Введение в экономическую теорию. Позитивная экономическая теория изучает- что есть Позитивная экономическая

Страница 6 из 36

Методы изучения экономической жизни.

Любая наука, в том числе экономика, имеет свою методологию. Методология – это учение о методах, принципах построения, формах и способах научного познания. Если предмет науки раскрывает что познается, то метод показывает как познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета науки.

В экономике используются самые различные методы, формы и способы научного познания. Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод , основы которого были заложены еще древними греками и блестяще развиты немецким философом Гегелем в научную систему. Диалектика – это наука об общих законах развития как внешнего мира, так и экономического мышления. Согласно диалектике, процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном развитии.

Экономические явления нельзя положить под микроскоп, взвесить на весах, просветить рентгеновским лучом. Для проникновения в сущность экономических процессов и явлений используется метод научной абстракции (от лат. “аstractio” – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. На основе абстрагирования от всего случайного, не соответствующего природе изучаемого явления, возни кают такие общие понятия, как “товар”, “деньги”, “цена”, “производство”, “потребление”, “распределение”, “обмен” и другие. Это так называемые экономические категории – логические понятия, отражающие в обобщенном виде реальные условия экономической жизни общества.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдение, обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется для выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах экономики. Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Принято различать позитивный и нормативный анализ (или позитивную и нормативную экономику).

Позитивная экономика – часть экономической теории, которая изучает и объясняет наблюдаемые экономические факторы, события, процессы; устанавливает связь между ними. Позитивные суждения - это суждения о том, что есть. То есть, они подкреплены фактами.

На основе реальных фактов она объясняет, что есть или что может быть : например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него при прочих равных условиях. В этом выражении нет никаких оценочных суждений, а есть только констатация факта.

Выражение “при прочих равных условиях” означает, что мы хотим выяснить влияние на спрос только одного фактора – цены товара; другие факторы, которые тоже могут влиять на спрос (доходы потребителей, ожидание инфляции в будущем, цены на товары-заменители и др.), нами не учитываются, т.е. считаются неизменными. Этот принцип широко используется в экономике.

Нормативная экономика – часть экономической теории, которая предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой. Следовательно, она опирается на оценочные суждения, субъективные мнения о том, что как должно быть.

Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или несправед ливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждения “Неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо” или “Уровень инфляции в стране недопустимо высок” – типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.

Широко используются также методы индукции и дедукции. Индукция (наведение) – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. На его основе обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному. Он делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод , экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой метод позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может за-труднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике.

Экономическим процессам и явлениям свойственны качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Построение модели связано с потерей части информации. Это дает возможность абстрагироваться от второстепенных элементов и сконцентрироваться на главных элементах системы, их взаимосвязях.

Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называ ются экзогенными переменными . Величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными переменными. Цель модели – выяснить, как экзогенные переменные влияют на эндогенные.

Работа над построением модели обычно начинается с тщательного изучения данных и построения на их основе, и в соответствии с ними, одной или нескольких моделей. Продолжением работы является проверка решения модели на основе данных. Эта операция или подтверждает правильность выбора, или указывает на необходимость улучшения модели (создании совершенно новой).

Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, являясь его условным абстрактным воспроизведением (в графической или математической форме), а с другой - служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Таким образом,экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Мир моделей многообразен (рис. 1.1). Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (микро- и макроэкономические), характеру действия (статические и динамические), характеру взаимодействия элементов (линейные и нелинейные) и т.д.

Рис. 1.1. Виды моделей

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необхо димы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда возможно спрогнозировать их возможные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса в целях его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения.

Какими бы методами не пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности их выводов и положений теории. Если можно сказать: “Это верно в теории, но не на практике”, – значит, данное теоретическое положение ошибочно.

Экономика уже давно стала одной из обязательных академических дисциплин. Ее изучение начинается в школе и заканчивается в университете, независимо от выбранного факультета и специальности. С помощью экономики сегодня принято объяснять все вокруг, поэтому ученые в этой области часто подрабатывают бизнес-консультантами, медиа-аналитиками и советниками по государственной политике. Как результат, очень важно понимать разницу между заявлениями о реальном положении дел и выводами о необходимости принятия определенных решений в будущем. Позитивная и нормативная экономическая теория - это два направления, которые имеют дело с первым и вторым соответственно.

Позитивная наука

Для того чтобы утверждать что-либо, ученый всегда предварительно собирает факты. Позитивная экономическая теория изучает то, как работает мир вокруг. Такие утверждения базируются на фактах и описывают реальную ситуацию. Наличия прилагательного «позитивная» не означает, что экономисты, работающие в этом направлении, всегда приносят хорошие новости. Они делают объективные выводы, основанные на фактах. Позитивная экономическая теория изучает экономическую реальность, используя научные принципы для того, что прийти к выводам, которые можно проверить.

Нормативный анализ

С другой стороны, экономисты изучают то, как должно работать национальное хозяйство. Успех любого предприятия и даже отдельного человека зависит от того, насколько продуктивными они являются. Нормативные утверждения обычно базируются на фактических данных, но сами по себе они не описывают реальную ситуацию в настоящем. Они отражают мнения, ценности и стандарты тех людей, которые их высказывают. Нормативным анализом называют процесс предоставления экономистами рекомендаций по поводу того, какую стратегию и курс действий лучше начать реализовывать компании, учитывая ее текущее состояние и прошлые успехи.

Термин и его дефиниция

Позитивная экономика - это направление, которое занимается описанием и объяснением феноменов хозяйственной жизни. Оно концентрируется на фактах и причинно-следственной связи между различными событиями и отношениями. Позитивная экономическая теория изучает развитие и проверку работы различных теорий. Ее также называют «безоценночным» направлением (на английском - value-free, немецком - wertfrei).

Историческая справка

Позитивная экономическая теория - это наука, которая имеет дело с анализом поведения. Стандартное теоретическое утверждение такого вида можно найти у Пола Самуэльсона. В своих «Основах экономического анализа» он дает целый ряд сведений о том, как работает национальное хозяйство. Позитивная наука избегает оценочных суждений. Например, она может описать то, как рост денежной массы влияет на инфляцию, но не указывает, какой курс действий необходимо выбрать национальному правительству. Хотя позитивные утверждения часто используют для того, чтобы проверить приемлемость экономической политики. Данное направление отвечает на вопрос «что есть», в то время как нормативная экономика дает рекомендации по поводу того, как все должно быть. Данное различие было описано Джоном Невиллом Кейнсом и еще больше раскрыто Милтоном Фридманом.

Методологическая база

Для того чтобы получить фактические данные или сделать суждения о них, нужно на чем-то основываться. Методологическая база позитивной и нормативной науки всегда отличалась. Эта разница берет начало в философии. Еще в Древней Греции велись споры об отличиях факта и оценки. Принципиальными сторонниками такого разделения были Дэвид Юм и Джордж Мур. Логической базой взаимоотношений между этими двумя типами суждений является философская литература. Некоторые ученые утверждает, что только позитивная экономическая теория изучает мир вокруг правильно. Ганнэр Мирдал, Джоф Шнайдер и Джин Шэкельфорд и Диана Страссман отстаивают идею, что наука должна быть нейтральной и не содержать посыла к действию.

Примеры утверждений обоих направлений

Разницу между ответами на вопросы "как это есть" и "что должно быть" трудно не заметить. Позитивная экономическая теория изучает первое, нормативная - второе. Рассмотрим три утверждения:

  1. Уровень безработицы в государстве составил в 2015 году 9%. Данное утверждение является позитивным, поскольку представляет собой фактические, проверяемые сведения о мире вокруг.
  2. Уровень безработицы слишком высок. Позитивная экономическая теория изучает оценочные сведения о мире, но ее выводы не носят характер мнения одного из ученых. Данное утверждение является нормативным. Высокие показатели для одного могут быть средними для другого.
  3. Правительству необходимо принять меры для того, чтобы уменьшить уровень безработицы. Разве позитивная экономическая теория изучает, что должно быть? Поэтому данное утверждение является нормативным. Оно носит рекомендательный характер, в нем выражено мнение одного ученого и не содержатся объективные фактические данные.

Важно понимать, что оба нормативных утверждения содержат описание факта из первого примера, но они не предполагаются в нем. Если на ветке сидело три птицы, а две улетело, то любому человеку ясно, что осталась только одна. Но уровень безработицы в 9% не означает автоматически необходимость принятия мер правительством по его снижению. Многие экономические школы вообще отстаивают принцип невмешательства государства.

Как убедить экономиста в своей правоте?

Люди часто не соглашаются с утверждениями о мире вокруг. В конце концов, у всех нас есть одинаковое количество органов чувств и какой-никакой опыт наблюдения и взаимодействия с внешней средой. Представители разных экономических школ также довольно часто спорят друг с другом, предлагая полностью противоположные выводы. При этом основываться они могут на одинаковых фактических данных. Победа в споре вообще невозможна без знания того, чем отличается позитивная и нормативная наука.

Трудно не согласиться с описательным утверждением, которое основано на фактах. Если уровень безработицы составляет 9%, то с этим ничего не поделаешь. Единственный вариант - это оспорить методологию расчета или повторить сбор статистики. Гораздо проще не согласиться с нормативным утверждением. Позитивная теория экономической политики изучает факты, а оно основывается на них, но является по своей природе оценочным. У каждого есть право на собственное мнение, поэтому здесь не может быть объективно правильных взглядов.

Выводы

В идеальном мире экономисты бы были учеными, которые занимались бы исключительно позитивным анализом. В своих работах они предоставляли фактические сведения о мире вокруг. В отлаженной системе не было бы необходимости в постоянной корректировке курса. Но в реальности экономистам приходится делать не только это, но и давать рекомендации. Поэтому так важно, читая литературу в этой области, отличать факт от мнения. При этом всегда нужно иметь в виду, что в мире не бывает абсолютно независимых вещей. Так, человек является одновременно и биологическим, и социальным существом. А экономика должна сочетать и позитивный, и нормативный подход. По крайней мере до тех пор, пока наш мир не станет идеальным.

Предназначение экономической теории заключается в том, чтобы, во-первых, описать и объяснить процессы производства и обращения; во-вторых, обеспечить должное экономическое поведение хозяйственных субъектов. В обоих случаях мы сначала имеем дело с позитивной экономикой, а затем - с нормативной. Позитивная экономика описывает факты, условия, отношения в сфере экономики, взаимосвязи между ними, наиболее существенные процессы хозяйственной деятельности и их взаимодействие с другими экономическими и социальными процессами. Одним словом, позитивная экономика занимается раскрытием содержательной стороны явлений и процессов хозяйственной жизни общества, т.е. раскрытием экономических законов и закономерностей.

Нормативная экономика охватывает моральные и стоимостные оценки экономических явлений и процессов, руководствуясь знанием позитивной экономики. Скажем, каков допустимый уровень инфляции или нормы процента? Следует ли через системы налогообложения перераспределять доходы в пользу бедных слоев общества? Какими темпами должны расти или сокращаться расходы на оборону? Ответы на эти вопросы диктуются

политическим выбором. В заключение можно сказать, что позитивная экономика занимается познанием и действием экономических законов, тогда как нормативная экономика - их использованием.

Экономика, природа, общество

Экономическая система позволяет трансформировать природные ресурсы в пригодные для потребления обществом блага. Отсюда следует, что экономика служит связующим звеном прежде всего между природой и человеком. Общественная система, хотя и выделилась из природной системы и может рассматриваться обособленно от последней, тем не менее базируется на восприятии человеком законов природы. В этом смысле она может рассматриваться как часть природной системы. Собственно, и сам человек - частица природы.

В то же время экономика - часть общественной системы, ибо, с одной стороны, она функционирует в соответствии с объективными потребностями, формируемыми обществом, а с другой - создает материальные и духовные блага, необходимые для развития цивилизации. Беспрерывно возобновляющийся процесс производства как форма реализации трудовой деятельности должен рассматриваться и как процесс воспроизводства физического существования индивидов, и как определенный способ их жизнедеятельности.

Экономическая деятельность позволила человеку совершить качественный скачок в своем развитии, вырвавшись из жесткой зависимости от окружающей среды. На первый взгляд, все дело здесь в том, что прогрессируют наука и техника. Это так, но это далеко не все. Сам прогресс науки и техники происходит в общественных масштабах лишь в меру действия экономических механизмов. Экономические механизмы - это способы и формы взаимодействия людей при решении задач роста своего благосостояния.

Экономика и этика

Экономика образует каркас цивилизации, поскольку на ней базируются все остальные институты человеческого общества: наука, культура, государство со своими многочисленными функциями. Все это человечество может позволить себе только потому, что в экономике имеются требуемые материальные и нематериальные условия. Вряд ли люди занимались бы такими возвышенными видами деятельности, как наука и искусство, если бы экономика не давала возможности удовлетворить основные потребности человека. Однако нельзя забывать о том, что культура, духовность - не только неотъемлемые атрибуты бытия человека, но и непременные предпосылки и составляющие его благосостояния. Последнее является не только экономической, но и этической категорией. В этом находит свое проявление единство экономики и этики.

Исследование социально-экономических систем хозяйства при игнорировании этико-культурных ценностей, придающих национальный колорит и специфику моделям жизнедеятельности общества, не выдерживает критики. Поэтому экономическая мысль XX в. пришла к выводу о необходимости включать в большей или меньшей степени этическую составляющую в социально-экономический анализ, ибо без нее невозможно понять конкретные процессы, происходящие в рамках национальных экономик, тем более если ограничиваться абстрактными общетеоретическими моделями развития. На взаимосвязь этики и экономики существуют различные воззрения: предопределенность этики экономикой, первичность этики по отношению к экономике; непреходящая значимость этико-культурных ценностей в развитии экономики, общества, цивилизации; консерватизм этико-культурных ценностей, обуславливающий их отставание от изменений в области технологий производства и экономики.

Несмотря на имеющиеся глубокие научные исследования в этой области, учебная экономическая литература продолжает игнорировать

данный аспект экономической теории. В предлагаемом учебнике рассматривается этико-экономический аспект трансформации российского общества, тем более что исконно русская общественная мысль с самого своего зарождения стремилась к полному конкретному знанию - «живознанию», объединяющему в себе духовность и материальность, силу духа и силу интеллекта.

Позитивная экономика имеет дело с тем, что есть, или с тем, что может быть. Например, позитивная экономика изучает, как функционируют рынки товаров, как формируются цены на эти товары, почему они повышаются или снижаются, к чему приведет снижение или повышение цен и т. д.

Изучение объективных законов развития и функционирования экономики дает основание ученым предлагать рецепты действий отдельным лицам, руководителям фирм или государства. У любого экономиста складываются свои личные, субъективные суждения по проблемам экономики, на основе которых формулируются утверждения, как должно быть. Эта сторона экономических суждений представляет собой нормативную экономику.

Функций экономической теории

Проблемы функций (назначения) экономической теории, их классификации получили разработку значительно позднее формирования самой науки. Исследование и выделение функций стали возможными на более высоком уровне развития экономической науки и политической экономии (конец XIX - начало XX в.).

В развитой рыночной экономике субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом. К экономическим субъектам относятся функционирующие фирмы и предприятия всех размеров, государство, различные фонды, объединения, ассоциации и прочие функциональные образования, домохозяйства (семья) и отдельный человек. В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление. Экономические явления в динамике называются экономическими процессами . Причинно-следственные взаимосвязи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Они используются экономическим субъектом для достижения положительных результатов деятельности.

Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных задач воспроизводства:

1. Какие из конкурирующих товаров и услуг должны быть произведены, в каком количестве и какого качества? Решение этой задачи определяет ассортимент потребления, а следовательно, удовлетворение потребностей, как личных, так и производственных.

2. Как производить товары в нужном количестве и соответствующего качества, т.е. с привлечением каких ресурсов, имеющихся всегда в ограниченном количестве, и с использованием какой технологии? Привлечение ресурсов обусловливает отношения между экономическими субъектами в сфере производства и обмена.

3. Для кого производить? Решение этой задачи определяет структуру социальных и производственных потребителей и формирует первичные отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления (10; с. 361).


В процессе решения основных экономических задач между экономическими субъектами складываются определенные отношения по поводу производства, обмена и потребления производимых благ и услуг. Эта совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности является предметом изучения экономической теория.

В процессе своего развития экономическая теория акцентировала внимание на различных аспектах функционирования экономической системы. Первоначально это были проблемы сущности отдельных экономических явлений и законов их развития, затем акценты изучения переместились на отношения, складывающиеся в национальной экономике между отдельными социальными группами и классами. На современном этапе под экономической теорией чаще всего понимают науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности.

Составляющими современной экономической теории являются: теория оптимального функционирования национальной экономики и ее элементов; теория экономической эффективности, включая рационалистические теории потребления, производства, распределения и обмена. Она является наукой, изучающей эволюцию системы рационального хозяйствования, источники и факторы роста национального богатства и благосостояния отдельных групп общества.

В современной экономической литературе выделяют четыре основные функции экономической теории: 1) познавательную, или научную;

2) практическую, или прикладную;

3) методологическую;

4) идеологическую.

Западная экономическая литература выделяет позитивную и нормативную функции политической экономии.

Метод экономической теории - это путь, средство, способ познания ее предмета. Уровень развития метода характеризует развитость науки. Метод исследования формируется на базе определенной методологии.

Методология - это наука о принципах построения, формах и способах научного познания или, точнее, - совокупность правил научного мышления, приемов и средств отражения закономерностей объективного мира.

Предмет экономической теории определяет структуру ее метода.

c. что есть;

Какая из школ экономической теории была исторически первой

c. меркантилизм;

Исследование экономики как целостной системы означает:

c. макроэкономический анализ;

Какая из перечисленных экономических целей имеет точное

количественное измерение:

d. полная занятость;

Представители какого течения видели причины богатства в торговле:

d. меркантилисты;

Основными факторами производства являются:

d. труд, капитал, земля;

Капитал – это:

d. используемые произведенные средства производства;

Главное отличие продукта от услуги заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. можно перемещать во времени и пространстве.

Эффективность производства характеризует:

b. отношение между полученным результатом и затратами на него;

Производительность труда – это:

Выберите один ответ:

a. количество благ, произведенных работником в единицу времени;

Трансакционными издержками называют:

d. затраты, связанные не с производством как таковым, а с потреблением;

Количество благ, от которых надо отказаться, чтобы получить больше необходимых нам благ называется:

d. альтернативные издержки

Альтернативные издержки по мере увеличения объема производства в условиях ограниченности и специфичности ресурсов будут:

d. возрастать;

Утверждение, что при прочих равных условиях дополнительная единица данного фактора дает худший результат, отражает содержание:

b. закона убывающей производительности;

Экономическая эффективность означает:

Выберите один ответ:

a. никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения других;

Проблема «что производить»:

d. может рассматриваться как проблема выбора точки на кривой производственных возможностей

Затраты, связанные с преобразованием ресурсов в процессе создания благ называются:

Выберите один ответ:

a. трансформационные издержки

c. альтернативные издержки

d. экономические издержки

Кривая производственных возможностей показывает различные

комбинации двух продуктов при:

c. полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной
технологии;

Экономика страны эффективна, если в ней достигнуты:

c. и полная занятость, и полное использование производственных
ресурсов.

Кривая производственных возможностей не объясняет:

Выберите один ответ:

a. альтернативные издержки;

d. стоимость производимой продукции.

Если экономика движется по выпуклой кривой производственных

возможностей вправо и вниз, то это значит, что:

d. альтернативные издержки повышаются;

Важной характеристикой экономических благ является:

редкость

Что не относится к факторам производства:

Что подразумевается под таким фактором производства как капитал?

Выберите один ответ:

b. заработная плата работника.

c. деньги;

d. стоимость, приносящая доход;

Альтернативные издержки нового кинотеатра – это:

b. цена других товаров и услуг, производство которых «принесено в
жертву» строительству этого кинотеатра;

Собственность – это:

a. исторически определенный способ присвоения благ;

Закрепление определенных прав собственности за отдельными субъектами называется:

c. спецификация;

Сколько элементов в полном «пучке прав»?

Что не относится к объектам собственности:

d. трудовой коллектив;

Что подразумевается под таким правом собственности, как владение?

b. физическое обладание вещью;

Собственность – это:

b. отношение человека к вещи;

d. отношение людей по поводу производства вещей;

Что из перечисленного не относится к субъектам собственности:

b. рабочая сила человека;

Право собственности предполагает:

c. владение, пользование, распоряжение

Что из перечисленного не относится к объектам собственности:

a. жизнь человека;

Что подразумевается под таким правом собственности, как пользование?

d. право производительного или личного потребления имущества;

Что подразумевается под таким правом собственности, как распоряжение?

a. право изменять присвоенность имущества;

Что не относится к правам собственности:

a. покупка;

Затраты, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами называются?

c. трансакционными издержками

Субъектами собственности могут быть:

a. люди или государство в лице органов управления;

собственности:

Выберите один ответ:

d. присвоение – отчуждение.

Если экономические проблемы решаются частично рынком, частично

правительством, то это экономика:

Выберите один ответ:

a. смешанная;

Способы координации экономической деятельности:

a. стихийный/иерархический

Экономика, которая характеризуется государственной собственностью на подавляющую часть ресурсов и использованием иерархического порядка координации называется:

c. командная экономика;

.Современная российская экономика относится к типу экономических систем:

a. переходная.

Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:

Система, в которой экономические проблемы решаются только рынком без участия государства называется:

a. рыночная.

Не относится к рыночной экономике:

a. централизованное планирование;

Если экономические субъекты в своих действиях приспосабливаются к условиям, основываясь на информации, которая передается путем ценовых сигналов, это:

c. стихийный порядок

Если экономика характеризуется централизованным планированием, то она:

c. командная.

Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы – это:

d. ограниченность ресурсов;

Для командной экономики характерна:

d. централизованное планирование;

Один из элементов «пучка прав»

c. право на использование

Потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества это:

d. природные ресурсы

А.Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является:

a. частный интерес;

Рассматривают экономику как систему отношений между хозяйствующими агентами, складывающуюся под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов сторонники:

a. индустриального направления

Минимизация затрат и максимизация выгоды есть суть:

c. рационального экономического поведения;

Собственность – исторически определенный способ:

c. присвоения благ.

Товар – это…

c. благо, предназначенное для обмена

Функции рынка:

a. информационные, стимулирующие, распределительные.

Рынок – это …

c. способ взаимодействия производителей и потребителей

Максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное кол-во данного блага – это:

a. цена спроса

Что такое рыночный механизм?

Выберите один ответ:

d. это процесс взаимодействия спроса, предложения и рыночной цены;

Дефицит благ усиливает конкуренцию между:

b. покупателями

Разница между рыночной ценой данного блага и ценой, по которой продавец был готов его продать называется:

b. рента покупателя

Для установления рыночного равновесия, его стабильности важное значение имеет:

c. чувствительность рынка к изменению цен

Избыток благ ведет к повышению конкуренции между:

d. продавцами

Дефицит благ характеризуется соотношением:

Выберите один ответ:

a. Qd больше Qs

Выберите те функции, которые соответствуют функциям рынка:

d. защита конкуренции

Текст вопроса

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 10 руб. до 20 руб., что привело к уменьшению его продаж с 9 тыс. штук до 6 тыс. штук. Какова эластичность спроса по цене у данного товара?:

Функция спроса на товар: Q D = 20 – 3P; функция предложения данного товара: Q S = ‑ 4 + P. Равновесная цена товара будет равна:

Выберите один ответ:

Функция спроса на товар: Q D = 10 – P; функция предложения данного товара: Q S = ‑ 6 + 3P. Q D и Q S – соответственно объемы спроса и предложения в тыс. штук, Р – цена в рублях. Определить равновесный объем продаж данного товара

a. 6 тыс. штук;

Эффективность рынка становится максимальной, если:

d. сумма ренты покупателей и продавцов достигает максимального значения.

Предложение кофе увеличится, если (при прочих неизменных условиях):

b. будут снижены экспортно-импортные пошлины на кофе;

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 500 руб. до 600 руб., что привело к уменьшению его продаж на 10% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность спроса по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени цена товара снизилась с 500 руб. до 450 руб., что привело к уменьшению предложения на 15% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность предложения по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 300 руб. до 350 руб., что привело к уменьшению его продаж с 5 тыс. штук до 4 тыс.штук. Какова эластичность спроса по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени рыночная цена товара повысилась с 15000 руб. до 16000 руб., что привело к увеличению предложения на 6% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность предложения по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

Начало формы

Провалы рынка требуют участия:

b. государства

Мероприятия, проводимые государством, направленные на устранение монополизации рынка:

a. защита конкуренции

Функции, выполняемые государством для повышения эффективности рыночного механизма:

c. защита конкуренции

Позитивная экономическая теория изучает

c. что есть;

Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

b. неограниченные производственные ресурсы;