К вопросу об особенностях правового положения организаторов торговли на финансовых и товарных рынках. Правовые основы деятельности организаторов торговли Организаторы торговли в торговом праве

1. Организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги.

3. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

4. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом.

5. Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.

6. Организатор торговли, совмещающий деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением. Если конфликт интересов организатора торговли, совмещающего деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, о котором участники торгов или лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не были уведомлены заранее, привел к действиям организатора торговли, нанесшим ущерб интересам участника торгов или лица, осуществляющего функции центрального контрагента, организатор торговли обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Организатор торговли обязан осуществлять контроль:

1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;

2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;

3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;

4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

8. При осуществлении контроля организатор торговли вправе проводить проверки, в том числе на основании обращения Банка России, требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности".

10. Годовой отчет организатора торговли должен содержать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также консолидированную финансовую отчетность.

11. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора торговли, а также его консолидированная финансовая отчетность подлежат обязательному аудиту.

12. Организатор торговли обязан осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами меж­ду участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляю­щий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Организатором торговли может быть фондовая биржа или другой организатор торговли, который осуществляет свою деятельность на внебиржевом рынке.

Организаторами торговли в РФ может быть как коммерческая орга­низация, созданная в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, так и некоммерческая организация. Организатор торговли должен иметь лицензию на осуществление де­ятельности и определенную величину собственного капитала. Для коммерческих организаций собственный капитал организатора тор­говли должен быть не менее 16,7 млн. руб., а для некоммерческих орга­низаций - 83 млн. руб.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

    правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

    правила допуска к торгам ценных бумаг;

    список ценных бумаг, допущенных к торгам;

    правила заключения и сверки сделок;

    правила регистрации сделок;

    порядок исполнения сделок;

    правила, ограничивающие манипулирование ценами;

Расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

Регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечислен­ные позиции.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

    дата и время заключения сделки;

    наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

    государственный регистрационный номер ценных бумаг;

    цена одной ценной бумаги;

    количество ценных бумаг.

5. Понятие и экономическое содержание ценной бумаги

«Эмиссионная ценная бумага, - отмечается в Законе, - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, кото­рая характеризуется одновременно следующими признаками:

Закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществ­лению с соблюдением установленных настоящим Федеральным зако­ном формы и порядка;

Размещается выпусками;

Имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного

выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги».

В данном определении эмиссионной ценной бумаги выделены три признака. Причем, если второй и третий признаки присущи только эмиссионным ценным бумагам, то содержание первого признака в равной мере относится к любым ценным бумагам, в том числе и к неэмиссионным.

Следует также отметить, что, если в соответствии с более ранними нормативными актами Российской Федерации ценная бумага трак­товалась как документ, удостоверяющий имущественные права, то в соответствии с последним Федеральным законом ценная бумага ценная бумага может удостоверять и неимущественные права.

Являясь инструментами финансового рынка, ценные бумаги выс­тупают в виде специальным образом оформленных финансовых до­кументов, которые предоставляют владельцу документа определенные права. Эти документы должны быть составлены в соответствии с дей­ствующим в стране законодательством. Посмотрим, какое определе­ние дается категории «ценная бумага» в соответствующих правовых актах и какие изменения произошли в трактовке этого понятия за пос­леднее время.

В этом определении подчеркнуты две характерные черты ценной бумаги: этот документ удостоверяет имущественное право, а не ка­кое-либо иное, и для осуществления этого права требуется предъяв­ление самого документа. Такая формулировка была несколько рас­плывчатой и позволяла относить к ценным бумагам различные документы.

В «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РСФСР», утвержденном Постановлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 г. была дана несколько иная формулировка ценных бумаг: «Ценная бумага - денежный документ, удостоверяю­щий имущественное право или отношение займа владельца докумен­та по отношению к лицу, выпустившему такой документ».

В этом определении можно отметить три наиболее характерных признака ценной бумаги.

Во-первых, из определения следует, что ценная бумага - это не всякий, а денежный документ. Такая характеристика, бесспорно, кон­кретизирует понятие ценных бумаг, дает им денежную оценку и отде­ляет их от других документов (например, от удостоверения личнос­ти). Однако из определения ценной бумаги как денежного документа вовсе не следует, что по данному документу всегда можно получить обозначенную на документе сумму денег. Получить эту сумму можно только по долговой ценной бумаге при наступлении срока платежа, если заемщик будет в состоянии осуществить платеж. В остальных слу­чаях этот документ можно превратить в деньги, если будет найден по­купатель ценной бумаги, а цена документа будет определена путем соглашения между продавцом и покупателем и может быть как выше, так и ниже нарицательной стоимости, обозначенной на документе.

Отечественная и мировая практика дает массу примеров, когда цен­ные бумаги полностью лишались «денежного содержания».

Во-вторых, в приведенном определении разграничиваются иму­щественное право и отношение займа. Однако, если исходить из со­держания категории «имущество», то деньги - это часть имуще­ства, и владелец долговой ценной бумаги приобретает право на получение процентов и/или основной суммы долга в виде опреде­ленного количества денег, являющихся частью имущества эмитента. Следовательно, характеристика ценной бумаги как документа, удо­стоверяющего имущественное право, распространяется и на долго­вые ценные бумаги и добавление слов «или отношение займа» для раскрытия содержания категории ценной бумаги не является необ­ходимым, что, вероятно, и было учтено в последующих норматив­ных актах России.

В-третьих, в определении ценной бумаги указывается со стороны кого и по отношению к кому возникают удостоверенные ценной бу­магой права. Эти права приобретает держатель ценной бумаги, а от­ветственность за исполнение обязательств по ценной бумаге несет эмитент ценной бумаги.

В октябре 1994 г. был принят Гражданский кодекс Российской Фе­дерации, в котором дано следующее определение ценной бумаги:

«Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдени­ем установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

Как можно видеть, это определение ближе к определению ценной бумаги, данному в «Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик». Однако здесь имеется весьма важное уточнение о том, что ценной бумагой может быть только документ установленной формы с наличием обязательных реквизитов. Это означает, что, если документ составлен не по форме и в нем отсутствуют обязательные реквизиты, то этот документ не является ценной бумагой.

В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон РФ «О рынке цен­ных бумаг», в котором не содержится нового определения ценной бу­маги, как таковой, а дается определение так называемой эмиссион­ной ценной бумаги.

В приведенном выше определении ценных бумаг, содержащимся в «Основах законодательства Союза ССР и республик» отмечалось, что имущественное право, вытекающее из ценной бумаги «может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого докумен­та». Из этого следовало, что ценные бумаги могли выпускаться только в документарной форме. Однако уже в «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» было отме­чено, что «ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах».

Федеральный закон «О рынке цен­ных бумаг» также предусматривает две формы выпуска ценных бумаг. «Документарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмис­сионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на ос­новании предъявления оформленного надлежащим образом сертифи­ката ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании за­писи по счету депо.

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно того, относить ли «записи на счетах» к категории ценных бумаг. Если под­ходить формально, то действительно, в случае бездокументарной фор­мы выпуска ценных бумаг как таковых не существует. Однако нам представляется, что при любой форме выпуска ценных бумаг для вла­дельца важно не наличие самой ценной бумаги, а право владения бу­магой. В случае бездокументарной формы выпуска это право зафик­сировано в виде записи в реестре владельцев ценных бумаг либо в виде записи по счету депо.

В процессе регулирования недобросовестных рыночных практик важную роль играют организаторы торговли, поскольку именно на них регулятором возложены функции по предотвращению манипулирования ценами. Организаторы торговли определяют перечень операций, совершение которых участниками рынка может быть расценено как манипулирование ценами; устанавливают перечень мер по предотвращению манипулирования ценами; устанавливают меры ответственности, применяемые к участникам торгов при нарушении ими требований организаторов торговли.

Рассмотрим опыт Московской межбанковской валютной биржи (далее также - ММВБ) в процессе предотвращения недобросовестной торговли на фондовом рынке. Так, Перечень мер по предотвращению манипулирования ценами при проведении торгов по ценным бумагам на Московской межбанковской валютной бирже содержит следующие меры, направленные на предотвращение возникновения манипулятивных ситуаций на рынке:

наличие системы контроля за подачей заявок на покупку/продажу ценных бумаг и заключением сделок (введение предельных лимитов колебаний цен в ходе торговой сессии и/или предторгового и/или послеторгового периодов торгового дня, при нарушении которых заявки автоматически отклоняются);

осуществление текущего мониторинга в режиме реального времени и анализ по итогам торгов всех заявок и сделок, зарегистрированных в Системе торгов, с целью выявления действий, которые могут быть признаны манипулированием ценами, в соответствии с настоящим Перечнем (далее - мониторинг). Проведение мониторинга осуществляется уполномоченными сотрудниками Биржи, назначаемыми приказом Генерального Директора;

использование для мониторинга Системы торгов, а также специальных программно-технических средств;

информирование уполномоченными сотрудниками Биржи Дирекции Биржи о действиях, которые могут быть признаны манипулированием ценами, с целью подготовки запросов участникам торгов, а в случае получения неудовлетворительных ответов от участников торгов - направление документов в регулирующие органы.

Указанные меры в совокупности с высокоорганизованной технологической базой проведения торгов ценными бумагами позволяют ММВБ отслеживать и предотвращать совершение недобросовестных операций на фондовом рынке.

Правила проведения торгов по ценным бумагам на ММВБ (далее - Правила) также содержат отдельные положения, направленные на предотвращение возникновения манипулятивных ситуаций на фондовом рынке, и устанавливают меры ответственности за нарушение Правил.

В соответствии с пунктом 21.1 раздела 21 «Манипулирование ценами» Правил к действиям, которые могут быть признаны манипулированием ценами, относятся действия Члена Секции (Членов Секции), в том числе объявление заявок на совершение сделок с ценными бумагами, заключение кросс-сделки (под кросс-сделкой понимается заключение сделки за свой счет, в которой продавцом и покупателем выступает один и тот же Член Секции), которые привели или могли привести к дестабилизации рынка ценных бумаг, в том числе к необусловленному объективными событиями, влияющими на рынок ценных бумаг, изменению цен спроса (предложения) ценных бумаг либо числа заявок (сделок).

При наличии подозрения в совершении Членом Секции действий, которые могут быть признаны манипулированием ценами, ММВБ имеет право направить Члену Секции официальный запрос о причинах совершенных им действий. Член Секции обязан в течение 10 рабочих дней с момента получения официального запроса от ММВБ представить письменное объяснение своих действий. При этом, в случае неполучения от Члена Секции письменного объяснения его действий в указанный срок или получения неудовлетворительных объяснений, ММВБ имеет право обратиться в соответствующие регулирующие органы и/или действовать в установленном законодательством порядке.

На практике указанные положения означают следующее. Как уже отмечалось, не каждое действие трейдера, совершенное в нарушение общепринятых правил торговли ценными бумагами, является манипулированием ценами - это может быть простая ошибка трейдера при вводе заявки в торговую систему. Для того, чтобы выяснить обстоятельства совершения операций, ММВБ направляет запрос участнику торгов. В случае, если результаты представленных объяснений позволяют ММВБ рассматривать действия участника торгов как манипулирование ценами, ММВБ направляет все материалы, связанные с совершением этих операций, в ФКЦБ России.

Это связано, прежде всего, с тем, что, несмотря на наличие всех факторов, позволяющих рассматривать действия участника торгов как манипулирование

ценами, ММВБ не может привлечь этого участника к ответственности именно за это правонарушение, поскольку сам факт манипулирования должен быть установлен в судебном порядке. Поэтому для принятия решения по этому вопросу все материалы направляются в регулирующий орган - ФКЦБ России.

Вместе с тем, Правила торгов содержат перечень действий участников торгов (Членов Секции), совершение которых является нарушением Правил и за которые наступает ответственность в соответствии с Правилами торгов. Так, в соответствии с пунктом 22.1 Правил торгов подача Членом Секции заявок и заключение Членом Секции сделок (за исключением заявок и сделок при торгах крупными пакетами ценных бумаг) с ценовыми условиями, существенно отличающимися от текущей средневзвешенной цены без объективных причин,- если цена в заявке отличается от текущей средневзвешенной цены на величину свыше 10% при торгах по ценным бумагам, включенным в Котировальный лист ММВБ 1 уровня, свыше 15% -в Котировальный лист ММВБ 2 уровня, и свыше 20% при торгах по ценным бумагам, допущенным к торгам без включения в Котировальные листы ММВБ (если Регламентом не определено иное),- является нарушением Правил торгов.

В соответствии с пунктом 22.2 Правил торгов подача Членом Секции заявок и заключение Членом Секции сделок при торгах крупными пакетами ценных бумаг с ценовыми условиями, существенно отличающимися от текущей средневзвешенной цены без объективных причин- если цена в заявке отличается от текущей средневзвешенной цены на величину свыше 15% при торгах по ценным бумагам, включенным в Котировальный лист ММВБ 1 уровня, свыше 20% -в Котировальный лист ММВБ 2 уровня, и свыше 25% при торгах по ценным бумагам, допущенным к торгам без включения в Котировальные листы ММВБ (если Регламентом не определено иное) -также является нарушением Правил торгов.

При установлении факта совершения Членом Секции указанных действий ММВБ имеет право направить Члену Секции официальный запрос о причинах совершенных им действий. Член Секции обязан в течение 10 рабочих дней с момента получения официального запроса от Биржи представить письменное объяснение своих действий. В случае неполучения от Члена Секции письменного объяснения его действий в указанные сроки, или получения неудовлетворительных объяснений, ММВБ имеет право применить к Члену Секции меры ответственности, установленные в Разделе 26 Правил торгов. В соответствии с разделом 26 «Ответственность за нарушение правил совершения операций в Секции фондового рынка ММВБ» в случае нарушения Членом Секции правил совершения операций в Секции фондового рынка ММВБ Члену Секции может быть направлено письменное официальное предупреждение.

Кроме того, при нарушении Членом Секции ограничений на подачу заявок и заключение сделок, указанных в пунктах 22.1 и 22.2 Раздела 22 Правил торгов, к Члену Секции может применяться один из следующих видов ответственности:

наложение штрафа в размере рублевого эквивалента 300 долларов США за первый установленный факт нарушения. Размер штрафа увеличивается на 50% за каждое повторное нарушение, но не свыше 3000 долларов США. Штраф уплачивается в пользу Биржи;

приостановка допуска к торгам в Секции на срок до 3 месяцев.

Представляется, что установление такой жесткой ответственности за совершение действий, которые могут иметь своей целью манипулирование рынком, является достаточно серьезной превентивной мерой, способной обезопасить рынок от попыток им манипулировать.

Как видно из представленного материала, несмотря на «правовой вакуум» в вопросах регулирования недобросовестной торговли, в России сложилась система регулирования, направленная на предотвращение использования недобросовестных рыночных практик на финансовом рынке. Указанная система представляет из себя два уровня - государственный регулятор (ФКЦБ России и отчасти Банк России) и организаторы торговли, что, в общем, соответствует принятым в международной практике системам регулирования финансового рынка».

Правовое положение организаторов торговли определяется Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее по тексту Закон об организованных торгах). Согласно данному нормативно-правовому акту организатором торговли является юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества для оказания услуг по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках.

Организатор торговли выступает в качестве биржи или торговой системы на основании соответствующей лицензии. Наличие лицензии не предполагает исключительного характера правоспособности. Однако законодатель вводит запреты на осуществление организатором торговли конкретных видов деятельности, к примеру, производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг и иной деятельностью, определенной в закрытом перечне в п. 3 ст. 5 Закона об организованных торгах.

Речь идет только о тех работниках, которые замещают следующие должности:

Единоличного исполнительного органа организатора торговли,

Руководитель филиала,

Главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета,

Должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками),

Контролер (руководитель службы внутреннего контроля),

Руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов.

Физические лица, занимающие данные должности, должны иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов.

К каждому виду организатора торговли законодатель предъявляет соответствующие требования.

Так, биржа может быть создана только как акционерное общество. Указание на вид организатора торговли – «биржа» должно содержаться в фирменном наименовании АО. Также для биржи введен дополнительный запрет на осуществление таких видов деятельности как брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, и деятельность по управлению ценными бумагами.

Кроме названных выше коллегиальных органов управления и исполнения для организаторов торговли, биржа также должна сформировать биржевой совет. Данный орган призван давать рекомендации иным уполномоченным органам биржи, в отношении изменения стоимости услуг по проведению организованных торгов или внесения в правила организованных торгов изменений и т.д.

На основании данных правил организаторы торговли организуют торги, которые проводятся на регулярной основе.

Реализацию функции по проведению организованных торгов организатор торговли осуществляет на основании договора, заключаемого с участниками торгов. По своей правовой природе данный договор является договором возмездного оказания услуг, регулируемый главой 39 ГК РФ, и договором присоединения согласно ст. 428 ГК РФ.

На указанных торгах заключаются только определенные договоры:

Договоры купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты,

Договоры репо,

Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

Данные договоры заключаются в общем порядке на основании двух представленных разнонаправленных заявок. Содержание заявок, подаваемых на организованных торгах, и порядок их подачи и отзыва определяются правилами организованных торгов. Данная заявка должна быть зарегистрирована организатором торговли в реестре заявок. Для заключения договора необходимо, чтобы содержание заявок полностью или частично соответствовало друг другу, что устанавливается и фиксируется в реестре договоров организатором торговли. Именно установление данного соответствия рассматривается как момент заключения договора. Составление одного документа, подписанного сторонами, не требуется. Письменная форма считается соблюденной при наличии указанных заявок. То, что договор заключен, подтверждается выпиской из реестра договоров, заключенных на организованных торгах. Такие договоры имеют свои особенности, отличные от общих гражданско-правовых договорных установлений. Так, в отличие от ст. 413 ГК РФ обязательства, возникшие из договора, сторонами которого является один и тот же участник эти обязательства исполняются за счет разных клиентов участника торгов или за счет разных участников торгов.

1 Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017; Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

1 Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.

Список литературы

1. Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно- практическое пособие / Москва, 2017.

2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.

3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

К вопросу об особенностях правового положения организаторов торговли на финансовых и товарных рынках

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье анализируются положения Федерального закона «Об организованных торгах», касающиеся особенностей правового положения бирж и торговых систем, которые являются коммерческими организациями с особым правовым статусом.

Ключевые слова: организаторы торговли на финансовом и фондовом рынке, правовое положение, биржа и торговая система.

Рынок финансовых услуг в России – один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Об этом свидетельствует принятие Федерального закона «Об организованных торгах», который устанавливает особенности правового положения организаторов торговли. Принятие данного закона позволило унифицировать требования, предъявляемые законом к деятельности по проведению организованных торгов на товарном и финансовом рынках. До принятия этого закона особенности правового положения фондовой биржи определялись Федеральным законом от 01.01.01 г. «О рынке ценных бумаг », а особенности правового положения товарной биржи были ранее установлены Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле » (закон утратил силу с 1 января 2012 года). Необходимо отметить, что Закон об организованных торгах вступил в силу с 1 января 2012 года, однако отдельные положения закона, устанавливающие особенности правового положения биржи и торговой системы вступят в силу с 1 января 2013 года.

Федеральный закон «Об организованных торгах» дает легальное определение организатора торговли, под которым понимают лицо, оказывающее услуги по проведению торгов на товарном и финансовом рынках, на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (статья 2). Торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые могут совершаться (оказываться) только биржей (Статья 9). Данный закон вводит единую лицензию биржи, на основании которой допускается организация торговли ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой и биржевыми товарами . Такая лицензия заменяет такие лицензии как лицензию на организацию биржевой торговли, лицензию фондовой биржи, лицензию на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным сделкам .

Организаторы торговли являются коммерческими юридическими лицами с особым правовым статусом, поскольку их правоспособность ограничена не учредительными документами , а законом. Возможность установления такого исключения для коммерческих организаций в законе предусмотрена в части 2 пункта 1 статьи 49 ГК РФ.

При рассмотрении правового положения организаторов торговли необходимо обратить внимание на соотношение норм федерального закона «Об организованных торгах» с положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об акционерных обществах ». По вопросам, связанным с созданием, лицензированием бирж и торговых систем, определением их правового статуса, приоритет имеют нормы федерального закона, регулирующих проведение организованных торгов как специальные. Это приоритет имеет место за счет оговорки статьи 49 ГК РФ.

Законодатель устанавливает новые требования к организационно-правовой форме организаторов торговли (ст.5), которые могут быть только хозяйственными обществами, а биржи – только акционерными обществами (ст.9). Ранее биржи могли быть созданы как акционерные общества, а также как некоммерческие партнерства.

Организаторы торговли осуществляют деятельность на основании лицензии Федеральной службы по финансовым рынкам (Лицензионные требования организаторов торговли установлены в ст. 26 Федерального закона «Об организованных торгах).

Законом существенно ограничена правоспособность организаторов торгов на финансовых и фондовых рынках. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами , паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами , деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов , деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (ст. 5). Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом . Помимо ограничений, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона, торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами. (Статья 9).

Законодатель предъявляет требования и к финансовой устойчивости таких организаций. Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 миллионов рублей, лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии торговой системы, - не менее 50 миллионов рублей. Состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков с учетом видов деятельности , с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов. Организатор торговли должен соблюдать нормативы ликвидности, нормативы достаточности собственных средств, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Законодательно установлены и требования к лицам, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) организатора торговли, распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал соискателя лицензии (лицензиата). Заметим, что с принятием нового закона сняты ранее действующие ограничения: в отношении товарной биржи о том, что доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 процентов; в отношении фондовой биржи о том, что одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 процентов и более акций каждой категории (эти ограничения не применялись к акционерам фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами).

Установлены требования к деловой репутации и квалификации лиц, занимающих руководящие должности в биржевых организациях и торговых системах, а именно: к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, руководителю службы внутреннего контроля (контролеру), главному бухгалтеру или иному должностному лицу организатора торговли, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета , руководителю филиала организатора торговли, должностному лицу, ответственному за организацию системы управления рисками (руководителю отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), а в случае совмещения деятельности по организации торгов с иными видами деятельности также к руководителю структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по организации торгов.

Фирменное наименование организатора торговли должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица. Фирменное наименование биржи должно содержать слово "биржа" (ст.9) . Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания "торговая система" или "организатор торговли" в любом падеже (ст.12).

На законодательном уровне установлены требования: к правилам организованных торгов; к порядку организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов ; к организации внутреннего контроля; к документу (документам), определяющему (определяющим) меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов. Большое значение в регулировании отношений по проведению организованных торгов имеют локальные нормативно-правовые акты.

Мы видим, что новый закон изменяет требования к организационно-правовой форме биржи, к порядку получения и виду лицензии на осуществление биржевой деятельности, ужесточает требования к финансовой устойчивости таких организаций. Как это повлияет на российский рынок финансовых услуг пока сказать сложно, но действующие биржи поставлены сейчас в достаточно сложное положение, так как организации, имеющие на 1 января 2013 года лицензии фондовых бирж, обязаны получить предусмотренную законом об организованных торгах лицензию или прекратить осуществление своей деятельности до 1 января 2014 года. Согласноч.3 ст. 29 Закона «Об организованных торгах» биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Это положение закона очень сложно комментировать, так как эта норма разрешает преобразование некоммерческой организации в коммерческую.

По мнению А. Рыбникова, президента Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи: «Принятие закона будет способствовать увеличению торговли самыми разными товарами: газом, нефтью, углем, металлами, продуктами нефтепереработки. Положительно отразится это и на наших товарных отношениях с зарубежными партнерами, прежде всего с Таможенным союзом. Я считаю, что создание сильной российской биржи, на которой сосредоточен серьезный товарный оборот, послужит для площадок партнеров хорошим ориентиром для интеграции» .