В феврале 1931 сталин заявил. Сталин и кризис (алексей русаков) - "трудовая россия"


Кризис - одна из самых обсуждаемых тем сегодняшнего дня. Между тем, кризисы появились не вчера, почти два века они сопровождают капиталистическую экономику. Марксизм утверждает, что кризисы присущи самому капиталистическому способу производства.

Если в какой-то момент экономика растет, это значит, что накапливаются противоречия, которые в определенный момент приведут к кризису. Так происходит сейчас, так было и раньше. Ясное понимание этих закономерностей с первых лет Советской власти позволяло руководству нашей страны делать верные выводы.

Сталин говорил:

"Временная стабилизация капитализма... есть стабилизация гнилая, выросшая на гнилой почве" . (XIV съезд ВКП(б), 1925 год);

"Из самой стабилизации, из того, что производство растет, из того, что торговля растет, из того, что технический прогресс и производственные возможности возрастают, в то время как мировой рынок, пределы этого рынка и сферы влияния отдельных империалистических групп остаются более или менее стабильными, - именно из этого вырастает самый глубокий и самый острый кризис мирового капитализма, чреватый новыми войнами и угрожающий существованию какой бы то ни было стабилизации. Из частичной стабилизации вырастает усиление кризиса капитализма, нарастающий кризис разваливает стабилизацию - такова диалектика развития капитализма в данный исторический момент". (XV съезд ВКП(б), 1927 год);

В 1929 году тяжелейший кризис поразил капиталистический мир. В Соединенных Штатах промышленное производство упало за годы кризиса (к 1933 г. - низшей точке кризиса) на 46%, уровень безработицы достигал 24,9%. Кризис этот продолжался, фактически, до начала II Мировой войны.

А в это время Страна Советов к 1 января 1933 г. за 4 года и 3 месяца выполнила первый пятилетний план. Промышленное производство за годы пятилетки выросло более чем в 2 раза. Было построено более 1500 крупных предприятий. Практически с нуля созданы авто-, тракторо-, станко-, приборостроение, авиационная и химическая промышленность. Была полностью ликвидирована безработица.

Начавшаяся "Великая депрессия" не могла не обострить политические противоречия в капиталистическом мире. На XVI съезде ВКП(б), летом 1930 г., Сталин в результате анализа ситуации, возникшей в связи с кризисом, сделал следующие выводы:

"Буржуазия будет искать выход из положения в дальнейшей фашизации в области внутренней политики";

"Буржуазия будет искать выход в новой империалистической войне в области внешней политики";

"Каждый раз, когда капиталистические противоречия начинают обостряться, буржуазия обращает свои взоры в сторону СССР: нельзя ли разрешить то или иное противоречие капитализма, или все противоречия, вместе взятые, за счёт СССР... мешающего... особенно теперь, в связи с экономическим кризисом".

"Отсюда тенденция к авантюристским наскокам на СССР и к интервенции, которая (тенденция) должна усилиться в связи с развёртывающимся экономическим кризисом".

На эту опасность надо было реагировать. В феврале 1931 г., за десять лет до начала Великой Отечественной, Сталин заявил: "Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут" ("О задачах хозяйственников").

Несомненна роль "великой депрессии 30-х годов" в приходе Гитлера к власти, в создании предпосылок для развязывания войны.

С другой стороны, советский народ строил социализм в условиях надвигающейся войны. Социализм - система, которая позволяет экономике развиваться без кризисов. Это было в полной мере подтверждено перед войной во время "великой депрессии", когда наш народ быстро сократил экономическое отставание от передовых стран капитализма, что явилось, в конечном счете, залогом Великой Победы. Сталин сумел использовать этот исторический шанс.

Кризисы - неизбежное следствие капитализма. Кризисы обрекают массы трудящихся на крайнюю нищету, подталкивают буржуазные государства к политической реакции и к развязыванию войн. Так было в 30-е годы, так остается и сейчас.

Cлайд 1

Документ № 1 стр. 172 В феврале 1931 г. И. В. Сталин заявил: «Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость... Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Чем обосновывал Сталин необходимость ускоренного развития промышленности? Оцените характер его аргументов. Какие соображения лежали в их основе - экономической или политической целесообразности?

Cлайд 2

1925 г. - XIV съезд ВКП(б) – объявлена первоочередная задача развития экономики - индустриализация.

Cлайд 3

Враждебное «капитали- стическое окружение». Экономическая отсталость СССР от зарубежных стран. Причины индустриа- лизации Особенности индустриализации в западных странах: Начинали с легкой промышленности Осуществляли в течение длительного периода времени Использовали внешние источники: Ограбление колоний Наравноправный торговообмен с другими странами Военные контрибуции Иностранные займы

Cлайд 4

Цели индустриализации Преодоление технико- экономической отсталости. Укрепление международного положения. Развитие базовых отраслей промышленности. Достижение технико- экономической независимости Создание мощной оборонной промышленности

Cлайд 5

Особенности сталинской индустриализации: 1. Сжатые сроки. 2. Высокие темпы. 3. Развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой. 4. Осуществление индустриализации за счет внутренних источников накопления: Высокие налоги с населения. Займы государства у населения. Коллективизация. Государственная монополия на внешнюю торговлю. Доходы с легкой промышленности. Бесплатный труд заключенных ГУЛАГа. Самоотверженный труд советских людей (стахановское движение).

Cлайд 6

Социализм предусматривал планирование экономики. Пятилетка – пятилетний план социально-экономического и политического развития СССР, утверждаемый съездами Советов, позднее съездами партии. Первая пятилетка - 1928-1932 Вторая пятилетка - 1933-1937 СССР превратился в мощную индустриальную державу.

Cлайд 7

1928-1932 гг. – Первая пятилетка См. документ № 1 стр. 172 Задачи: Увеличить промышленное производство на 180%, сельскохозяйственное – на 55%. Тяжелая промышленность должна была развиваться опережающими темпами – 230% за 5 лет. 3. Сталин выдвинул идею «Великого скачка» - за 5-10 лет догнать Запад, ушедший вперед в своем индустриальном развитии на 50 – 100 лет.

Cлайд 8

Результаты первой пятилетки: Планы пятилетки не были выполнены, НО были построены: Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский автомобильный завод, ГАЗ; Открыто движение по Туркестано-Сибирской железной дороге; Созданы новые отрасли: автотракторная, авиастроительная, химическая.

Cлайд 9

В.Дени, Н.Долгоруков. Первый пятилетний план. Плотина Днепрогэс. Я. Ромас. Утро Первой Пятилетки.

Cлайд 10

Социальные проблемы первой пятилетки: Проблемы: Нехватка рабочей силы. Нехватка инженерно-технических кадров. Высокие налоги с населения. Рост цен на товары Инфляция Обнищание народа Как решали: Ликвидация безработицы, закрытие бирж труда (1930 г.) Рост числа высших и средних технических учебных заведений. Использование труда заключенных (1930 г. - создание ГУЛАГа) См. документ № 2 стр. 172

Cлайд 11

1930 год – создание ГУЛАГа (Главное управление лагерей) Политические репрессии 1920-1930-х гг. Раскулачивание Борьба с вредительством Политические репрессии и репрессии в армии Депортация народов

Cлайд 12

Шахтинское дело. Шахтинское дело - открытый процесс, состоявшийся в 1928 г. в Донбассе. 53 инженера и руководителя обвинены в умышленном вредительстве, создании подпольной вредительской организации. 11 человек приговорены к расстрелу. Дело Промпартии. В 1930 г. состоялся открытый процесс по делу «Промпартии», государственным обвинителем на котором был назначен прокурор Крыленко (расстрелян в 1937). Обвиняемыми в основном являлись представители так называемой «буржуазной интеллигенции», которым вменялся саботаж индустриализации СССР, сотрудничество с иностранными разведками, подготовка иностранной военной интервенции в СССР. Дело Трудовой крестьянской партии. Дело так называемой «контрреволюционной эсеровско-кулацкой группы Чаянова - Кондратьева» состоялось также в 1930 году. Обвиняемым вменялся саботаж в области сельского хозяйства и индустриализации. Дело «Союзного бюро». Открытый процесс над бывшими меньшевиками состоялся в марте 1931. Обвиняемым вменялся саботаж в области планирования хозяйственной деятельности, связь с иностранными разведками. Начало массовых репрессий

Cлайд 13

Планы были более сбалансированными. Возникло стахановское движение. 3. Поощрение массового энтузиазма сочеталось с ужесточением административных мер: принуждение к государственным займам, введение паспортной системы в 1932 г., введение трудовых книжек в 1938 г., жестокие наказания за прогулы и опоздания. 3. Были построены Краматорский завод тяжелого машиностроения, металлургические заводы «Азовсталь», «Запорожсталь», авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве. Достроены Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмаш), Уралвагонзавод (Нижний Тагил) и др. 4. СССР превратился в мощную индустриальную державу. 1933-1937 гг. - Вторая пятилетка

Cлайд 14

Стахановское движение А. Стаханов. в шахте Стахановцы: М. Мазай, Н. Изотов, П.Кривонос, А.Бусыгин, П.Ангелина, Е.Виноградова. См. документ № 3 стр. 173

января 1929 - 1986

Период, на который осуществлялось централизованное планирование экономики СССР.

«ТЕХНИКА РЕШАЕТ ВСЕ!»

ПЕРВЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН (1928/29 - 1932/33 ГГ.)

Вступил в действие с 1 октября 1928 г. Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальной в индустриальную. Но к этому времени еще не были утверждены задания пятилетки. По предложению Кржижановского разрабатывались два варианта пятилетнего плана - «отправной» (минимальный) и «оптимальный». Разработка велась при участии видных ученых (А.Н. Бах, И.Г. Александров, А.В.Винтер, Д.Н.Прянишников). ЦК ВКП(б) за основу взял оптимальный вариант плана, который в мае 1929 г. V Всесоюзный съезд Советов принял как закон.

Задания оптимального варианта были примерно на 20% выше отправного и могли быть выполнены лишь при удачном стечении обстоятельств - хороший урожай, отсутствие международных конфликтов, обеспечение поставок оборудования из западных стран и т.п. Тем не менее, историки и экономисты считают, что этот план представлял собой реалистичную программу, учитывал зависимость индустриализации от возможностей крестьянского производства. Планом предусматривалось увеличить за пятилетие выпуск промышленной продукции на 180%, производство средств производства - на 230%, сельскохозяйственной продукции - на 55%; резко повысить производительность труда. Планировалось строительство более чем 1200 заводов. Приоритет отдавался тяжелой промышленности. Производство товаров легкой промышленности и народного потребления стояло на второстепенном месте. Главный лозунг первой пятилетки: «Техника решает все!» Речь шла об исключительно быстром прогрессе, не имеющем примеров в мировой истории.

Программа «социалистической индустриализации» дополнялась планом реконструкции народного хозяйства: изменение техники производства, развитие энергетики, перенесение в экономику страны передовой американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию труда, перемещение производства к источникам сырья и энергии, специализацию районов в соответствии с их природными и социальными потребностями. За счет общегосударственного планирования предполагалось реализовать преимущества экономики, свободной от анархии и конкуренции капитализма.

В начале индустриализации большое внимание уделялось переоснащению старых промышленных предприятий. Но в то же время было заложено свыше 500 новых заводов, в их числе Саратовский и Ростовский заводы сельскохозяйственного машиностроения, Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) и Днепровской гидроэлектростанции (Днепрогэс). Развитие и расширение промышленного производства велось во многом за счет ресурсов самих предприятий. Однако увеличились закупки за границей техники, оборудования, лицензий. За большие деньги привлекались в страну иностранные специалисты. На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности.

В первые годы пятилетки производство все более попадает под централизованный контроль сверху. Многим руководителем казалось, что такое положение ведет к возвращению «военного коммунизма» периода гражданской войны. Действительно, ликвидировались банки, акционерные общества, биржи, кредитные товарищества. На предприятиях вводилось единоначалие, назначенные туда директора становились ответственными за выполнение плана.

Летом 1929 г., начался пересмотр в сторону увеличения уже принятых плановых заданий пятилетки. Этого требовали члены правительства, директора заводов, сами рабочие. На фоне экономического кризиса в западных странах советские люди стремились революционными методами в кратчайшие сроки ликвидировать отсталость советского государства от развитых стран, доказать преимущества социалистического строя перед капиталистическим. Выдвигались и принимались «встречные планы», хотя под них порой не было никакого материального обеспечения. В декабре 1929 г. выдвинул лозунг: «Пятилетку - в четыре года!». Ставилась задача ежегодно удваивать капиталовложения, выпускать вдвое больше, чем планировалось цветных и черных металлов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, чугуна и др. В четыре раза мощнее должны были стать Кузнецкий и Магнитогорский комбинаты, к 1930 г. завершены такие великие стройки как Днепрогэс и Турксиб. Берется курс на «большой скачок» в развитии промышленности. ХVI съезд партии (1930) одобрил действия сторонников ускорения. Был выдвинут лозунг «Темпы решают все!». В феврале 1931 г. Сталин заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Одновременно было решено шире пропагандировать достижения ударников производства.

Многие историки сегодня отмечают что, несмотря на невиданные темпы строительства в выполнении заданий первой пятилетки обозначились провалы. Все это заставило руководство страны объявить в начале 1933 г. о ее досрочном выполнении (за 4 года и 3 месяца). В дальнейшее планирование требовалось внести коррективы. На январском 1933 г. Пленуме ЦК ВКП(б) Сталин заявил, что теперь нет необходимости «подхлестывать и подгонять страну». Тем не менее, рост производства оборудования тяжелой промышленности, ¬электроэнергии, добычи сырья был весьма значительным. Самоотверженным трудом советских людей заложены тысячи новых объектов. Огромным достижением считалась ликвидация безработицы.

ПРИВЕТСТВИЕ СТРОИТЕЛЯМ ДНЕПРОСТРОЯ

ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР горячо приветствуют рабочих и работниц, инженеров, техников и весь руководящий состав Днепростроя.

Поздравляем вас, товарищи, с завершением строительства и досрочным пуском гиганта электрификации, не имеющего себе равного в мире.

Если эту задачу гигантского строительства удалось разрешить Советской власти в короткий срок, в момент, когда во всем капиталистическом мире свирепствуют разрушительный кризис и безработица, то это могло произойти только потому, что власть Советов является единственной властью в мире, имеющей беззаветную поддержку миллионов рабочих и крестьян.

Да здравствует рабочий класс!

Да здравствует ленинская партия!

Центральный Комитет ВКП(б)

Совет Народных Комиссаров СССР

«КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!»

ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН (1933-37 ГГ.).

Утвержденный XVII съездом ВКП (б) в начале 1934 г., провозгласил главной задачей пятилетки - строительство материально-технической базы социализма. Главный лозунг второй пятилетки: «Кадры решают все!» В стране развернулась борьба за повышение производительности труда. ¬

Во втором пятилетнем плане среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снижались до 16,5% (против 30% впервой пятилетке). Были учтены просчеты в развитии легкой промышленности, которая теперь по росту производства должна была опережать тяжелую индустрию. Кроме того, предполагалось расширить выпуск продукции народного потребления и на предприятиях тяжелой индустрии. Все это было обусловлено необходимостью решать наболевшие социальные вопросы, хоть как-то поднимать жизненный уровень трудящихся.

Намечалось создать новые промышленные центры на Урале, в Западной и Восточной Сибири, Казахстане, Средней Азии, Закавказье. Основное внимание ВКП(б) по-прежнему сосредоточивала на решающих участках технической реконструкции: энергетике и машиностроении, черной и цветной металлургии, топливной промышленности и транспорте.

Наряду со снижением темпов прироста промышленной продукции для второй пятилетки было характерно также некоторое расширение самостоятельности предприятий, оживление материального стимулирования рабочих и служащих, укрепление рубля. В экономику внедрялась сдельно-премиальная оплата за выполнение и перевыполнение заданий. Вводилась дифференциация зарплаты - в зависимости от условий работы. В годы второй пятилетки ВСНХ возглавил Г.К. Орджоникидзе, В.В. Куйбышев был переведен на руководство Госпланом СССР. Орджоникидзе реалистичнее, чем многие другие руководители оценивал ситуацию в промышленности, возможности экономики в целом.

Экономическое стимулирование дополнялось призывом к широкому социалистическому соревнованию. В стране развернулось стахановское движение, имя которому дал шахтер Алексей Стаханов. В ночь с 30 на 31 августа 1935 г. он установил невиданный рекорд добычи угля, в 14 раз перевыполнив норму за одну смену. Успехи Стаханова были отмечены правительственными наградами, получили всесоюзную известность. Партия призвала работать по-стахановски во всех отраслях производства. Теперь стахановцы появились практически на каждом предприятии. Отметим, что их сверхнормативный труд оплачивался на порядок выше, чем других рабочих. Кроме того, они получали известность, признание, возможность продвинуться по карьерной лестнице.

Несмотря на все бытовые трудности, идея промышленного подъема страны все глубже распространялась среди трудящихся. Идеология и пропаганда объединялась с патриотическим настроем. Значительная часть советских рабочих своим трудом хотели доказать, что могут строить больше и производить быстрее, чем на стройках и заводах в США, Германии или Англии. Однако стремление к установлению рекордов вело в ряде случаев к порче новой и дорогостоящей технике.

Во второй пятилетке продолжалось строительство заводов, фабрик, электростанций (4,5 тыс. промышленных предприятий). Введен в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный заводы, десятки доменных печей, шахт и электростанций. В Москве открыта первая линия метрополитена. Огромные капиталовложения шли в индустрию союзных республик. На Украине - в предприятия машиностроения, в Узбекистане - заводы по обработке металла и т.д. В стране возникли новые индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, авиационная, тракторостроительная. Преодолевалась научно-техническая отсталость. Промышленная база стала перемещаться на Восток. Вдвое по сравнению с первой пятилеткой возросла производительность труда. В 10 раз уменьшился импорт зарубежной техники. Значительны были успехи в развитии транспорта. Проложен был Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга, Туркестано-Сибирская дорога. Возник авиационный транспорт, сыгравший решающую роль в освоении Севера. Для навигации открылся Северный морской путь через моря Ледовитого океана. Страна обрела экономическую независимость и самостоятельность. Новые предприятия давали 4/5 всей продукции промышленности. Вдвое увеличилась добыча угля, почти в полтора раза нефти, в три раза - стального проката.

Новые рабочие в основной своей массе вышли из крестьян (2/3 из 12 млн. за первую пятилетку). Экономика остро нуждалась в квалифицированных кадрах. Лозунг «Кадры решают все!» предполагал гигантские усилия в деле подготовки специалистов своего дела. В 1933 г. школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) были реорганизованы в профессиональные учебные заведения. За годы второй пятилетки рабочие специальности получили 1,4 млн. чел. При фабриках и заводах открывались курсы повышения квалификация.

В середине 1930-х годов формируется советский военно-промышленный комплекс (ВПК). В 1936 г. был образован Народный комиссариат оборонной промышленности, которому подчинялось большое количество промышленных предприятий, а также различные научно-исследовательские организации и конструкторские бюро.

Завершение второго пятилетнего плана было объявлено досрочным - снова за 4 года и 3 месяца. Однако современные историки приводят данные, что за это время второй пятилетний план был выполнен лишь на 75-77 % от исходных заданий. Тем не менее, общие итоги второй пятилетки оказались более успешными, чем показатели первой.

СТАЛИН И.В. ИТОГИ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ

Основная задача пятилетки состояла в том, чтобы перевести нашу страну с ее отсталой, подчас средневековой техникой - на рельсы новой, современной техники.

Основная задача пятилетки состояла в том, чтобы превратить СССР из страны аграрной и немощной, зависимой от капризов капиталистических стран, - в страну индустриальную и могучую, вполне самостоятельную и независимую от капризов мирового капитализма.

Основная задача пятилетки состояла в том, чтобы, превращая СССР в страну индустриальную, - вытеснить до конца капиталистические элементы, расширить фронт социалистических форм хозяйства и создать экономическую базу для уничтожения классов в СССР, для построения социалистического общества.

Основная задача пятилетки состояла в том, чтобы создать в нашей стране такую индустрию, которая была бы способна перевооружить и реорганизовать не только промышленность в целом, но и транспорт, но и сельское хозяйство - на базе социализма.

Основная задача пятилетки состояла в том, чтобы перевести мелкое и раздробленное сельское хозяйство на рельсы крупного коллективного хозяйства, обеспечить тем самым экономическую базу социализма в деревне и ликвидировать таким образом возможность восстановления капитализма в СССР.

Наконец, задача пятилетнего плана состояла в том, чтобы создать в стране все необходимые технические и экономические предпосылки для максимального поднятия обороноспособности страны, дающей возможность организовать решительный отпор всем и всяким попыткам военной интервенции извне, всем и всяким попыткам военного нападения извне.

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ XVII СЪЕЗДА ВКП(б)

XVII съезд ВКП (б) утверждает программу завершения технической реконструкции всего народного хозяйства и роста продукции во втором пятилетии, представленную Государственной плановой комиссией Союза и принятую ЦК ВКП(б) и СНК СССР.

Съезд ВКП (б) постановляет:

Установить объем продукции по всей промышленности в 1937 г., т. е. в конце второй пятилетки, в 92,7 млрд. руб. (в ценах 1926/27 г.) против 43 млрд. руб. в конце первой пятилетки - в 1932 г., т. е. среднегодовой прирост в 16,5% и увеличение размеров промышленной продукции в 2,1 раза, а в сравнении с довоенным уровнем примерно в восемь раз. По производству предметов широкого потребления наметить более быстрые темпы развития не только по сравнению с первой пятилеткой (средний годовой темп роста - 18,5% против 17% в первой пятилетке), но и по сравнению с темпами развития производства средств производства во второй пятилетке (среднегодовой темп роста 18,5% против среднегодового темпа роста средств производства в 14,5%). (…)

XVII съезд ВКП (б) устанавливает, что второй пятилетний план развития народного хозяйства, представленный Госпланом Союза и принятый ЦК ВКП (б) и СНК Союза ССР, обеспечивает:

а) ликвидацию капиталистических элементов и классов вообще, окончательную ликвидацию, на основе полного завершения коллективизации крестьянских хозяйств и кооперирования всех кустарей, частной собственности на средства производства; ликвидацию многоукладности экономики Советского Союза и установление социалистического способа производства как единственного способа производства, с превращением всего трудящегося населения страны в активных и сознательных строителей социалистического общества;

б) завершение технической реконструкции всего народного хозяйства СССР на базе, созданной в период первой пятилетки и идущей по пути дальнейшего быстрого подъема промышленности, производящей средства производства (тяжелой промышленности);

в) более быстрый подъем благосостояния рабочих и крестьянских масс и при этом решительное улучшение всего жилищного и коммунального дела в СССР;

г) укрепление экономических и политических позиций пролетарской диктатуры на основе союза рабочего класса с крестьянством для окончательной ликвидации капиталистических элементов и классов вообще;

д) дальнейшее укрепление обороноспособности страны.

Осуществление этих задач, ведущее к вытеснению последних остатков капиталистических элементов из всех их старых позиций и обрекающее их на окончательную гибель, не может не вызывать обострения классовой борьбы, новых попыток подрыва колхозов со стороны кулачества, попыток вредительского саботажа наших промышленных предприятий со стороны антисоветских сил. С другой стороны, осуществление задач второй пятилетки, пятилетки коренного подъема жизненного уровня рабочих и крестьянских масс на основе завершения технической реконструкции всего народного хозяйства, не может не вызывать энтузиазма трудящихся, прилива производственной активности и растущего стремления к освоению новой техники в широчайших массах трудящихся - строителей социализма.

Беспощадно громя контрреволюционные вылазки классового врага и сплачивая ряды ударников социализма для победоносного выполнения второго пятилетнего плана, рабочий класс вместе с колхозными массами, под руководством партии, ведущей неуклонную борьбу со всяким оппортунизмом, преодолеет все и всякие трудности на пути строительства социализма.

ОРДЕНА БЕЛОМОРКАНАЛА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, рассмотрев представление Совета Народных Комиссаров о награждении орденами Союза ССР наиболее отличившихся работников, инженеров и руководителей Беломорстроя, постановляет:

Наградить орденами Ленина:

1.Ягоду Генриха Григорьевича - зам. Председателя ОГПУ Союза ССР.

2.Когана Лазаря Иосифовича - начальника Беломорстроя.

3.Бермана Матвея Давидовича - начальника Главного управления исправительно-трудовыми лагерями ОПТУ.

4.Фирина Семёна Григорьевича - начальника Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря и зам.начальника Главного управления исправительно-трудовыми лагерями ОГПУ.

5.Рапопорта Якова Давидовича - зам.начальника Беломорстроя и зам. начальника Главного управления исправительно-трудовыми лагерями ОГПУ.

6.Жука Сергея Яковлевича - зам. главного инженера Беломорстроя, одного из лучших и добросовестных инженеров, своим исключительным знанием дела и огромной трудоспособностью обеспечившего качественное выполнение работ.

7.Френкеля Нафталия Ароновича - пом.начальника Беломорстроя и начальника работ (совершившего в свое время преступление против государства и амнистированного ЦИК Союза ССР в 1932 году со снятием судимости), с момента начала работ на Беломорстрое и до конца обеспечившего правильную организацию производства работ, высокое качество сооружения и проявившего большое знание дела.

8.Вержбицкого Константина Андреевича - зам. главного инженера строительства (был осуждён за вредительство по статье 58-7 и освобождён (досрочно в 1932 году), одного из крупных инженеров, наиболее добросовестно относившегося к порученным ему работам.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР

М.Калинин

Секретарь Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР

А.Енукидзе

«ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ!»

ТРЕТЬЯ ПЯТИЛЕТКА (1938 - 1942 ГГ.)

К концу 1930-х годов в советской экономике усилились тенденции к централизации и укреплению плановых механизмов. Все фабрики и заводы находились в строгом подчинении соответствующих наркоматов в лице их главков. Под планом понимали как далеко идущие программы, так и составление текущих даже мелких заданий. Инициатива предприятий сворачивалась. Основными причинами этих явлений стало возросшая угроза безопасности СССР, агрессивное поведение нацистской Германии и ее союзников, необходимость жесткого контроля за выпуском продукции и трудовой дисциплиной. Сказывалась и нехватка материальных ресурсов, которые нужно было распределять в соответствие с главными приоритетами.

В марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) одобрил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938 - 1942 гг. В нем ставились задачи: увеличить объем промышленной продукции почти в 2 раза, создать крупные государственные резервы и мобилизационные запасы, прежде всего по топливу и оборонной продукции; в 1,5 раза увеличить производство продукции сельского хозяйства. Основное внимание по-прежнему уделялось тяжелой индустрии. Руководство страны выдвинуло лозунг: в ближайшей обозримой перспективе «догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны».

Третья пятилетка стала не легче предыдущих. Люди перенапрягали себя тяжелейшей работой на производстве и новых стройках. С 1938 по 1940 г. выпуск промышленной продукции увеличился на 45%, однако, ряд отраслей (железнодорожный транспорт, добыча нефти, энергетика) пока отставали в своем развитии. В виду начавшейся 1 сентября 1939 г. в Европе войны все самое передовое шло на оснащение, прежде всего, Красной Армии. Ее численность увеличилась с 1939 по 1941 гг. с 1,5 до 5 млн. чел. Необходимо было создавать мобилизационные запасы, форсировать укрепление оборонной мощи страны. Доля расходов на военные нужды возросла с 13 до 25 %. Особое внимание уделялось развитию оборонных отраслей на востоке СССР. Строительство заводов-дублеров шло в Поволжье, на Урале и в Сибири. Это было своевременные меры, позволившие в начальный период Великой Отечественной войны не только сохранить военный потенциал государства, но и эвакуировать вглубь СССР станки с предприятий, расположенных на западе. Но в оборонном строительстве были допущены серьезные ошибки. В погоне за количеством танков, самолетов, винтовок, упускали из виду, что в войска поступали уже устаревшие конструкции вооружения. Новые образцы также разрабатывались и вводились в строй - самолеты МиГГ, ЛаГГ, танки КВ и Т-34, пистолеты-пулеметы ППД - но их было пока недостаточно для оснащения армии современного типа. Сказывались и репрессии 1936-1938 гг., от которых незаслуженно пострадало немало не только военных, но и высококвалифицированных специалистов, инженеров, директоров предприятий.

В третьей пятилетке ужесточились дисциплинарные наказания на производстве. Под угрозой уголовной ответственности рабочие и служащие не имели права переходить с одного предприятия на другое без разрешения дирекции. В июне 1940 г. рабочий день был продлен с 7 до 8 часов, а рабочая неделя стала семидневной. Рабочего могли судить и отправить на принудительные работы в системе ГУЛАГа за трехкратное опоздание на работу в течение месяца. Дешевый труд заключенных использовался на строительстве каналов, дорог, шахт, заводов в Сибири, на Крайнем Севере, Колыме, Казахстане и др. местах. Строительство объектов велось вручную при высокой смертности среди осужденных. Однако факт, что жизненный уровень населения, прежде всего в городах, стал постепенно повышаться. К концу 1930-х годов улучшился быт простых советских людей, увеличился выпуск товаров первой необходимости.

ИТОГИ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК

Революция и гражданская война сформировали особый тип людей, вышедших из смуты и образовавших на развалинах Российской империи новое государство Советский Союз. Многим зарубежным специалистам, приезжавшим сюда в 1930-е годы было тяжело осознать каким образом большинство населения страны может жить фактически в нищете по западным стандартам, но упорно почти задаром работать ради идеалов светлого будущего. Однако знакомясь ближе с духовными качествами, навыками и культурой советских людей они понимали, что СССР находится на этапе гигантской реконструкции своего хозяйства, которую поддерживает подавляющее количество граждан. Действительно, призывы руководства день и ночь напрягать свои силы находили благожелательный отзвук среди рабочих.

Им хотелось сделать свою страну процветающей, покончить с неграмотностью, жить высокими помыслами и избавить своих детей от постоянной нужды. Вчерашний крестьянин, часто не видевший в жизни более сложного механизма, чем часы с гирями, за несколько лет становился классным специалистом: водителем, станочником, инженером. Городское население к концу 1930-х годов превысило 30%. И хотя нормой жизни считалось проживание семьи в одной комнате, наличие единственного костюма и одной пары обуви, люди верили, что в будущем они, или их дети будут жить намного лучше. Это был прорыв крестьянской страны в современное индустриальное общество. В этом прорыве были и героические и трагические страницы. Но самоотверженный труд миллионов людей поставил СССР к концу 1930-х годов в один ряд с ведущими промышленными державами.

ПРИКАЗ НКВД СССР № 00943

«О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ НОРМ ПИТАНИЯ И ВЕЩЕВОГО ДОВОЛЬСТВИЯ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ИТЛ И ИТК НКВД СССР»

г. Москва

Сов. секретно

1. Ввести в действие с 1 июля 1939 года нормы питания и вещевого довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР согласно приложений №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 1б и нормы замены одних продуктов другими, согласно приложения № 17.

2. Для заключенных, работающих за полярным кругом, а также на подземных работах, указанные нормы увеличиваются на 25%, исключая нормы хлеба, соли, лаврового листа и перца.

3. Для заключенных, находящихся в Норильлаге, Воркутлаге и Абезьском Отделении Севжелдорлага сохранить нормы питания и вещевого довольствия, утвержденные планом на 1939/40 год.

4. Нормы по мясу, растительному маслу и сахару вводятся с IV квартала 1939 года.

5. Все ранее установленные приказами ОГПУ — НКВД и распоряжениями ГУЛАГа НКВД СССР нормы питания и вещевого довольствия для заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР — отменить.

Приложение: нормы.

Заместитель народного комиссара внутренних дел Союза ССР комдив ЧЕРНЫШОВ

Приложение № 1

НОРМА № 1 довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, для невырабатывающих производственные нормы, хозлагобслуги, следственных и инвалидов (на 1 человека в день в граммах)

Наименование продуктов / Количество, гр.

Хлеб ржаной - 600

Мука пшеничная 85% - 10

Крупа разная - 100

Растительное масло - 0

Чай суррогатный - 2

Картофель и овощи - 500

Томат-пюре - 10

Перец стручковый - 0,13

Лавровый лист - 0,2

Примечание:

1. Заключенные, занятые на основных производственных работах и вырабатывающие нормы до 60%, получают питание по этой норме.

2. Заключенные, вырабатывающие производственные нормы от 60% до 99% включительно, получают дополнительно к означенному пайку хлеба согласно нижеследующей шкалы:

% по выработке

60-79% - 1-й разряд - 100 гр.; 2-й разряд - 100 гр.; 3-й разряд и выше - 200 гр.

80-99% - 1-й разряд - 100 гр.; 2-й разряд - 200 гр.; 3-й разряд и выше - 400 гр.

Нач. ООС ГУЛАГ" НКВД интендант 1-го ранга СИЛИН…

1. Для Норильлага выдаются меховые шапки.

2. Суррогативная обувь выдается вместо кожаной 1 пара на 4 месяца.

3. Портянки бумазейные выдаются только тем, кто работает на наружных работах, а также в неотапливаемых помещениях.

4. Телогрейка выдается только работающим на наружных работах и в неотапливаемых помещениях. В южных районах (Грузинская, Азербайджанская, Армянская, Узбекская, Таджикская, Туркменская ССР и Крымская АССР) телогрейки не выдаются.

5. Шаровары ватные выдаются только работающим на наружных работах и в неотапливаемых помещениях.

6. Полушубки отпускаются из расчета 7% к составу заключенных, работающих на открытом воздухе и неотапливаемых помещениях.

7. Валенки выдаются только работающим на открытом воздухе. Валенки могут быть заменены бахилами, ватными чулками с резиновыми чунями.

8. Варежки шерстяные выдаются по 2 пары работающим на наружных работах и по 1 паре остальным.

9. Рукавицы комбинированные выдаются только работающим.

10. Малолеткам выдается такое же вещдовольствие, но соответствующего размера.

11. Работающим стахановскими методами выдается дополнительно за наличный расчет на одного человека в год:

1). Рубах нательных - 1 шт.

2). Кальсон - 1 шт.

3). Маек - 1 шт.

4). Трусов - 1 шт.

5). Полотенец - 1 шт.

6). Портянок летних - 1 пара

7). "-" бумазейных - 1 пара

8). Варежек шерстяных - 1 пара

9). Рукавиц комбиниров. - 1 пара.

Вышеперечисленное вещдовольствие выдается не более 3% к общему числу отпущенных предметов на лагерь.

Нач. ООС ГУЛАГ НКВД интендант 1-го ранга СИЛИН

Литература:

Связанные материалы:

Что такое НЭП и зачем его заменили индустриализацией

Сегодня на очереди трудный вопрос № 10. Он сформулирован в ИКС так : «Причины свёртывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры». Сама по себе формулировка вопроса охватывает длительный период времени и сразу несколько сущностей. Поэтому в один раз мы с вами с научной сертификацией не уложимся. Для начала остановимся на том, как в современной исторической науке трактуется новая экономическая политика Советской власти.

Свершения эпохи первых пятилеток: что об этом нужно знать

Рассмотрев в прошлый раз НЭП и причины его свёртывания, обратимся теперь к конкретным результатам тех процессов, которые были призваны обеспечить построение в СССР социализма (иными словами, обеспечить на самом деле суверенитет и мировую конкурентоспособность страны) - индустриализации и коллективизации.

НЭП и пятилетки: что об этом пишут в школьных учебниках

Действующие учебники в целом удовлетворительно трактуют объёмный и внешне действительно очень трудный вопрос. Здесь мы встречаемся с довольно редким явлением, когда результаты работы историков, заметные по этим сюжетам уже на протяжении последних 25-30 лет, стали достоянием и школьного образования.

Червонцы и торговцы для диктатуры пролетариата. К совпадению годовщин советской экономической политики

11 октября в 1922 году в Советской России ввели новую денежную единицу - червонец. А 11 октября 1931 года - запретили частную торговлю. Сегодня, в день случайного совпадения сразу двух дат, стоит поговорить о том, что государственная экономическая политика и частная предприимчивость дружно уживаются в понятии «экономический суверенитет». А если вдруг не уживаются - то, наверное, что-то не так в экономической политике, и такой политике суверенитет отомстит.

8 Комментариев

Коваленко Надежда Вячеславовна / Преподаватель архивоведения, ГАУГН

1. Так как на Ленте нет отдельной статьи об индустриализации, здесь можно было бы кратко указать на разные взгляды во власти по поводу ее темпов и ресурсов: на разногласия между ВСНХ (Куйбышев) и Госпланом (Кржижановский), позиции внутрипартийных оппозиций (например, на «черепашьим шагом к социализму» Бухарина). Также кратко можно было бы указать на имевшие большой резонанс в обществе споры ученых по поводу возможной альтернативы сталинскому варианту индустриализации.
2. «…историки и экономисты считают, что этот план представлял собой реалистичную программу, учитывал зависимость индустриализации от возможностей крестьянского производства». Все-таки не совсем понятно, какие факторы подразумевали историки, говоря о реалистичной программе, какие явления допустимы при признании ее реалистичной. Ведь здесь имело место и раскулачивание, и голод начала 30-х, и локальные вспышки недовольства в деревне, на стройках и заводах, и тяжелейшие условия труда, и понижение расценок на производстве, и процессы по «вредительству», т.е. связанные с несоответствием качества технической базы и рабочей силы поставленным задачам. Обо всех этих явлениях также следовало как-то более четко упомянуть, тем более что в статье приведена ссылка на спецсводку ОГПУ, освещающую часть из них. В этом контексте также следовало упомянуть известную статью Сталина «Головокружение от успехов».
3. В статье совершенно справедливо говорится о трудовом подвиге народа, об энтузиазме советских людей (причем целых 3 раза, в разных местах). Но также возникает впечатление, что увеличение темпов индустриализации было исключительно ответом властей на настроения в обществе.(«Летом 1929 г., начался пересмотр в сторону увеличения уже принятых плановых заданий пятилетки. Этого требовали члены правительства, директора заводов, сами рабочие. На фоне экономического кризиса в западных странах советские люди стремились революционными методами в кратчайшие сроки ликвидировать отсталость советского государства от развитых стран, доказать преимущества социалистического строя перед капиталистическим. Выдвигались и принимались «встречные планы…») Однако инициатива властей здесь была все-таки первична и кроме того были, как известно, проявления недовольства тяжелейшими условиями труда, например, стахановцев их трудовые коллективы нередко не жаловали.
Также следовало более подробно упомянуть, что, помимо трудового подвига народа, решающую роль сыграли и определенные начинания властей. Так, было справедливо упомянуто о развитии профессионально-технического образования, о том, что разработка плана велась при участии видных ученых, о закупках за границей техники и приглашении специалистов. Здесь следовало добавить, например, о политике властей относительно развития науки, в том числе прикладной (вопрос, крайне актуальный сейчас).
4. В статье говорится о централизации управления в те годы хозяйством и промышленностью (… ликвидировались банки, акционерные общества, биржи, кредитные товарищества. На предприятиях вводилось единоначалие, назначенные туда директора становились ответственными за выполнение плана). Упомянутые здесь явления подходят под понятие «свертывание нэпа», давно и прочно утвердившееся в том числе в науке, и его здесь, наверное, и следовало привести применительно к этим процессам. В статье приводятся документы, связанные с трудом узников Гулага, ссылки на них. Возможно, наоборот, в самом тексте следовало упомянуть, что часть объектов была построена заключенными, а ссылки и документы привести в статье «Пик сталинских репрессий», здесь же привести ссылки на научные работы и воспоминания, касающиеся собственно процессов индустриализации (например, Гимпелсон Е.Г., Эренбург И.Г.). Иначе у читателей может возникнуть впечатление, что именно труд заключенных был основным «двигателем» индустриализации.

Горбунова Марина / почетный работник образования

1. Не нашла в пояснительном материале информации о преобразованиях в духовной сфере в период первых пятилеток (кроме создания системы формирования рабочих кадров). Процессы в области науки, литературы, изобразительного искусства и т.д. остались не раскрытыми. Централизация, унификация, усиливающийся контроль со стороны политического руководства, утверждение господства принципа социалистического реализма - все сталось за рамками прочитанного.
2. Нет общей картины сложившейся в этот период социальной структуры общества подобно иерархической лестнице, каждый уровень которой был прочно скреплен взаимодополняющими методами материального поощрения и страхом перед репрессиями с одной стороны, а с другой - утверждением единственной и обязательной для всех господствующей идеологии, которая конечно же способствовала не только возвеличиванию партийной элиты, но и поддержанию массового трудового и гражданского энтузиазма. Невероятная сложность объективной оценки того периода заключена, как мне кажется, в противоречивой природе "тогдашней" действительности, которая дает возможность и апологетам, и критикам пользоваться объективными фактами в качестве аргументации своих позиций:
-- реальные успехи и достижения социалистического строительства - НО - заслуги и победы приписываются в первую очередь мудрому партийному руководству и лично Сталину;
-- массовый энтузиазм и сплоченность трудящихся, формируемое и поддерживаемое уважение к людям труда - НО - ощущение "осажденной крепости" и готовность сплоченно и не задумываясь уничтожить любого, кого власть (!) назовет внешним или внутренним врагом;
-- уверенность в прекрасном и неизбежном будущем, присутствие у части населения чувства реального подъема, счастья и величия - НО - обеднение смысла жизни, когда классовая борьба и работа становятся главным ее содержанием.
Эти противопоставления можно продолжать и дальше, но главное заключается в том, что их наличие не позволяет достичь общественного согласия до сих пор, а современные реалии усугубляют раскол искривленными идеологемами, которые шельмуют здравый смысл и оскорбляют гражданские чувства.

Гурин Николай Алексеевич / учитель истории Пермь

Хорошо написано как готовился 1 пятилетний план и как же невнятно написано о том, что этот план, принятый высшим органом власти СССР - V Всесоюзным съездом Советов, и имеющий силу закона НЕ ВЫПОЛНЯЛСЯ ВООБЩЕ! То что сделал Сталин - это сталинский пятилетний план. Эти два плана отличаются и показателями и методами и результатами.

Гурин Николай Алексеевич / учитель истории Пермь

План принимался весной 1929 в обстановке борьбы с «правым уклоном», потому,конечно, план был принят в оптимальном варианте. Ну, а сторонники отправного плана были «заклеймены» с соответствующими формулировками. Итак, в мае 1929 года план принят с максимальными заданиями, а в июле-августе, а затем в январе 1930 года Сталиным были утверждены новые, ещё более высокие задания. Сталин руководствовался, видимо, красивой мыслью, что «нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики», и вот этой - « нам надо пробежать..»
И что в результате? В результате выполнения сталинской 1 пятилетки ни одно! сталинское повышенное задание выполнено не было даже близко. По нефти почти вышли на задание оптимального плана, по остальным - в районе заданий «капитулянтского» отправного плана или того меньше. При этом речь идёт только о заданиях тяжёлой промышленности, потому как задания пятилетки по сельскому хозяйству, пищевой и лёгкой промышленности не просто не были выполнены, а многие ушли в минус. При этом! денег вложили в народное хозяйство сильно больше чем по плану. 1 пятилетка была провалена. Правда, об этом народу не сказали. Хорошо, что Сталин, умел извлекать уроки из своих ошибок и вторая сталинская пятилетка была вполне вменяемой.

Гурин Николай Алексеевич / учитель истории Пермь

О первой пятилетке
«Оптимальный вариант» первого пятилетнего плана был на самом деле максимальным, и любая попытка еще большего увеличения тех или иных заданий могла привести только к перенапряжению сил страны, к материальным и человеческим жертвам, а в конечном итоге - к срыву плана, как и случилось в действительности. Сталинское руководство уже с осени 1929 года придало процессу коренной реконструкции народного хозяйства масштабы и темп безудержной гонки.
Чрезмерное форсирование сплошной коллективизации миллионов крестьянских хозяйств, доходившее до попыток ее проведения в зерновых регионах страны за год-полтора и даже «в течение весенней посевной кампании 1930 г.», означало отказ от ленинского кооперативного плана и его основных принципов. Широкое использование мер административного принуждения, раскулачивание (местами до 15% крестьянских хозяйств) причинили ничем не оправданный и не поддающийся измерению ущерб. За 1929-1932 годы оказалась истребленной половина поголовья скота. Длительный спад пережило земледелие. Все это создало огромные трудности в становлении и развитии колхозов как социалистической формы сельскохозяйственного производства, что, естественно, отрицательно сказалось и на индустриальном развитии.
Когда речь заходит о перегибах и извращениях, допущенных в годы первой пятилетки, мы всегда ограничиваемся разговором о деревне. Между тем они имели место и в городе - в промышленности, особенно в политике и практике индустриализации. Принятое в апреле 1929 года задание довести за пятилетку выплавку чугуна до 10 млн. т показалось сталинскому руководству недостаточным. В январе 1930-го это задание было увеличено до 17 млн. т! Причем оно выдвигалось перед всеми партийными, профсоюзными и общественными организациями как «важнейшая народнохозяйственная задача».
Сталинский «большой скачок» в металлургии (как и в ряде других отраслей индустрии) привел к дезорганизации промышленного строительства, к крайнему осложнению экономической ситуации и напрасной растрате материальных и человеческих сил. Одним из результатов было невыполнение плана по части металлургии: в последний год пятилетки страна не получила не только 10 млн. т чугуна, но и 8 млн. В 1932 году в стране было выплавлено 6,2 млн. т чугуна. Волюнтаристское задание не было выполнено и в 1940-м, когда выплавка чугуна в стране достигла 14,9 млн. т.
Заметим, что при оценке всех этих цифр нет никакой возможности ссылаться на отсутствие опыта в планировании, на право на ошибку, на «неизведанность путей» и т. п. Вопросы пределов возможного роста - как экономики в целом, так и отдельных отраслей - обсуждались в широкой печати и достаточно прояснились при разработке первого пятилетнего плана. В полной мере были раскрыты необходимость согласования, увязки, баланса (или, как выражались тогда, равновесия) конкретных заданий, значение «узких мест». Уже в планы на 1929 год закладывалась «неувязка», состоявшая в том, что намечалось строить заводы «сегодня» из кирпича и металлоконструкций, которые будут изготовлены «завтра». Этим вопросам была посвящена статья Н. И. Бухарина «Заметки экономиста», опубликованная в «Правде» 30 сентября 1928 года. «Заметки» не были направлены против высоких темпов; они раскрывали вред волюнтаристских несообразностей, неизбежно снижавших реальные темпы роста и в конечном счете обессмысливавших предпринимаемые обществом чрезвычайные усилия. Злобная проработочная, да и не только проработочная, кампания против «предельщиков», «пасующих перед трудностями» (в чем якобы проявлялся «правый уклон»), сняла обсуждение этих вопросов. Они, понятное дело, очень скоро возникли вновь, но в ином качестве: не как вопросы планирования, а как вопросы устранения последствий. О «неувязках» и «узких местах» вспоминали уже при объяснении причин длительного невыполнения производственных планов, скверного качества продукции, высокой аварийности и т. п.
Посмотрим все же, что означало дополнительное увеличение задания пятилетки по производству чугуна на 7 млн. т за три года максимум. Это было равноценно заданию начать заново, полностью завершить строительство и пустить в ход семь (!) Кузнецких или Запорожских металлургических заводов с проектной мощностью 1 млн. т чугуна каждый или три Магнитогорских комбината с проектной мощностью 2,65 млн. т. Состояние и перспективы уже строящихся Кузнецкого, Запорожского и Магнитогорского заводов в начале 1930 года говорили со всей определенностью, что для их пуска потребуется времени и сил гораздо больше, нежели предполагалось. Чтобы в последнем году пятилетки получить 17 млн. т чугуна, все эти реальные и гипотетические заводы должны были полностью войти в строй еще в предыдущем, предпоследнем году! На деле даже строившиеся заводы не были и не могли быть пущены в ход ни в 1932-м, ни в 1933-м. На Магнитке и в Кузнецке в 1932 году были получены лишь первые плавки на первых домнах, от которых до «большого чугуна> требовались годы работы. Проектной мощности они достигли в 1934-1936 годах. Символом первой пятилетки стал не «большой чугун» (вообще не готовая продукция), а «котлован». Платоновский образ того времени был не художественным вымыслом, а «всего-навсего» фиксацией действительности, ее видимого проявления. Сказанное позволяет с полной уверенностью утверждать, что пересмотр заданий первого пятилетнего плана, которые сами по себе были предельно напряженными, носил чисто волюнтаристский характер и привел к срыву плана.

Данилов В. Феномен первых пятилеток.- Горизонт. - 1988. - № 5.- С. 33-35.

Гурин Николай Алексеевич / учитель истории Пермь

О второй пятилетке
Вторая пятилетка (1933-1937) дала увеличение стоимостной оценки промышленной продукции в 2,2 раза, что, конечно, было еще одним крупным шагом по пути индустриализации. При этом рост промышленности был неравномерным и характеризовался усилением диспропорций и трудностей. После рывка первой пяти-летки с ее почти 20%-ным среднегодовым приростом промышленной продукции потребовалась передышка: 1933 год дал увеличение ее объема всего на 5%. Новый скачок 1934-1936 годов (среднегодовой темп более 20%) сменяется замедлением промышленного роста (в 1937 году увеличение количества продукции на 11%, в 1938-м - на 12%) из-за резкого отставания топливно-энергетической базы. Сказались и массовые репрессии, обрушившиеся на партийные, советские и хозяйственные кадры. В 1936- 1937 годах был уничтожен широкий круг руководителей крупнейших заводов, ведущих деятелей промышленных наркоматов. Исчезали один за другим заместители наркома тяжелой промышленности- Г. И. Ломов, М. Л. Рухимович, А. П. Серебровский, И. В. Косиор... В феврале 37-го покончил с собой (или был убит) и сам легендарный нарком индустриализации Г. К- Орджоникидзе. Сменивший его В. И. Межлаук вскоре также был репрессирован. Эту судьбу разделили и нарком легкой промышленности И. Е. Любимов, и нарком лесной промышленности С. С. Лобов, директора Кузнецкого металлургического комбината К- И. Бутен-ко, Макеевского металлургического завода Г. В. Гвахария, Сталинградского тракторного завода В. И. Михайлов-Иванов... Перечень имен погибших в результате сталинских репрессий командармов советской промышленности можно продолжать очень долго. Но и этим перечнем ограничиться было бы нельзя. Тяжелейший удар был нанесен по инженерно-техническим кадрам. К началу 1940 года на Макеевском металлургическом заводе осталось 2 (два!) инженера и 31 техник, имевшие дипломы, а 270 инженерно-технических должностей были заняты лицами без соответствующего образования, на Магнитогорском комбинате - 8 инженеров и 66 техников с дипломами и 364 практика. На других металлургических предприятиях картина была сходной. Стоит ли удивляться, что выплавка, скажем, чугуна за 1937 год увеличилась всего на 0,6%, за 1938-й -на 1,1%, а за 1939-й уменьшилась на 0,1%. Иначе говоря, продукция черной металлургии в эти годы не росла.
Такого же рода трудности отмечались и в других отраслях промышленности. Всюду они вели к огромной текучести кадров, организационной неразберихе, боязни людей проявлять деловую инициативу и принимать на себя ответственность, к срыву плановых заданий и в конечном итоге к замедлению процесса индустриализации именно тогда, когда были созданы объективные предпосылки для его действительного ускорения. Сталинский механизм руководства и во второй пятилетке с неизбежностью пожинал разрушительные результаты.
Наконец, мы можем по достоинству оценить и попытки «списать» на угрозу войны «издержки» сталинского варианта решения тех проблем, которые стояли тогда перед Советской страной. Угроза войны была действительно важным фактором развития страны, требующим прежде всего ускорения индустриализации. Но она же предъявляла самые жесткие требования к предельно экономному (разумному, бережному) использованию материальных и человеческих сил, к их накоплению, а не уничтожению... Это, думаю, не нуждается в пояснении. Совершенно ясно, что не только репрессии 1936, 1937 и 1938 годов против военных, инженерно-технических и партийно-государственных кадров, но и раскулачивание по-сталински, и голод 1932-1933 годов, и навязанный стране безумный темп промышленного строительства, и попрание советской демократии - все это вело к напрасной растрате сил и средств страны, к срыву вполне реальных планов, а тем самым к ослаблению работоспособности страны.
Данилов В. Феномен первых пятилеток.- Горизонт. - 1988. - № 5.- С. 36-37.

Гурин Николай Алексеевич / учитель истории Пермь

"Великий перелом", о котором Сталин объявил в ноябре 1929 г.,
не имел ничего общего с действительностью социально-экономичес-
кого развития - не было ни якобы огромного роста производитель-
ности труда в промышленности, ни возникшего будто бы массового
колхозного движения в деревне. Применительно к тому времени го-
ворить о "великом переломе" можно лишь в одном смысле: Сталин
впервые получил возможность навязать партии, стране собственные
взгляды, оценки, методы, свою политику - политику диктаторского
волюнтаризма, с неизбежностью сопровождавшуюся огромными че-
ловеческими и материальными потерями. С наибольшим ущербом и
прямыми бедствиями сталинский волюнтаризм проявился в пере-
смотре заданий первого пятилетнего плана народнохозяйственного
строительства СССР (1928/29-1932/33 гг.).
Данилов В.П. К истории становления сталинизма

Гурин Николай Алексеевич / учитель истории Пермь

Вот характерный пример. Чтобы изыскать дополни­тельные средства на развитие тяжелой индустрии, ста­линское руководство пошло на размещение новых боль­ших займов среди населения, на резкое расширение продажи водки. Еще совсем недавно Сталин заверял, что алкоголь, с помощью которого царская Россия имела полумиллиардный доход, не будет в Советской России иметь распространения. Чуть позже он изменил свою точку зрения: наивно, мол, думать, будто социализм можно построить в белых перчатках. А в сентябре 1930 года уже прямо писал Молотову: «Нужно, по-моему, увеличить (елико возможно) производство водки. Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на мак­симальное увеличение производства водки...» И это бы­ло сделано.
Еще одним источником средств стала эмиссия денег. Причем рост денежной массы, не обеспеченной товара­ми, продолжался до конца первой пятилетки со всеми вытекающими отсюда инфляционными последствиями. Экстраординарными мерами обеспечивался экспорт зерна. Еще и теперь нередко можно услышать, будто именно эта статья экспорта играла особо важную роль в обеспечении государства валютой для закупки техники. Статистика, однако, не столь категорична. Наибольшую выручку за вывоз хлеба удалось получить в 1930 году - 883 миллиона рублей. В тот же год продажа нефтепро­дуктов и лесоматериалов дала более 1 миллиарда 430 миллионов рублей. Пушнина и лен добавили почти пол­миллиарда и т. д. В последующие годы цены на зерно на мировом рынке резко упали. Экспорт большого коли­чества хлеба в 1932-1933 годах, когда голодный мор косил советских людей, суммарно принес всего 389 мил­лионов рублей, а вывоз лесоматериалов - почти 700 мил­лионов, нефтепродуктов - еще столько же. Только про­дажа пушнины в 1933 году позволила выручить средств больше, чем за весь вывезенный в том году хлеб.
Все это заставляет по-новому оценить методы, кото­рыми Сталин, Молотов, Каганович и другие пользовались при изыскании средств на нужды индустриализации. В 1926 году Сталин убеждал партию и народ, что нравы помещичье-буржуазной России («Сами недоедим, а вы­возить будем») ушли в прошлое. Он и позднее регуляр­но говорил о преимуществах социалистической индуст­риализации, связанных, в частности, с неуклонным рос­том благосостояния рабочих, всех трудящихся. Но как же тогда расценить его действия в 1932-1933 годах, ко­гда выручка за хлеб была слишком незначительной и, по сути, ничего не решала? Зачем было вывозить зерно, ко­торое в тот трагический час спасло бы жизнь многим нашим людям? Очевидно, все дело в том, что зерно изы­малось у крестьянства по баснословно низкой цене, а увеличение экспорта нефтепродуктов и других видов прибыльной продукции требовало значительных усилий.

В.Лельчук, А.Ильин, Л.Кошелева. Индустриализация СССР: стратегия и практика. В сборнике «Урок дает история /Под общ. ред. В. Г. Афанасьева, Г. Л. Смирнова; Сост. А. А. Ильин.- М.: Политиздат, 1989».

Шилыковская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Выполнил: учитель истории и обществознания

Юдин Д.В.

Шилыково, 2014

Социалистическая индустриализация

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма урока: лабораторное занятие по учебнику и дополнительным источникам.

    Цели урока:

    Образовательная : обеспечить усвоение обучающимися целей, источников и сущности индустриализации страны, рассмотреть ее итоги и последствия.

    Развивающая : развивать умения составлять причинно-следственные связи между явлениями, делать выводы, анализировать через использование источников информации, закрепление коммуникативных умений (развития устной речи, ведения диалога).

    Воспитательная: на примерах трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток воспитывать чувство долга, патриотизма, способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции.

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское движение.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебная карта «СССР в годы первых пятилеток», рабочие листы.

Этапы урока

Учитель

Ученики

Доска/ Слайды

Актуализация знаний. Погружение в материал.

Создание проблемной ситуации

= 5 мин

Формулировка проблемы

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш очередной урок истории России. На предыдущих встречах мы обсуждали с вами проблемы экономической и политической жизни Советского Союза начала – середины 30- гг. XX века. Узнали об особенностях НЭПа, об образовании CCC Р, о политической борьбе внутри большевистской партии. Как вы знаете, политические разногласия в партии вспыхнули с новой силой в 1927 году в связи с хлебозаготовительным кризисом.

А какие точки зрения существовали у верхушки большевистской партии на причины кризиса, его главного виновника и пути выхода из этого кризиса?

Чья точка зрения победила?

Значит, в качестве пути выхода из хлебозаготовительного кризиса 1927 г. наше государство выбирает путь предложенный Сталиным, т.е. коллективизацию и индустриализацию. Сегодня мы говорим с вами об индустриализации. Записываем тему урока: «Социалистическая индустриализация».

Вспомним, что мы уже знаем об индустриализации? Я просил вас дома повторить данный материал.

Подводящий диалог:

1) Что такое индустриализация?

2) Как проходила индустриализация в конце XIX – начале XX? В каких условиях она развивалась?

Эта индустриализация проходила в условиях рыночной экономики, т.е. была капиталистической. Сегодня мы поведем речь об одном из самых сложных и противоречивых событий отечественной истории – о социалистической индустриализации.

На данном слайде представлены два высказывания наших современников по поводу социалистической индустриализации.

Сравните эти два высказывания. Есть противоречие в данных высказываниях?


«Индустриализация была необходима для стабильного развития страны, способствовала её экономическому росту»


«Сталинская индустриализация обошлась стране слишком дорого и не стоила затраченных сил»

Можно ли по этим 2-м высказываниям однозначно сказать о последствиях индустриализации?

А какой вывод можно сделать по этим 2-м высказываниям? Какой возникает вопрос?

Это и есть главная проблема, которую мы должны решить в течение урока.

Существовало две точки зрения: Сталина и Бухарина.

Вопросы

Сталин И.В .

Бухарин Н.И .

Причины кризиса

Слабая промышленность порождает

товарный голод

Ошибки в

реализации экономического курса

Главный виновник

Кулак-саботажник

Политический руководитель страны

Пути выхода

Коллективизация и индустриализация

Поиск экономических рычагов

- Победила точка зрения Сталина.

Записывают в тетрадь.

1 ) Индустриализация – процесс создания крупной, технически развитой промышленности.

2) К началу 80-х годов XIX века промышленный переворот завершился, что создало предпосылки к капиталистической индустриализации. Ставя задачу добиться индустриализации, идеологи буржуазии требовали протекционистской политики, которая ограждала русскую промышленность от конкуренции. Свободное предпринимательство восхваляли государственные заказы и субсидии, которые способствовали промышленному строительству. Все они доказывали необходимость привлечения иностранного капитала, использование зарубежных технологий, иностранных технических специалистов.

Источниками капиталистической индустриализации были:

Выкупные крестьянские платежи;

Винные и табачные монополии;

Косвенные налоги;

Иностранный капитал.

Особенностью капиталистическойиндустриализации было активное вмешательство государства в экономику. Государство насаждало сверху капиталистические формы хозяйства, использовало принуждение населения.

В ходе капиталистической индустриализации в России были созданы отрасли: пищевой, легкой промышленности, некоторые отрасли тяжелой промышленности (горная, угольная, нефтяная, металлургическая и металлообрабатывающая), самая длинная в Европе сеть железных дорог. Однако капиталистическая индустриализация в России осталась незавершенной. Отсутствовали отрасли машиностроения, станкостроения; неразвиты автомобильная, химическая и другие отрасли.

1) в первом высказывании говорится о положительных последствиях социалистической индустриализации

2) во втором высказывании приводится мысль о недостатках, ошибках социалистической индустриализации, о негативных последствиях.

(записывают в тетрадь).

Слайд № 1

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Два противоречащих высказывания на слайде № 6

Основной вопрос записывается на доске

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

По пунктам содержания урока

+ 25 минут

Прежде чем приступить к её решению, подумаем, откуда мы будем черпать информацию о социалистической индустриализации?

Итак, обращаемся к учебнику (с. 166).

Вы знаете, что любое важное историческое событие, будь-то революция, война, реформы т.д., мы всегда рассматриваем по плану. Сегодня план урока следующий:

    Цели и особенности индустриализации в СССР.

    Проведение первой и второй пятилеток.

    Социальные последствия индустриализации.

    Последствия первых пятилеток.

1. Докажите, что индустриализация, проводившаяся в СССР в 30-е годы имела свои цели и особенности. Для этого:

а) прочитайте текст учебника (§ 23, с. 166-167) и документ №1;

б) выполните задание в рабочем листе №1.

Ребята, работаем по алгоритму выполнения заданий, которые есть у вас на партах.

1. Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания (в тексте, в иллюстрации и т.п.)

З.Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию: выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию и т.п.

4. Запишите (если необходимо) решение в требуемой форме: таблица, список, текст, числовая запись.

5. Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что..., потому что, во-первых, во-вторых...».

6. Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Время выполнения задания 3-4 минуты.

Из текста учебника, исторических документов.

Записывают в тетрадь.

    Индивидуальная письменная работа с последующим фронтальным диалогом.

Цели

Особенности

Ликвидация технико-экономической отсталости страны;

Достижение экономической независимости;

Создание мощной оборонной промышленности;

Развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения).

Высокие темпы индустриализации;

Короткие исторические сроки;

Внимание развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой;

Осуществление индустриализации за счет внутренних резервов (из страны вывозили хлеб, масло, сахар, нефть, золото, лес, сокровища музеев, храмов и др.);

Проведение индустриализации в условиях плановой экономики.


Слайд № 7

Слайд № 8

Выражения решения, применение нового знания

+5 минут

2. Теперь обращаемся ко 2-ому пункту нашего плана действий: ход индустриализации. Итак, в 1925 г. на XIV съезде партии была обозначена необходимость индустриализации. И.Сталин предлагает начать форсированную (ускоренную) индустриализацию. В истории принято выделять 2 этапа индустриализации, которые совпадают с 1-ой и 2-ой пятилетками. Каждый из этапов решал определенную задачу, отличался своими достижениями, поэтому были и разные результаты. Чтобы в этом убедиться, нужно выполнить следующие задания:

а) сравнить первую и вторую пятилетки по 4 линиям сравнения (пунктам):

    Годы или сроки проведения пятилетки.

    Основная задача.

    Крупнейшие стройки.

    Итоги.

Это задание, вы письменно выполняете, в Рабочем листе № 2.

Работу проводите в парах. Время выполнения задания ограничено 6 минутами.

Итак, что у нас получилось? Какой вывод можно сделать на основании добытой вами информации?

Это положительные или отрицательные последствия индустриализации?

б) Найти на исторической карте «Народное хозяйство СССР к началу Великой Отечественной войны» (см. цветную вкладку) ведущие стройки первой и второй пятилеток.

4. – Как вы считаете, без кого не могла бы осуществиться индустриализация?

Сталин это тоже хорошо понимал, поэтому он объявляет: «человек – самый ценный капитал», «кадры решают всё». Как мы понимаем, жизнь людей 30-х годов протекала в условиях ускоренной индустриализации страны. Возникает вопрос: какое влияние оказала индустриализация на жизнь людей, каковы её социальные последствия ? Это вы узнаете, выполнив следующие задания в группах:

а) прочитайте материал на страницах 168-169, 170-171;

б) Ответьте на поставленный перед вами вопрос по следующей формуле:

    Мы считаем, что …

    Мы можем это подтвердить …

    Следовательно …

А теперь вспомним главный вопрос, на который мы не смогли ответить в начале урока.

Вывод

И последние задания, которые вам предстоит выполнить:

    Составить синквейн по теме урока. Составляют.

Правила написания синквейна

    Первая строка - тема называется одним словом (обычно существительным).

    Вторая строка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

    Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами.

    Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувство).

    Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть те­мы.

    Остальные решают тестовые задания.

2. Работа проходит в парах.

Линии сравнения

Первая пятилетка

Вторая пятилетка

Годы

1928-1932

1933-1937

Основная задача

Сделать СССР индустриальным государством

Крупнейшие

стройки

Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты; круп. угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы

Уральский и Краматорскиий заводы тяжёлого машиностроения; Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный заводы; металлургические заводы «Азовсталь» и «Запорожсталь», авиационные заводы в Москве, Харькове и Куйбышеве.

Итоги

1) В стране возникли новые отрасли промышленности;

2) Превращение СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну, производящую оборудование.

СССР обогнал по своей индустриальной мощи ведущие государства Европы, т.е. стал экономически независимым индустриальным государством.

Страна добилась успешных результатов в экономике. Превратилась в независимую индустриальную державу.

Работа с картой. К доске по очереди идут два ученика, которые показываю на карте основные стройки пятилеток. Остальные работают по картам в учебнике.

Без человека, рабочей силы не могла бы осуществиться индустриализация.

Примерный ответ учащихся:

Позитивные социальные последствия

Негативные социальные последствия

1. Ликвидирована безработица

2. Подготовлено большое число технических специалистов.

3. Отменены карточки на продовольствие.

4. Улучшение уровня жизни передовиков производства - стахановцев.

    Снижение заработной платы.

    Непосильные налоги.

    Рост цен и инфляция.

Обнищание народа.

    Использование подневольного труда заключенных.

    Введение репрессивных мер против рабочих.

- Какими были последствия социалистической индустриализации для страны?

- Социалистическая индустриализация имела как положительные, так и отрицательные последствия для государства и общества. Таким образом, выяснили, что индустриализация носила противоречивый характер.

Например.

Индустриализация

Форсированная, противоречивая

Работать, строить, догонять

Страдая, добиться успешного результата!

Модернизация

1. Источниками проведения индустриализации в СССР были:

а) иностранные займа и инвестиции;
б) эксплуатации национальных окраин страны;
в) энтузиазм советских людей;
г) вывоз за границу сырья, продовольствия, культурных ценностей.

2. Укажите главную особенность индустриализации в СССР:

а) комплексное развитие народного хозяйства;
б) высокие темпы развития тяжёлой промышленности;
в) быстрое развитие лёгкой промышленности.

3. Каковы главные итоги индустриализации:

а) создание мощного военно-промышленного комплекса;
б) значительное повышение уровня жизни населения;
в) интеграция страны в мировую экономическую систему;
г) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу;
д) обретение экономической независимости.

4. Когда в СССР была закрыта последняя биржа труда (лик­видирована безработица):

а) в 1930 г.; б) в 1935 г.; в) в 1936 г.?

5. В каком городе был построен первый тракторный завод: а) в Минске; б) в Челябинске; в) в Сталинграде?

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13(с вопросом)

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Домашнее задание

+ 2 минуты

Обратите внимание на тему следующего урока.

Вспомните, в связи, с чем вам приходилось слышать данное определение?

1. В связи с этим предлагаю выполнить опережающее д/задание Владе К.: подготовить сообщение на тему «Раскулачивание» (выступление на 2-3 минуты);

2. Для Екатерины М., Надежды К. прочитать § 23, ответить на вопросы 1-4 и выполнить задание в учебнике № 2 и 3.

Спасибо за урок!

Коллективизация

Коллективизация - это позиция Сталина о путях выхода из кризиса 1927 года. Говорится об укрупнении хозяйств.

Д/з на слайде № 20

Слайд № 21