционирования финансов в различных структурных подразделения общественного воспроизводства.

Раздел 2. Финансы

Закон денежного обращения

Закон денежного обращения был сформулирован К. Марксом. В своем труде «Капитал» К. Маркс дал научное объяснение связи таких экономических показателей как денежная масса, сумма цен на товары и услуги, кредит, взаимных и безналичных платежей, скорости обращения денег. Закон может быть представлен формулой: КД =СЦТ-К-П-ВП/ С

где КД – количество денег, необходимых для обращения;

СЦТ – сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К – сумма цен товаров, проданных в кредит;

П – сумма платежей по обязательствам;

ВП – сумма взаимно погашаемых обязательств;

С – скорость оборота одноименной денежной единицы.

Из закона денежного обращения вытекает основной принцип денежного обращения – ограничение денежной массы потребностями товарооборота. Необходимое экономике количество денег зависит от следующих трех факторов:

Количество проданных на рынке товаров и услуг;

Уровня цен товаров и тарифов;

Скорости обращения денег.

Количество денег в обращении, прежде всего, зависит от количества обращающихся товаров. Чем больше количество обращающихся в стране товаров, тем больше, при прочих равных условиях, требуется денег для обслуживания товарооборота. Целевые ориентиры прироста денежной массы определяются на контрольный срок, например, на год вперед, но могут корректироваться в течение указанного периода. При установлении целевых ориентиров Банк России руководствуется следующими основными показателями: прогнозируемый рост ВНП в реальном выражении; расчетная скорость обращения денег в прогнозируемом периоде; максимально допустимый уровень роста цен.

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Финансы – это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов.

Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов. Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают валовый внутренний продукт и национальный доход.


Финансы - совокупность общественных отношений, образующихся в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Основными участниками финансовых отношений являются:

1) государство;

2) хозяйствующие субъекты;

3) население.

Основные признаки государственных финансов:

1) денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов);

2) субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями.

3) в процессе этих отношений формируется государственный бюджет;

4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

Непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг;

В сфере производства и обращения;

Между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);

В финансово-бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);

В сфере трудовых отношений.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

Производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;

Заемщика и инвестора на финансовом рынке;

В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок труда;

3) финансовый рынок.

Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

1. государственный бюджет;

2. внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Характерными признаками финансов являются:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;

3. создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной и стимулирующей. При этом распределительная и контрольная функции взаимосвязаны и выполняются одновременно.

Распределительная функция финансов . При распределении национального дохода создаются основные, или первичные, доходы, сумма которых равна национальному доходу. Формируясь при распределении национального дохода среди участников материального производства, эти доходы делятся на две группы:

1. заработную плату персонала, занятого в сфере материального производства;

2. доходы предприятий сферы материального производства.

Но поскольку государство имеет и другие сферы и отрасли, где национальный доход не создается, для их развития необходимо выделять денежные средства. Это такие отрасли, как, например, оборонная промышленность, просвещение, здравоохранение, управление, социальное обеспечение и поддержание депрессивных районов. Чтобы обеспечить эти денежные расходы, с помощью финансов государство изымает часть доходов, созданных в сфере материального производства, направляя их в иные сферы. Этим самым осуществляется перераспределение национального дохода при активном участии финансов. В частности, в нашей стране перераспределение национального дохода происходит в интересах структурной перестройки и развития сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии военного производства и в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Контрольная функция финансов . Контрольная функция заключается в обеспечении финансового контроля за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам, а также расходованием их по целевому назначению. Контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферу, хотя доходы в ней не создаются. Целью финансового контроля является обеспечение рационального и экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Контрольная функция финансов обеспечивается многогранной деятельностью финансовых органов: работниками финансовой системы, казначейства, налоговой службы, осуществляющими финансовый контроль. Контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным и общественным.

Независимым видом контроля является аудит.

В осуществлении финансового контроля важную роль играют Министерство финансов России и его органы на местах.

Стимулирующая функция финансов . Данная функция финансов позволяет государству с помощью различных финансовых рычагов оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в необходимом обществу направлении. Такими рычагами воздействия на экономические процессы являются:

1. Бюджет, средства из которого выделяются на развитие конкретной отрасли или объекта;

2. Цены и тарифы, которые и в условиях рыночной экономики позволяют государству оказывать влияние на финансовое состояние компаний через государственное вмешательство в механизм ценообразования;

3. Налоги, которые как наиболее мощный финансовый инструмент позволяют при низком уровне стимулировать производство, а при чрезмерно высоком – тормозить его;

4. Экспортно-импортные пошлины, которые за счет низкого, льготного или высокого уровня делают экспортно-импортные операции разновыгодными.

Одновременное воздействие нескольких финансовых рычагов многократно усиливает эффект на развитие производства.

Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Финансовые ресурсы предназначены:

1. для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;

2. осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;

3. оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;

4. финансирования других затрат.

Финансовые ресурсы подразделяются на:

Централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

Децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.

Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход. На базисе распределения и перераспределения национального дохода образуются централизованные фонды денежных средств. Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные финансовые ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства.

Основным источником финансовых ресурсов предприятия является его прибыль от производственной деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, то есть управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

Наличие в достаточном объёме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия, платёжеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом. Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.