Издания. Предновогодние тренды рынка нефтепродуктов Масляный сегмент нефтяной отрасли

«Оптовый рынок нефтепродуктов России» — ежедневный обзор российского крупнооптового рынка нефтепродуктов. В каждом выпуске:

  • Подробный обзор конъюнктуры российского рынка нефтепродуктов и прогнозы цен;
  • Анализ биржевых торгов нефтепродуктами и ситуации на внебиржевом рынке;
  • Экспортный паритет для российских нефтепродуктов;
  • График фактических ремонтов на НПЗ;
  • Статистические данные по переработке нефти, производству нефтепродуктов, их отгрузкам на внутренний рынок, а также товарным остаткам автобензина и дизтоплива;
  • Рассылка 2 раза в день: до 10:00 мск рассылаются экспортный паритет за предыдущий торговый день и дайджест новостей рынка, до 19:00 мск рассылается выпуск в формате pdf и приложение с итогами биржевых торгов в формате Excel.

Оптовый рынок СУГ

«Оптовый рынок СУГ» — ежедневный обзор российского рынка сжиженного газа. В каждом выпуске:

  • Внебиржевые крупнооптовые и мелкооптовые цены на СУГ;
  • Экспортный паритет для российских СУГ;
  • Подробный обзор конъюнктуры российского рынка СУГ и прогнозы цен (публикуется по вторникам и пятницам);
  • Анализ биржевых торгов СУГ и ситуации на внебиржевом рынке;
  • График фактических ремонтов на заводах-производителях СУГ;
  • Еженедельное приложение с железнодорожными отгрузками СУГ на внутренний рынок и на экспорт в формате Excel.

Рынок нефтепродуктов московского региона

«Рынок нефтепродуктов московского региона» — ежедневный обзор регионального рынка нефтепродуктов Москвы и Московской области. В каждом выпуске:

  • Внебиржевые и биржевые мелкооптовые цены нефтепродуктов на московском рынке;
  • Подробный обзор конъюнктуры рынка нефтепродуктов Москвы и Московской области, прогнозы цен;
  • Приведенные к нефтебазам биржевые цены нефтепродуктов с учетом издержек;
  • Расчет маржи мелкооптовых и розничных продаж автобензина и дизтоплива;
  • Статистика биржевых торгов нефтепродуктами на базисах Центральной России;
  • Информация о рынке нефтепродуктов Воронежской, Рязанской, Смоленской и Ярославской областей.

Ежедневный мониторинг мелкооптовых цен нефтепродуктов

Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» осуществляет ежедневный мониторинг мелкооптовых цен нефтепродуктов во всех регионах России.

Мелкооптовые цены светлых и темных нефтепродуктов доступны в модуле Мелкий опт АТ «КОММОД».

Ключевые преимущества сервиса:

  • Обновление информации в режиме реального времени. Мелкооптовые цены транслируются Пользователям сразу после их внесения в базу данных;
  • Цены на будущие даты. Если Агентство узнало цены, которые будут введены в ближайшие дни, эта информация сразу транслируется Пользователям;
  • Удобный пользовательский интерфейс.

Статистика биржевых торгов

Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» располагает подробной статистикой биржевых торгов. Данные аккумулируются ежедневно и доступны клиентам Агентства в модуле Аналитика АТ «КОММОД», а также в формате Excel.

Статистика биржевых торгов на СПбМТСБ доступна в виде:

  • Обезличенных реестров биржевых сделок;
  • Сводных обезличенных итогов торгов по инструментам;
  • Результатов биржевых торгов с выделением продавцов-ВИНК.

Помимо статистики торгов на СПбМТСБ, клиентам Агентства доступны данные с биржи «Санкт-Петербург» и ЭТП e-Oil.


Для оформления пробной подписки пройдите регистрацию на сайте commod.ru

Рынок нефтепродуктов находится на первом месте среди всех остальных, так как масштаб товарооборота (нефти и производных продуктов) огромен. Ежегодно эта отрасль приносит до трехсот миллиардов долларов.

Мировой рынок нефтепродуктов

Существует три основных мировых рынка нефти:

  • американский;
  • азиатский;
  • европейский.

Стоит рассмотреть каждый подробнее.

Американский рынок использует только 27 процентов импорта от общего количества, потребляя примерно 30. Цена на нефть и газ коррелируется с экономикой и объемом нефти во всем мире.

Азиатский рынок, в свою очередь, импортирует 39 процентов нефти и использует для личных нужд 29%. Отличается от других рынков тем, что все ресурсы распределены неравномерно.

Развитые страны, по сравнению с менее развитыми и густонаселенными, имеют избыток нефти. Рынок крайне нестабилен в связи с тем, что поставки от главного поставщика (Персидского залива) могут приходить с опозданием. Активно развиваются связи с Россией по этому вопросу.

Европейский рынок импортирует 26 процентов всей нефти в мире, а потребляет 30%. Состояние рынка зависит от северных месторождений, на данный момент практически исчерпанных. Конкуренцию европейским производителям составляют Россия, Восток и Африка. Эксперты прогнозируют увеличения взаимодействия европейского рынка с Ираном и нефтяными месторождениями Каспия.

Рынок нефтепродуктов 2016-2017 года

Каждый человек, начиная от обычного рабочего и до финансового аналитика, заинтересован в цене на нефть. На сегодняшний день этот вопрос особенно актуален, так как за последние годы цена на нефть упала до 40 процентов от изначальной стоимости.

Еще два года назад бюджет России состоял на 40 процентов из продаж нефти и нефтепродуктов. Объем углеводородов, импортируемых в другие страны, достигал 2/3 от общего добытого количества.

В последующие месяцы количество поставляемой нефти будет снижаться по многим причинам. Например, цена углеводородов на внешнем рынке упадет. А также упадут в цене пошлины на экспорт, что потребует введения другой системы льгот. Как итог, продавая то же количество нефти, государство будет получать меньше доходов.

Российский рынок нефтепродуктов

В последний год сценарий развития российского рынка изменился - производители стали вести конкуренцию за своих потребителей. Так, произошло потому, что с новыми силами заработали основные заводы по нефтепереработке, ранее стоявшие на ремонте. Кроме того, АО «Газпром» начал активно продавать свои запасы нефти и бензина. К этому времени было накоплено более двух миллионов тонн дизельного топлива, а это превышало количество в прошлый год на несколько сотен тысяч.

Рынку необходимо было снижение цены, только оно помогло бы сократить премии внутреннего рынка к экспортному паритету. Однако в последние месяцы нефть чуть прибавила в цене, поскольку инвесторам стало выгодно вкладывать деньги и поднимать нефтяной рынок. На ситуацию повлиял и новый курс доллара, и поломки на нефтяном заводе Shell в Нидерландах, из-за чего цена в Европе резко возросла.

На сегодняшний день для рынка нефтепродуктов характерен дисконт российского рынка по отношению к мировому. Изменилась и тактика продавцов - вместо снижения цены ради покупателя, приоритетом стало ее повышение.

Тенденции развития рынка нефтепродуктов России

Осенью 2017 года вследствие возросших цен на экспорт, цены на нефть и производные продукты возрастут. Неизвестно как быстро произойдет повышение, и как изменятся тенденции рынка.

Факт, что цена будет расти нелинейно: то возрастая, то останавливаясь. Появится возможность продать нефть на мировом рынке дороже. К тому же российские компании за весну смогли поднять цены внутри страны, несмотря на общий спад.

Рынок реализации нефтепродуктов

Реализацию нефтепродуктов можно провести несколькими способами, самыми популярными из которых являются: экспорт в другие страны, продажа на внутреннем рынке и реализация через розничную сеть.

Менее популярные способы - продажи с НПЗ и смазочных материалов, бункеровка, авиазаправочный и битумный бизнес. Для России будет намного выгоднее вывозить нефть и реализовать ее за рубежом, что в основном и делают нефтеперерабатывающие компании.

Оптовый и розничный рынок нефтепродуктов

Мировой рынок нефтепродуктов - торговая площадка, которая формирует цены (оптовые) для остальных компаний, продающих нефтепродукты по всему миру.

Бензины, дизельное топливо, керосин - все светлые продукты нефтяной переработки, и мазут с гудроном (темные) - основа всего ассортимента, цена на который предопределяют экономику и социальную политику всех крупных стран.

Для розничного рынка характерна связь договорных связей с оптовым рынком, то есть поставкой продуктов переработки нефти напрямую с завода. Он включает в себя следующие составляющие: заправку судов (бункерное топливо), заправку самолетов керосином, и продажа бензина на автомобильные заправки.

Цены на розничных рынках быстро меняются в связи с темпами инфляции. Динамика цен иногда обгоняют ее или, наоборот, отстает. Однако при этом тенденция сохраняется на продолжительное время.

Больше о тенденциях на российском и мировом рынке нефтепродуктов можно узнать на выставке «Нефтегаз».

По информации Виктора Костюкова, эксперта компании «Алгоритм Топливный Интегратор», на российском рынке нефтепродуктов случился обвал биржевых цен. Падение цен в этом сегменте, стартовавшее на прошлой неделе, продолжается на этой. Три дня цены на продукцию нефтеперерабатывающих заводов страны сокращались ежедневно на 450–500 рублей за тонну. По словам Костюкова, такой обвал не имеет аналогов за всю историю торгов.

У тренда на снижение, по мнению эксперта, есть три причины. Как обычно, в декабре на рынок хлынул дополнительный поток нефтепродуктов из производственной программы нефтеперерабатывающих заводов на январь следующего года. В преддверие новогодних каникул НПЗ спешат обеспечить свои мощности необходимым реестром заявок на выгрузку товара. Второй фактор - «рука регулятора»: власти забеспокоились на фоне рекордных биржевых цен на нефтепродукты по итогам осени текущего года. «Можно было бы антимонопольщикам не обращать особого внимания на биржевые выкрутасы, но беда в том, что вслед за биржей потянулись в небеса и цены на АЗС, а это уже социальный аспект. Заповедь ФАС „инфляция плюс“ оказалась с тремя плюсами. Росстат за 11 месяцев насчитал инфляцию 2,09%, а цены АЗС обогнали ее втрое, бензин подорожал на 6%, а дизель подтягивается к 8%», - отмечает Костюков. Неуютно, по мнению эксперта, чувствуют себя и независимые сети АЗС, где маржинальность опустилась к значениям, близким к убыточным. В адрес ФАС и президента страны полетели письма-обращения «навести порядок»…

«Возникает вопрос, на какие ориентиры нацелились нефтяные компании? Ответить на него невозможно. Во-первых, мы не знаем, какие установки выдала ФАС нефтяным компаниям, кроме расплывчатого „нарастить объемы предложения товара на бирже“. Во-вторых, покупатели на бирже ведут собственную игру: на падающих ценах могут сократить покупки, в надежде поймать дно. Такая практика отложенного спроса лишь ускорит падение цен. Но заканчивается она, как правило, острым разворотом в противоположную сторону. Две оставшиеся недели торгов могут принести участникам биржи неожиданные сюрпризы. Будут ли они желанными подарками или огорчениями - в этом и состоит предновогодняя интрига», - задается вопросом Виктор Костюков.

Таблицы сделок на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) в начале недели окрасились в красные тона. По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор», бензин марки Аи95 подешевел на НПЗ в среднем на 500 рублей до 43,6 тыс. рублей за тонну. Максимальный спад в этом сегменте установлен на Астраханском НПЗ, где цена сократилась на 1,2 тыс. рублей до 44,5 тыс. рублей за тонну. Цены сделок с бензином Аи92 обрушились 11 декабря в среднем на 300 рублей за тонну до 42,31 тыс. рублей за тонну против спада на 600 рублей за тонну в прошлую пятницу. Объем сделок превысил 32 тыс. тонн, и это рекорд 2017 г. Предыдущий рекорд установлен 16 декабря 2016 г., когда объем сделок с бензином Аи92 достиг без малого 37 тыс. тонн. С прошлой среды поползли вниз цены сделок с зимними классами дизельного топлива. Посыпались цены на авиакеросин. «Этот сегмент необъяснимо дорожал, начиная с лета, и вдруг в преддверии повышенного спроса на авиабилеты также немотивированно покатился вниз. Версия одна - производители исполняют волю ФАС», - утверждает Костюков.

Мелкий опт на биржу

12 декабря на СПбМТСБ запущены торги с участием «Транснефти» в качестве оператора товарных поставок. Этот статус компания получила от государства в конце октября этого года. По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, торговля с участием оператора товарных поставок - это новое качество работы биржевого рынка, позволяет увеличить число регионов, где можно торговать нефтепродуктами на всех уровнях, в том числе и в мелкооптовом звене. «Это принципиально важно с точки зрения развития конкуренции. Проект повышает роль компании „Транснефть“ как инфраструктурной организации, создающей условия для доставки биржевого товара, реализованного любым продавцом, в любую точку страны», - отметил Голомолзин, выступая на пресс-конференции в «Интерфаксе».

Проект, реализованный с помощью новой цифровой системы, позволяет вывести на биржевые торги мелкооптовые сделки. Объем лота при работе на этих базисах через оператора товарных поставок составляет 10 тонн (при стандартном лоте в секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ размером в 60 тонн). Развитие мелкооптового сегмента, согласно планам биржи и ФАС, должно способствовать прозрачному ценообразованию на топливном рынке.

Пока «Транснефть» обеспечивает возможность приобретения нефтепродуктов на базисах биржевых поставок СПбМТСБ, обеспечивающих в том числе автоналив: ЛПДС «Володарская», ЛПДС «Воронеж», НП «Никольское», НП «Брянск», ЛПДС «Черкассы», ЛПДС «Красный Бор, ЛПДС «Белгород». Далее планируется расширение этих базисов на всей территории страны.

Маржа и обратный акциз

На проходившей на прошлой неделе Международной конференции «Рынок нефтепродуктов РФ: текущее состояние и перспективы дальнейшего развития -2017», заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов оценил современные объемы переработки нефти в стране на уровне 280 млн тонн. Согласно прогнозам, средний показатель глубины перерабатывающих процессов на российских НПЗ в следующем году достигнет рекордных 82,2% (81,4% в 2017 г.). Уже к 2020 г. он выйдет на уровень в 85%. Производство светлых продуктов в 2018 г. составит 64% (62,1% в 2017 г.): вырастут объемы производства бензина до 40,1 млн т (39 млн т в текущем) и дизельного топлива - 79 млн т в 2018 г. (76,6 млн т в текущем).

Согласно концепции Минэнерго, государство должно поддержать отечественную нефтепереработку путем введения обратного акциза, что позволит увеличить маржу российских НПЗ. Ранее руководство нескольких российских ВИНК выступило с критикой действующей системы налогообложения в отношении отечественного downstream, что привело к низким показателям доходов нефтеперерабатывающих заводов в стране. Но, по данным Молодцова, сегодня в РФ перерабатываются с высокомаржинальной доходностью порядка 90 млн т нефти.

Механизм обратного акциза на нефтепродукты будет иметь заявительный принцип. Он предусматривает выплату компенсации модернизированным российским НПЗ из уплаченного ими акциза за каждую тонну переработанной нефти. Предполагается, что эта мера поддержки российских НПЗ будет рассмотрена правительственной комиссией ТЭК в первом квартале 2018 г.

Нина Маркова

Владимир Хомутко

Время на чтение: 7 минут

А А

Основы работы биржи нефтепродуктов

В настоящее время нефть и продукты её переработки являются основными мировыми энергоносителями, потребление которых растет с каждым годом. Однако природные запасы этого сырья есть далеко не в каждом государстве, в связи с чем, важнейшую роль играет мировой экспорт нефти и её производных.

Экспортные цены на углеводороды во многих странах выше, чем внутренние (Россия – не исключение), поэтому, для обеспечения этими энергоносителями нужд своих экономик, многие страны разрабатывают комплекс мер по регулированию экспорта.

Основные международные организации, которые регулируют мировой рынок нефти и нефтепродуктов.

Одной из наиболее известных и влиятельных организаций на нефтяном рынке мира является Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК), которая была создана в 1960-ом году на Багдадской конференции пяти стран: Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Кувейта. Постепенно к ним присоединились такие страны, как Индонезия, Ливия, Ангола, Нигерия, Алжир, Катар и ОАЭ.

Помимо стран – членов, существуют также страны-наблюдатели, в число которых входит и Россия.

Целями этой организации являются:

  • координация нефтяной политики её членов и приведение её к единым стандартам;
  • поиск наиболее эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты интересов членов организации;
  • обеспечение устойчивости нефтяных доходов стран, входящих в ОПЕК;
  • эффективное и рентабельное снабжение нефтью государств – потребителей;
  • получение инвестиционных доходов от капиталовложений в нефтяную промышленность;
  • охрана окружающей среды;
  • организация эффективного сотрудничества со странами, не входящими в OПЕК, с целью стабилизации мирового нефтяного рынка.

Страны с самой большой нефтедобычей и потреблением

Больше всего нефти добывается в Саудовской Аравии.

В год в этой стране получают 542 миллиона тонн углеводородного сырья, или 13,1 процента от всего мирового объема. Второе место принадлежит России (12,9 процента), третье – Соединенным Штатам Америки (10,8 процента). Далее идут следующие страны:

  1. Китай – 5 % от общемировой добычи;
  2. Канада – 4,7 %;
  3. Иран – 4,0 %.

Что касается потребления этого продукта, то здесь лидируют США, которые потребляют в год 831 миллион тонн (или 19,9 процента всего потребления нефти в мире). Второе место в этом рейтинге занимает Китай (12,1 процента).

Если говорить о мировых лидерах по нефтедобыче, то Саудовская Аравия потребляет 3,2 процента мировой нефти, а наша страна – 3,7 %.

Прогнозировать какие-либо изменения в этом рейтинге в настоящее время весьма сложно, поскольку любые попытки прогнозов являются рискованными и неточными. Это связано с тем, что на нефтяной рынок сильное влияние оказывают не экономические факторы.

Нестабильная ситуация на Ближнем Восток и в некоторых арабских странах может привести к самым неожиданным ценовым сценариям. Четкого понимания, что в этом регионе произойдет в ближайшее время, нет ни у кого. Кроме того, некоторые политические аналитики считают возможным даже дестабилизацию ситуации в Саудовской Аравии, что повлечет за собой крайне печальные последствия для мирового рынка нефти и нефтепродуктов.

Нефтепереработка – основные центры в мире

Мировым лидером в области переработки нефтепродуктов является США. В этой стране используются самые современные технологии нефтепереработки. Для сравнения приведем некоторые цифры – коэффициент сложности американских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) составляет 71 процент, тогда как этот показатель для западноевропейских находится на уровне 40-ка процентов, а в странах азиатско-тихоокеанского региона вообще составляет 27 процентов.

Рынок светлых нефтепродуктов тоже находится под значительным влиянием Соединенных Штатов, поскольку американские НПЗ настолько насыщены вторичными процессами, что уже сейчас они обеспечивают предельно возможный выход светлых продуктов при минимальном выходе мазута.

Фактически американские нефтеперерабатывающие предприятия получают с одной тонны нефти-сырца от 450-ти до 500-т литров бензина.

В США больше всего растет спрос на светлые виды нефтепродуктов, в основном – на дизельное топливо и автомобильный бензин. Чтобы обеспечить растущие внутренние потребности в этих продуктах, строятся новые заводы и наращиваются перерабатывающие мощности существующих НПЗ. Одновременно в США активно финансируются мероприятия, призванные нарастить объемы производства топлива альтернативных видов, таких, как биодизель и этанол.

В декабре 2007 года в Америке был принят «Закон об энергетической безопасности и независимости США», который предусматривает увеличение к 2030-му году объемов производства этанола с 18,7 миллионов тонн (данные 2007-го года) до 108 миллионов тонн. Более 50-ти процентов всего выпускаемого этанола производится из зерновых культур (в основном – из кукурузы), а остальные объемы выпускаются из производственных отходов деревообрабатывающей отрасли.

Есть некоторые резервы для увеличения выхода светлых нефтяных фракций и в странах ЕС. Для этого проводится работа по увеличению количества вторичных процессов нефтепереработки на действующих европейских НПЗ за счет. Страны ЕС предъявляют к качеству автомобильного бензина и дизельного топлива даже более высокие требования, чем Соединенные Штаты. Так, например, с 2011-го года в этих странах больше не выпускается серосодержащее автомобильное топливо. Ведется активная работа по обеспечению снижения в бензинах доли олефиновых и ароматических веществ.

В сложившейся ситуации перед развивающимися странами стоит непростая задача. Нарастить объем нефтепереработки в них возможно в основном путем строительства новых современных нефтеперегонных заводов с повышенным уровнем выхода нефтепродуктов светлых фракций, поскольку увеличение доли вторичных процессов на существующих НПЗ затруднено в силу их устаревших конструкций.

Страны, входящие в состав Организации экономического сотрудничества и развития Северной Америки, планируют увеличить объемы нефтепереработки к 2030-му году до уровня 1 миллиард 50 миллионов тонн, что на 200 миллионов тонн больше, чем в 2006 –м году. Уже после 2020-го года ожидается прирост этих объемов на 80 миллионов тонн в год, что должны обеспечить два фактора: наращивание объемов производства путем модернизации существующих НПЗ, а также за счет строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий.

Страны Ближнего Востока тоже стараются нарастить свои перерабатывающие мощности со 165-ти до 265-ти миллионов тонн в год. При этом только на территории Саудовской Аравии запланирован ввод новых перерабатывающих мощностей объемом 48,75 миллионов тонн в год, почти половину которого (20 миллионов) должен обеспечить в Эль-Джубайле.

В Иране введены в эксплуатацию новые установки для фракционирования конденсата объемом переработки 18 миллионов тонн в год.

В Кувейте запускается крупный НПЗ в городе Аль-Зур, мощность которого составляет 30,7 млн. тонн.

В нашей стране также ведется активная работа по увеличению объемов переработки нефти и повышению процента выхода светлых продуктов. По сравнению со средней по стране глубиной переработки на 2005 год 71,6 процента, в 2030 году запланировано повысить этот показатель до 89,4 процента.

Имеющийся производственный потенциал в целом способен удовлетворять как глобальные российские интересы на мировых рынках энергоносителей, так и внутренние потребности страны.

Начиная с 2009-го года, в нефтяной отрасли наметилась устойчивая тенденция роста, как объемов добычи, так и объемов нефтепереработки.

Нефтяная отрасль в среднем обеспечивает 42,9 процента доходной части федерального бюджета и около 22,7 процентов доходной части консолидированного бюджета.

В России насчитывается 28 действующих предприятий нефтепереработки с мощностью больше 1 миллиона тонн в год, а также примерно 80 мини-НПЗ, суммарная проектная мощность которых при первичной нефтепереработке составляет 273 миллиона тонн в год.

По данным статистики, в 2009-ом году в нашей стране было произведено:

  • автомобильных бензинов – 35,72 млн. т;
  • дизельного топлива – 67,4 млн. т;
  • топочного мазута – 64 млн. т.

На нужды отечественной экономики пошло 86,86 процента всего произведенного бензина и 42,47 процента всего выпущенного дизельного топлива.

Структура мирового рынка нефтепродуктов

В год в мире производится примерно 3,4 миллиарда тонн нефтепродуктов.

Главные мировые экспортеры этой продукции – Голландия, Россия, США, Сингапур, Саудовская Аравия, Кувейт, Китай, Южная Корея и Венесуэла.

Основные импортеры – США, Германия, Япония, Китай, Сингапур, Голландия, Франция. Общий мировой объем этого рынка – примерно 700 миллионов тонн в год.

Как видно из приведенных выше данных, интересным фактом является одновременное присутствие как в списке импортеров, так и экспортеров таких стран, как Китай, США, Сингапур и Голландия. Это связано с тем, что эти государства ввозят на свою территорию продукты первичной нефтепереработки, а экспортируют нефтепродукты, полученные более глубокой переработкой.

По нефтеперерабатывающим мощностям список мировых лидеров выглядит таким образом (в тоннах сырой нефти/ сутки):

  • Соединенные Штаты – примерно 2,27 миллионов;
  • страны бывшего Советского Союза – 1,15 миллионов;
  • Япония – 660 тысяч;
  • Китай – 595 тысяч.

Такой торговлей занимается биржа нефтепродуктов, а точнее – товарно-сырьевая биржа.

Как нефть, так и её производные представляют собой один из серьезных экономических инструментов. Для срочного рынка на нефть и продукты её переработки определяются специальные индексы. Для хеджирования рисков, связанных с резкими колебаниями цены на нефтепродукты, применяются такие финансовые инструменты, как фьючерсные контракты. Помимо функции страхования рисков, фьючерсы являются инструментами для различных торговых стратегий.

На биржах котировки применяются к так называемым эталонным нефтяным сортам, таким, как:

  • Brent – нефть Северного моря (почти 70 процентов всего экспорта);
  • WTI – западно-техасская нефть;
  • DubaiCrude (применяется для котировок в странах Персидского залива).

В нашей стране торги по нефтепродуктам ведутся на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже. На её официальном сайте spimex.com ежедневно публикуются все значения нефтяных индексов (как национальных, так и для европейской части РФ).

Значения этих индексов можно посмотреть как на конкретную дату, так и за предыдущие периоды, установив при этом желаемую единицу измерения (к примеру, руб./тонна). Значения различных топливных индексов (например, бензины Премиум-95, Регулар-92, мазут, различные виды дизельных топлив) публикуются в абсолютных величинах, а изменение индекса выражается в процентах. Кроме того, можно найти данные, которые отражают общий объём (в тоннах) и число фактически совершенных сделок.

Ценовые индексы на нефтепродукты рассчитываются, опираясь на данные заключенных в ходе торгов на том или ином рынке договоров. Все расчетные методики, которыми пользуются трейдеры, доступны. Некоторые виды индексов рассчитываются по внебиржевым аналогам, хотя основные расчетные методики, используемые для получения ключевых индексов, однотипны.

На товарно-сырьевых биржах торгуются (покупаются и продаются) следующие виды нефтепродуктов:

  • сырая нефть;
  • нефтепродукты различных видов;
  • фьючерсы на эти нефтепродукты.

Кроме того, на товарно-сырьевой бирже также торгуют и другими товарами (например, газом и лесом). Для того, чтобы оценить масштабы биржевых торгов, скажем, что в 2014-ом году через биржу было реализовано больше 17-ти млн. тонн нефтепродуктов и товаров, созданных основе нефти и природного газа.

Одним из соучредителей Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи является ПАО «Газпром нефть». Эта организация активно поддерживает развитие в нашей стране биржевой торговли вообще и нефтепродуктами в частности. По мнению руководителей «Газпром нефти», такая форма реализации продукции является наиболее прозрачной с точки зрения ценообразования, а также является весьма мощным сбытовым каналом.

Начиная с 2014 года «Газпром нефть» входит в тройку лидеров по объемам биржевых торгов среди отечественных нефтяных компаний. За год эта организация увеличивает биржевую реализацию своей продукции в среднем на 10 процентов.

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа основана в 2013-ом году усилиями Службы Центрального Банка РФ, которая специализируется на финансовых рынках. Кроме нефтепродуктов, на этой бирже продаются и покупаются:

  • стройматериалы;
  • энергоносители;
  • срочные контракты.

Основная мировая биржевая торговля нефтепродуктами сосредоточена на:

  • Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Эта крупнейшая торговая площадка основана еще в 1972-ом году, и в настоящее время именно она – самая крупная в мире товарная биржа. По объему нефтяных фьючерсных торгов эта площадка уверенно стоит на первом месте в мировой биржевой торговле.
  • Лондонской международной нефтяной бирже. Основана она была в начале восьмидесятых годов прошлого столетия.
  • Сингапурская биржа (SGХ). Своим появление эта торговая площадка обязана слиянию двух сингапурских бирж – валютной и фондовой. Все торги здесь проводятся исключительно в электронном виде.

На товарных биржах сделки могут быть как фьючерсными (срочными), так и на реальный товар. Во втором случае переход права собственности на приобретенный с торгов товар к покупателю происходит через так называемый биржевой склад. Если сказать по-другому, то продавец, предлагающий через биржу свой товар, должен им реально обладать.

После окончания биржевой сделки срок передачи товара от продавца к покупателю оговаривается контрактом. Все биржевые сделки на реальный продукт, в зависимости от срока его поставки, делятся на три вида: поставка в будущем («форвард») и поставка в режиме реального времени («кэш» или «спот»).

Участниками биржевых торгов на реальные виды товаров являются:

  • продавцы, цель которых – реализовать произведенный товар;
  • покупатели, которые приобретают товар для его последующего использования в своих нуждах;
  • торговцы (трейдеры), которые приобретают реальную продукцию с целью её последующей перепродажи.

В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку нефти и продукты её переработки являются важнейшими мировыми энергоносителями, их потребление растет с каждым годом, что постепенно истощает мировые нефтяные запасы. В такой ситуации необходимо принимать соответствующие меры по максимально экономичному использованию нефти, такие как:

  • применять самые современные технологии, которые позволяют повысить эффективность добычи этого природного ресурса;
  • использовать последние достижения научно-технического прогресса для продления времени эксплуатации истощенных месторождений;
  • стараться восстановить работу простаивающих нефтяных скважин;
  • постоянно повышать эффективность нефтепереработки с помощью применения самых современных технологических разработок.

Помимо перечисленных выше мер, существенно сэкономить нефть и продукты её переработки позволяет использование других видов энергоносителей, таких, как природный газ, уголь, гидроэнергия, атомная энергия и энергия ветра.

В качестве заменителей нефтепродуктов могут выступать:

  • синтетические виды топлива;
  • биодизель;
  • топливо на основе спиртов;
  • электроэнергия;
  • водородное топливо.

Стоит сказать, что несмотря на постоянное развитие технологий, основанных на применении альтернативных энергоисточников, по оценкам специалистов в течение ближайших тридцати лет основными видами топлива останутся нефтепродукты. Самым важным на данный момент является продолжение работы в направлении перехода на новые виды энергоносителей, которые в будущем смогут заменить хотя бы часть используемых нефтепродуктов.

В настоящее время уровень обеспеченности мировой экономики нефтяными запасами неуклонно снижается. Одновременно ощущается временный дефицит мощностей для транспортировки и переработки этого сырья, а также ограниченное количество дополнительных мощностей для увеличения нефтедобычи.

В сложившихся условиях промышленно развитые потребители стали проявлять повышенный интерес к проблемам, существующим в альтернативной энергетике. К примеру, значительно выросла значимость проектов, связанных с производством и поставками СПГ (сжиженного природного газа). Некоторые стары все больше внимания уделяют развитию атомной энергетики. Однако, как уже было сказано выше, резко возросшее потребление углеводородных продуктов полностью компенсировать за счет альтернативных энергоносителей в обозримом будущем – нереально.

Биржа нефтепродуктов в России

Поэтому специалисты предлагают следующие пути дальнейшего развития мирового нефтяного рынка:

  • поиск и разработка новых месторождений нефти;
  • увеличение доли альтернативных энергоресурсов, таких, как:
  • ветряная энергия;
  • гидроэнергия;
  • использование в качестве топлива этанола (его самым крупным производителем на данный момент является Бразилия);
  • более широкое применение биологического топлива.

Как видно из предлагаемых путей решения этой проблемы, только комплекс мер способен дать рациональное решение поставленной задачи. Полумеры для этого не годятся. Научно-технический прогресс не стоит на месте, и для дальнейшего развития мировому сообществу будет необходимо все больше и больше источников энергии, а надолго ли хватит нефти для обеспечения этих возрастающих потребностей – большой вопрос.

Филькин Михаил Евгеньевич
Старший научный сотрудник
Россия, Центральный экономико-математический институт РАН
[email protected]

Аннотация

Статья посвящена исследованию последствий реформирования нефтяной отрасли России на уровне розничного рынка нефтепродуктов. Анализируется конкурентная ситуация на региональных рынках бензина. С помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается рыночная концентрация и оценивается власть продавцов автомобильного топлива. Приводятся обоснования тезиса о том, что реформирование нефтяной отрасли в России в большой степени достигло поставленных 25 лет назад задач.

Ключевые слова

региональные рынки нефтепродуктов, конкуренция, концентрация рынка, розничный рынок нефтепродуктов, рыночная власть

Рекомендуемая ссылка

Филькин Михаил Евгеньевич

Региональные розничные рынки нефтепродуктов в России: предпосылки и особенности формирования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 5006. Дата публикации: 2017-04-12 . Режим доступа: https://сайт/article/5006/

Fil"kin Mihail Evgen"evich
Senior researcher
Russia, Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences
[email protected]

Abstract

The article is devoted to consideration of consequences of reforming the Russian oil industry on regional gasoline markets. Competition in the regional gas stations is analyzed. Market power and concentration is calculated by means of Herfindahl-Hirschman Index. We conclude that reforms in Russian oil industry have substantially succeeded in its goals proposed 25 years ago.

Keywords

Regional markets of petroleum products, competition, market concentration, retail market of petroleum products, market power

Suggested Citation

Fil"kin Mihail Evgen"evich

Regional retail markets of oil products in Russia: prerequisites and features of the formation. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #5006. Date issued: 2017-04-12. Available at: https://сайт/article/5006/


Введение

Реформирование российского энергетического сектора, начатое в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, осуществлялось разными методами для разных отраслей энергетики. В газодобывающей отрасли путем преобразования Министерства газовой промышленности СССР был создан газодобывающий концерн «Газпром», главным акционером которого стало государство. «С самого начала реформирования российской экономики газовая отрасль России оказалась в особом положении по сравнению с другими отраслями не только промышленности, но и энергетического сектора – идеи либерализации в течение долгого времени к газовой отрасли не применялись» . Как было показано в , создание монополии в газовой отрасли было обусловлено стремлением к максимизации рентных доходов, поступающих в Россию от экспорта российского газа в Европу. Для достижения этой цели государственный концерн «Газпром», преобразованный в акционерную компанию со смешанным капиталом, получил эксклюзивное право экспортировать российский природный газ, с тем чтобы исключить на внешних рынках конкуренцию между собой российских газовых компаний. Газпром получил также право на разработку крупнейших российских газовых месторождений, всю трубопроводную систему транспорта газа, подземные газохранилища, а также право на диспетчирование газотранспортной сети. Благодаря этому у Газпрома остается значительная рыночная власть и на внутреннем рынке.

В электроэнергетике была сформирована федеральная компания РАО «ЕЭС России», в состав которой включили наиболее мощные и эффективные российские электростанции. Диспетчирование загрузки электростанций также осуществлялось РАО «ЕЭС России». Контрольный пакет акций компании остался в государственной собственности. Были сформированы 75 региональных компаний АО-энерго, подавляющая часть которых вскоре после приватизации стали дочерними компаниями федеральной компании. Таким образом, в электроэнергетике возник доминирующий холдинг, и конкуренция между производителями электроэнергии была сильно ограничена. Сохранение государственного регулирования цен электроэнергии и тепловой энергии, отпускаемой централизованными источниками, также послужило дополнительным фактором ограничения конкуренции. Только в 2008 г. холдинг РАО «ЕЭС России» был разделен на части, однако услуги по передаче электроэнергии остались в собственности и под управлением государственных органов.

В нефтяной промышленности государство изначально решило пойти иным путем. Постановления Совета Министров СССР (например, №18 от 25 ноября 1991 г.) и последующие указы Президента РФ (например, №1403 от 17 ноября 1992 г.) определили особый порядок приватизации нефтяной промышленности бывшего Советского Союза. Государственные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия были акционированы, и преобразованы в одиннадцать нефтяных компаний: Лукойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, Сиданко, Тюменская нефтяная компания (ТНК), Роснефть, Славнефть, Башнефть, Татнефть, Сибнефть, Восточная нефтяная компания (ВНК). Формирование этих компаний осуществлялось с сохранением вертикальной интеграции, то есть нефтедобывающие предприятия и заводы, которые перерабатывали добытую этими предприятиями нефть в нефтепродукты, вошли в состав соответствующих акционерных нефтяных компаний. Нефтяным компаниям разрешалось также продавать свою продукцию на розничных рынках нефтепродуктов, в том числе и на автозаправочных станциях. Активы, созданные для транспортировки нефти по трубопроводам, вошли в состав государственной компании Транснефть, а активы, которые были задействованы в трубопроводном транспорте нефтепродуктов, – в состав государственной компании Транснефтепродукт.

Тем самым, на рынках нефти и нефтепродуктов были законодательно установлены предпосылки для конкуренции между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями как на внешнем рынке нефти, так и на внутренних рынках нефтепродуктов. Создание условий для соперничества на рынке нефти и нефтепродуктов не в последнюю очередь объясняется стремлением поддержать ускоренную автомобилизацию населения, которая началась в начале 1990-х годов, и которой могли помешать высокие цены на бензин. Разница в подходах к реформированию с газовой индустрией была обусловлена, в том числе, тем, что на мировом рынке нефти (в отличие от европейского рынка природного газа) Россия не была ценоформирующей страной, и появление нескольких нефтяных российских компаний на внешнем рынке нефти не могло повлиять на масштаб извлечения ренты при экспорте российской нефти. В то же время на внутреннем конкурентном рынке нефтепродуктов можно было ожидать более низких цен на бензин, чем на рынке, где могла появиться рыночная власть поставщиков нефтепродуктов.

Исторически цены на бензин имеют тенденцию к постоянному росту, что закономерно вызывает вопрос о том, насколько эффективно достигаются цели реформ и действительно ли розничный рынок бензина является концентрированным? Актуальной задачей, таким образом, является мониторинг ситуации на региональных рынках. Сохраняется ли тенденция для достижения поставленных реформами целей? В каких регионах России концентрация игроков максимальна, а где состояние розничного рынка бензина близко к конкурентному? В дальнейшем мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Анализ структуры региональных рынков нефтепродуктов

Изучение концентрации на розничном рынке бензина прямыми методами является непростой задачей. Основные статистические данные, по которым можно делать выводы о доминирующем или монопольном положении, а именно, объемы продаж и розничные цены, являются коммерческой тайной предприятий. Поэтому задачей исследователя является оценка степени концентрации и конкурентности на основании косвенных данных, которые содержатся в открытых источниках. В нашем случае таковыми являются данные о количестве автозаправочных станций (АЗС), принадлежащих той или иной нефтяной компании и объединенных под единым брендом. Стоит поэтому сразу сделать оговорку относительно выводов и дальнейших результатов. На основании данных о количестве автозаправочных станций, принадлежащих тому или иному бренду в определенном регионе, можно сделать вывод лишь о наличии признаков возможного доминирования или высокой концентрации рынка в данном регионе. Утверждение и доказательство наличия доминирующего положения компании – прерогатива государственных регулирующих и антимонопольных органов.

Строение рынков нефтепродуктов является предметом исследования многих российских и зарубежных экономистов. В отечественной науке можно отметить исследования , связанные с топливной промышленностью и методологией оценки конкуренции. В работе был проведен анализ динамики российской нефтеперерабатывающей отрасли и рынка автомобильных топлив за 2000–2010 гг., измерены ряд отраслевых показателей, и с помощью них исследована структура рынка автомобильных топлив России. С помощью компьютерных расчетов был построен прогноз для данного рынка, а также выявлены сценарии его развития на период до 2020 г.

Наше исследование охватывает 85 субъектов Российской Федерации, включая полуостров Крым и город Севастополь. Для каждого субъекта федерации было установлено количество автозаправочных станций (на февраль 2017 года), а также принадлежность станции тому или иному бренду. В случае если АЗС не принадлежит к какому-либо бренду, она формально считается независимым оператором. Хотя фактически такая компания может покупать нефтепродукты на оптовой базе, принадлежащей крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании, тем не менее, мы считаем, что в формировании ценовой политики она имеет большую долю самостоятельности, что позволяет считать ее «независимым» игроком. В этом случае вопрос может стоять о конкуренции и концентрации на оптовом рынке поставки бензина.

Всего в стране на февраль 2017 года действовало более 25200 автозаправочных станций и небольшое количество автоматизированных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Оказалось, что из 85 регионов России в 74 субъектах ни одному бренду не принадлежит наибольшее количество АЗС, иными словами, наибольшее число АЗС может рассматриваться как «независимые операторы». В 11 регионах РФ та или иная вертикально-интегрированная нефтяная компания владеет наибольшим (по отношению к другим участникам) количеством автозаправочных станций. Условно назовем такую компанию «главным» игроком, с учетом оговорки, что факт доминирования вовсе не обязательно следует из наличия наибольшей доли рынка и большого числа АЗС в регионе.

В таблице 1 приведены 11 регионов, имеющих в качестве «главного» игрока одну из российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Приведено количество АЗС в регионе и доля рынка крупнейшего участника.

Таблица 1 — Регионы с «главным» игроком (по числу АЗС)

Регион АЗС в регионе «Главный» игрок АЗС у «главного» игрока Доля рынка
Ненецкий автономный округ 5 Лукойл 3 60.0%
Республика Коми 110 Лукойл 59 53.6%
Республика Башкортостан 619 Башнефть 316 51.1%
98 Роснефтегаз 40 40.8%
Псковская область 173 Сургутнефтегаз 66 38.2%
Республика Бурятия 147 Роснефть 56 38.1%
Кировская область 201 Движение 76 37.8%
Чувашская Республика 157 Татнефть 56 35.7%
Новгородская область 172 Сургутнефтегаз 61 35.5%
Удмуртская Республика 225 Лукойл 66 29.3%
Липецкая область 194 Роснефть 52 26.8%

Можно видеть, что компания Лукойл является крупнейшим игроком в 3 регионах, причем в Ненецком автономном округе ей принадлежит 60% розничного рынка бензина (по количеству АЗС). Компании Роснефть и Сургутнефтегаз имеют максимальное относительное присутствие в двух регионах (фактически, Роснефть даже в трех, поскольку с 2016 года она является основным акционером Башнефти, которой принадлежит 51.1% автозаправочных станций в республике Башкортостан). Татнефть, Движение и корпорация Роснефтегаз (государственная компания, управляющая нефтегазовыми активами России) имеют относительное максимальное присутствие соответственно в Чувашской республике, Кировской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В Москве к настоящему моменту функционирует 758 автозаправочных станций, в области их 1470. На Санкт-Петербург и Ленинградскую область, соответственно, приходится 546 и 351 станция. В обоих городах федерального значения наибольшее количество АЗС приходится на Лукойл, однако его доля для Москвы составляет всего 16.4%, а в Санкт-Петербурге 21.4% (табл.2).

Таблица 2 — АЗС в Москве, Санкт-Петербурге и областях

Регион АЗС в регионе «Главный» игрок АЗС у «главного» игрока Доля рынка
г. Москва 758 Лукойл 124 16.4%
Московская область и новая Москва 1470 Независимые операторы 424 28.8%
г. Санкт-Петербург 546 Лукойл 117 21.4%
Ленинградская область 351 Независимые операторы 96 27.4%

Источник данных: база данных www.benzin-price.ru , расчеты автора

В областях страны доля ни одного из брендовых АЗС не превышает 12%, а главная часть приходится на независимых операторов (28.8% и 27.4% соответственно Московская и Ленинградская области).

Индексы Херфиндаля-Хиршмана для оценки концентрации рынков

Для оценки уровня концентрации в отрасли будем использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). В зависимости от его значения, различают следующие уровни концентрации на рынке.

  • Значения индекса H ниже 100 указывают на наличие высокой степени конкуренции на рынке.
  • Значения индекса H ниже 1500 указывают на низкую степень концентрации в отрасли.
  • Индекс в пределах от 1500 до 2500 характеризует рынок с умеренной концентрацией компаний-продавцов.
  • Если индекс выше 2500, то на рынке есть признаки высокой концентрации и низкого уровня конкуренции.

В табл.3 приведены данные по 10 регионам России с самыми низкими уровнями рыночной концентрации. Лидером по этому показателю является Республика Дагестан. Из 326 автозаправочных станций в регионе 7 приходится на топливную компанию «Экотек», 1 на Роснефть, 1 на Гарант и 317 на небрендовых операторов. Вся первая десятка регионов имеет индекс Херфиндаля-Хиршмана ниже 350, что указывает на низкую степень концентрации и высокий уровень конкуренции на розничном рынке бензина в этих регионах. Необходимо сделать оговорку, что это не означает автоматически высокую конкуренцию на нефтяном рынке в регионе в целом, поскольку на уровне оптовых поставщиков и, к примеру, рынке транспортировки нефтепродуктов, ситуация может быть совсем другой. Тем не менее, непосредственно в ритейловых продажах бензина можно отметить позитивный итог реформирования нефтегазового сектора и формирование рынка с низким уровнем концентрации и высокой самостоятельностью на уровне отдельных розничных игроков.

Таблица 3 — Регионы с самой низкой концентрацией игроков (по HHI)

Регион АЗС в регионе Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Республика Дагестан 326 35
Республика Калмыкия 113 137
Чеченская республика 136 138
Республика Тыва 50 208
Республика Северная Осетия-Алания 115 268
Калужская область 225 304
Ханты-Мансийский автономный округ 329 308
Самарская область 635 316
Республика Адыгея 153 331
Тульская область 300 334

Приведем также 10 регионов с наивысшим показателем индекса Херфиндаля-Хиршмана. Данные табл.4, как можно было ожидать, во многом перекликаются с данными табл.1.

Таблица 4 — Регионы с самой высокой концентрацией игроков (по HHI)

Регион АЗС в регионе Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Ненецкий автономный округ 5 4 400
Республика Коми 110 2 929
Республика Башкортостан 619 2 764
Ямало-Ненецкий автономный округ 98 2 193
Кировская область 201 2 125
Республика Бурятия 147 1 843
Чукотский автономный округ 6 1 667
Псковская область 173 1 615
Липецкая область 194 1 568
Костромская область 105 1 556

Регионом с самым высоким уровнем концентрации является Ненецкий автономный округ (индекс HHI равен 4400). Из пяти АЗС региона 3 принадлежат Лукойлу, 2 приходятся на независимых операторов. Наряду с данным регионом, Республика Коми и Республика Башкортостан имеют показатели индекса HHI выше 2500, что указывает на высокую концентрацию и низкий уровень конкуренции на данных региональных рынках. Остальные 7 регионов из табл.4 имеют индекс HHI в пределах от 1500 до 2500 пунктов, что означает умеренную концентрацию участников розничного рынка бензина.

В этой части также необходимо сделать оговорку. Наличие высокой концентрации в отрасли означает рыночную власть олигополистов, однако не определяет факт использования или злоупотребления этой властью. Для того, чтобы установить признаки недобросовестной конкуренции, необходимы исследования взаимодействия между игроками и определение методики и характеристик ценообразования на том или ином рынке (подробнее см. и ). Тем не менее, индекс Херфиндаля-Хиршмана выявляет потенциал рыночной власти продавцов и степень концентрированности рынка, что делает его подходящим инструментом для маркирования строения рынков.

Индекс HHI для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей приведен в табл.5.

Таблица 5 — Концентрация рынков бензина в Москве, Санкт-Петербурге и областях

Как в самих городах, так и в соответствующих областях индекс показывает низкую степень концентрации. Следует отметить, что в среднем по России одна АЗС приходится на 5.8 тыс. человек населения. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель равен соответственно 16.3 тыс. и 9.7 тыс. человек на одну АЗС (данные Госкомстата РФ). Таким образом, два города федерального значения наряду с Чеченской республикой (10.4 тыс. на одну АЗС) имеют самую низкую насыщенность автозаправочными станциями в стране. В то же время в Московской области этот показатель равен 5.0 тыс. на АЗС, а в Ленинградской 5.1 тыс., что ниже среднего по стране. Можно сделать вывод, что низкая (по сравнению с другими регионами) насыщенность розничного рынка в пересчете на душу населения не обязательно определяет высокую концентрацию и рыночную власть продавцов.

Выводы

На текущий момент есть основания считать, что реформирование нефтяной отрасли в России в большой степени достигло поставленных 25 лет назад задач. Сформированный рынок имеет преимущественно низкую концентрацию продавцов и предпосылки для конкурентного взаимодействия. Тем не менее, ситуация неоднородна между различными регионами страны. В большинстве субъектов федерации значительное число АЗС управляется независимыми розничными операторами, что определяет высокую степень независимости в принятии решений о политике ценообразования и создает условия для высокой степени конкуренции. В то же время часть регионов России обладает высокой концентрацией продавцов с потенциалом рыночной власти и мотивацией для ее использования. Насколько эта власть реализуется и есть ли признаки неконкурентного ценообразования в регионах России, в том числе с низкой концентрацией продавцов, – актуальная задача для новых обширных исследований.

Список литературы :

  1. Брагинский О.Б., Куницына Н.Н., Лактионов В.В. Исследование, моделирование и прогнозирование российского рынка автомобильных топлив // Препринт # WP/2011/284. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
  2. Брагинский О.Б., Лактионов В.В. О методах анализа и прогноза структуры рынка автомобильных топлив // Нефть, газ и бизнес. №9. С.38-41, 2008.
  3. Интернет-каталог российских АЗС // http://www.benzin-price.ru/
  4. Краснова М. И. Совершенствование методики оценки конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов // Вестник Пермского университета. Выпуск № 2, 2012.
  5. Панфилов М.В. Есть ли сговор на российском рынке розничной продажи нефтепродуктов? // Магистерская диссертация РЭШ, 2008
  6. Филькин М.Е. Эмпирический анализ конкуренции на розничном рынке бензина // Экономическая наука современной России. №3 (50) С.78-92. 2010.
  7. Чернавский С.Я. Реформы регулируемых отраслей российской энергетики // Нестор-История, М.; СПб., 2013.

References

  1. Braginskij O.B., Kunicyna N.N., Laktionov V.V. Research, modeling and forecasting of Russian automotive fuels market // Preprint # WP/2011/284. – M.: CEMI RAS, 2011.
  2. Braginskij O.B., Laktionov V.V. Methods for analyzing and forecasting of automotive fuels market structure // Oil, gas and business. №9. С.38-41, 2008.
  3. Internet database of Russian gas stations // http://www.benzin-price.ru/
  4. Krasnova M. I. Improvement of the methodology of competition estimation in the regional gasoline market // Perm University Herald, Issue №2, 2012.
  5. Panfilov M.V. Is there collusion in the Russian retail gasoline market? // Master theses, NES, 2008.
  6. Fil’kin M.E. Empirical analysis of competition in the Russian retail gasoline market // Economics of Contemporary Russia. №3 (50), pp. 78-92. 2010.
  7. Chernavskij S.Ja. Industrial regulatory reforms in the Russian energy sector // Nestor-History, M., SPb., 2013.