Государство как субъект инвестиционной деятельности. Правовое регулирование иностранных инвестиций в российской федерации Виды трансграничной инвестиционной деятельности

Главным субъектом инвестиционных отношений*(764) , независимо от вида рынка, на котором осуществляются инвестиции, является инвестор. В действующем законодательстве отсутствует легальное определение инвестора, раскрытие этой категории осуществляется через понятие инвестиционной деятельности.

Инвесторы - это участники инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение определенных ценностей в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения экономической или иной выгоды. Возникает интересный вопрос о соотношении категорий "инвестор" и "предприниматель". Понятно, что каждый предприниматель, развивающий бизнес, вкладывает в дело свои, заемные или привлеченные средства и, соответственно, в определенных правоотношениях выступает как инвестор. Но далеко не каждый инвестор должен быть предпринимателем, иначе, например, приобретатель акции или иной ценной бумаги должен был бы регистрироваться в качестве предпринимателя. Большинство специалистов склоняются именно к такой точке зрения*(765) .

Следует отметить, что и действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, способных быть инвесторами. Так, согласно Закону об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические, юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. К числу таких объединений принадлежат, например, консорциумы, специально создаваемые для осуществления крупномасштабного строительства. Среди юридических лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления. Имея ряд особенностей, все названные группы инвесторов, выступая в качестве субъектов инвестиционных правоотношений, обладают правовым статусом, в значительной степени определяемым видом инвестиционных вложений и соответственно рынком, на котором они осуществляют инвестиции. Так, права, обязанности, гарантии и ответственность инвесторов, осуществляющих прямые инвестиции в форме капитальных вложений, регулируются Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а осуществляющих портфельные инвестиции в ценные бумаги - Законами о рынке ценных бумаг , об акционерных обществах и др. Принципиальным подходом к регулированию правового положения инвесторов является обеспечение равных прав и гарантий, возложение равной ответственности на всех инвесторов, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Инвесторы, осуществляющие капитальные вложения, имеют, в частности, равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений; владение, пользование и распоряжение объектами и результатами капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты другим лицам; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.


Права инвестора, осуществляющего портфельные инвестиции, определяются ценными бумагами, которыми он владеет. Так, например, обыкновенная акция удостоверяет имущественные права (на получение дохода в виде дивиденда, на ликвидационную квоту) и неимущественные права (на участие в управлении, на получение информации о деятельности общества).

Обязанности инвесторов, осуществляющих капитальные вложения, также закреплены на законодательном уровне и заключаются, в частности, в соблюдении стандартов (норм и правил); исполнении законных требований, предъявляемых компетентными государственными органами и их должностными лицами; в использовании средств по целевому назначению. Обязанности портфельного инвестора зависят от категории и количества принадлежащих ему ценных бумаг и заключаются, например, в обязанности испросить предварительное согласие у органов Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на приобретение свыше 20% голосующих акций (ст.18 Закона о конкуренции на товарном рынке) или уведомить акционерное общество с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 о намерении приобрести самостоятельно или совместно с аффилированными лицами более 30% размещенных обыкновенных акций этого общества (п.1 ст.80 Закона об АО).

Гарантии инвесторов - важнейшая составная часть их правового статуса. Стабильность инвестиционного климата во многом определяется уровнем предоставляемых инвесторам гарантий. Основными гарантиями для всех категорий инвесторов является обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, защита инвестиций, в том числе от национализации и реквизиции (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а при реквизиции - при наличии надлежащей компенсации), предоставление права на обжалование в суд действий государственных органов, организаций, должностных лиц, ущемляющих права инвесторов.

Для законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, характерна так называемая стабилизационная (или "дедушкина") оговорка, защищающая инвестора от изменений законодательства в ходе реализации инвестиционного проекта, ограничивающих его права. Такие оговорки имеются, например, в Законах об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений (п.2 , 3 ст.15 ), об иностранных инвестициях в РФ (ст.9 ), о соглашениях о разделе продукции (ст.17 ). Так, если при реализации приоритетного инвестиционного проекта, осуществляемого в форме капитальных вложений, изменяются федеральные законы и иные правовые акты, приводящие к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора или устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений, такие законы и правовые акты не применяются к инвестору в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования проекта при условии, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, используются инвестором по целевому назначению для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с приоритетно действующими международными договорами или законодательством РФ.

Наряду с инвесторами участниками инвестиционных отношений в зависимости от их специфики могут быть заказчики, подрядчики, пользователи - при осуществлении капитальных вложений, эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг - при осуществлении портфельных инвестиций.

Особым правовым статусом в инвестиционных отношениях, безусловно, обладает государство, которое, с одной стороны, может выступать непосредственно как инвестор, а с другой стороны - как носитель властных полномочий. Правовое регулирование участия государства в инвестиционной деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом "О Бюджете развития Российской Федерации", Указом Президента РФ "О частных инвестициях в Российской Федерации", а также многочисленными постановлениями Правительства, принятыми в этой сфере.

Основным источником инвестиционной деятельности государства является Бюджет развития, являющийся составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год. Расходование средств Бюджета развития по сути определяет способы непосредственного участия государства в инвестиционной деятельности:

кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли государства в уставных капиталах этих организаций;

предоставление инвесторам государственных гарантий в виде поручительства Правительства РФ под заемные средства для реализации инвестиционных проектов*(766) .

Использование денежных средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности. Государственные гарантии предоставляются также на конкурсной основе. Условиями победы в конкурсе могут быть:

более высокий (относительно других инвестиционных проектов) уровень отдачи в федеральный бюджет, рассчитываемый как показатель бюджетной эффективности, определяемый отношением суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии (п.8 Порядка предоставления государственных гарантий);

наличие у заемщика собственных денежных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по крупным проектам (не более 50 млн долларов США) - не менее 10% указанного объема;

диверсификация риска государства с частным капиталом, выражающаяся в присутствии частных соинвесторов, кредиторов, а также в наличии у инвестора собственных средств, не покрытых государственной гарантией.

Таким образом, на законодательном уровне устанавливаются принципы, способствующие повышению ответственности частного инвестора и эффективности использования бюджетных средств.

Государство как носитель властных полномочий может оказывать воздействие на инвестиционную активность, осуществляя правовое регулирование различных сфер предпринимательской деятельности, в том числе финансовой, банковской, налоговой. Ряд новелл в Налоговом кодексе РФ напрямую касаются реализации инвестиционной политики государства.

С 1 января 1999 г. коммерческие организации могут воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом, который представляет собой отсрочку уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного года до пяти лет с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст.66 НК РФ). Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются в размере не менее и не более ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые платежи организации вследствие предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть уменьшены в каждом отчетном периоде не более чем на 50% платежей по соответствующему налогу. Сумма кредита при техническом перевооружении может составлять 30% стоимости приобретенного организацией оборудования.

Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть, в частности, проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет, принимают федеральные органы исполнительной власти; в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, - финансовые органы этого государственного образования в части, поступающей в муниципальное образование, - органы местного самоуправления. Принятое решение оформляется договором об инвестиционном налоговом кредите, заключаемым между налогоплательщиком и уполномоченным органом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принцип национального режима. Правоспособность иностранных физических лиц. Юридические лица в международном частном праве, понятие статута. Правовые основания допуска юридических лиц на территорию иностранного государства. Применение принципа контроля.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2013

    реферат , добавлен 27.12.2011

    Допуск иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства. Личный статут (закон) юридического лица. Критерии определения его национальности. Особенности правового положения иностранных инвесторов в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Предпосылки для возникновения правоотношения. Субъекты права и участники правоотношений. Понятие правового статуса. Правосубъектность физических и юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношения. Юридические факты.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства. Общие вопросы правового положения иностранцев. Место жительства иностранного лица. Виды правовых режимов, применяемых при определении правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Понятие юридических лиц по законодательству Республики Разахстан. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений. Коммерческие и некоммерческие организации. Основания и последствия прекращения членства в кооперативе.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Понятие и основные элементы правового режима иностранных инвестиций (ИИ). Правовые механизмы допуска иностранных инвесторов к осуществлению инвестиционной деятельности в РФ. Система, структура и содержание международно-правового регулирования ИИ.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2018

Как известно, бессубъектных правоотношений не бывает. Формирование и становление инвестиционно-правового режима и инвестиционных правоотношений в Российской Федерации началось с определения правового статуса субъектов инвестиций и инвестиционных правоотношений.

Определение круга лиц, которые признаются инвесторами, имеет существенное практическое значение.

Во-первых, от признания лица субъектом инвестиционной деятельности зависит предоставление соответствующих прав и льгот, которые установлены в нормах инвестиционного права. Во-вторых, статус инвестора или другого субъекта инвестиционного права имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо признано инвестором, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные законодательством Дронина Н.Г., Семилютина, Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. - 2005. - № 9. - с. 75..

Круг инвесторов, которые являются субъектами инвестиционной деятельности, можно определить, основываясь на законах об инвестиционной деятельности, т.е. актах, содержащих нормы, специально предназначенные для регулирования отношений, связанных с вложением капитала, прежде всего - отношений гражданско-правового характера. Субъекты инвестиционной деятельности как собственники обладают наличием автономии воли сторон, однако, в конечном счете, их автономия воли подчинена воле государства как органа управления инвестиционными процессами. Это обусловлено тем, что никакой частный интерес в обществе не может быть правомерно реализован без заинтересованности в нем других частных лиц и общества в целом. Публично-правовое регулирование направлено на развитие общественно необходимых инвестиционных отношений в нужном направлении. Задача государства состоит в том, чтобы правильно определить общественный и государственный интерес, найти их оптимальное согласование и определить адекватные правовые условия и гарантии реализации Комаров, И. Инвестиционный комплекс России. Проблемы и перспективы. // Инвестиции в России. - М., 2008. - №11. - с.14-15..

Понятие субъекта инвестиционной деятельности непосредственно связано с оценкой предмета инвестиционного права. Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно, носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.

Основное свойство субъекта инвестиционного права - юридическая способность к самостоятельным правовым действиям, включая право заключать инвестиционные договоры, нести ответственность за свои поступки. Поскольку физические и юридические лица находятся под властью и юрисдикцией государства, то и их статус определяется органами государства. Однако при этом любой субъект инвестиционной деятельности выступает как носитель установленных нормами инвестиционного права прав и обязанностей, следовательно, с понятием субъекта права связана характеристика его правосубъектности.

Инвестиционная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - это совокупность прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей. Права и обязанности субъектов инвестиционного права неоднородны.

Правовой статус инвесторов определяется в РФ, следующими нормативно-правовыми актами: ГК РФ, Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также Законом об инвестиционной деятельности Фархутдинов, И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие / И.З. Фатхутдинов, В.А. Трапезников. - М.: «Волтерс Клувер», 2006. - с. 38..

Согласно ст. 4 ФЗ от 25. 02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», к субъектам относятся инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи капитальных вложений, инвестиционные фонды, государство Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г.. Приведем различия между этими понятиями.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные инвесторы.

Законом определены права инвесторов; при этом Закон особо указывает на равенство этих прав. Приведем основные из них.

1. Право на осуществление инвестиционной деятельности. Право не запрещенного законодательством инвестирования - неотъемлемое, охраняемое Законом право субъектов.

2. Самостоятельность инвестиционного выбора, т.е. право инвестора самостоятельно определять объемы, направления и размеры инвестирования, круг участников инвестиционной деятельности, заключать с другими субъектами инвестиционной деятельности договоры, регулирующие их отношения.

3. Право инвестора на владение, пользование и распоряжение объектами инвестиций и иными результатами инвестиционной деятельности. При этом следует отметить, что нормы некоторых правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, прямо говорят о возникновении у инвестора права собственности на объекты инвестиций.

4. Право контролировать целевое использование средств, направляемых на инвестирование.

5. Право передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление инвестиций и их результаты другим лицам.

Право на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления инвестиционной деятельности на основании договора и в соответствии с законодательством РФ Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г..

В ФЗ об иностранных инвестициях определен круг лиц, которые могут быть иностранными инвесторами, это:

а) иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

б) иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

в) иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

г) лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

д) международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

е) иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»..

Основным отличием российского инвестора от иностранного является тот факт, что деятельность отечественного инвестора полностью регламентирована законодательством РФ, а иностранный инвестор осуществляет свою деятельность не только в соответствии с законодательством РФ, но и в соответствии с законодательством своего государства. Также иностранными инвесторами признаются международные организации, деятельность которых осуществляется в соответствии с международным договором.

Если некоторое время в качестве инвесторов в Российской Федерации выступали крупные предприятия, то процесс приватизации положил начало инвестициям частных лиц. Речь идет, прежде всего, о приватизационных чеках, которые многие граждане вкладывали в те или иные компании в надежде в дальнейшем получить определенную прибыль от своих вложений.

В Российской Федерации в настоящее время получило развитие и частное инвестирование как вложение свободных денежных средств для получения прибыли простыми физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей Богатырев, А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений: (Вопросы теории). Автореферат диссертации доктора юридических наук / Акад. Министерства внутренних дел РФ. - М., 2006. - с. 12..

Особый правовой статус у инвесторов при инвестировании в строительстве. В данной ситуации инвестор - физическое лицо, заключая договор долевого участия в строительстве, пользуется дополнительным режимом защиты на основе законодательства о защите прав потребителей. В данных отношениях в силу прямого указания закона деятельность инвестора по направлению средств в строительство будет подпадать под регулирование Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300 "О защите прав потребителей (далее - Закон о защите прав потребителей). Таким образом, граждане-инвесторы, осуществляющие вложение в строительство в непредпринимательских целях, получают дополнительные механизмы защиты своих прав. Особый правовой статус инвестора наблюдается и при осуществлении портфельных инвестиций.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что основным субъектом инвестиционного права является инвестор во всех его законных проявлениях. Однако правовой статус данного субъекта инвестиционного права различен в зависимости от его национально-государственной принадлежности, организационно-правовой формы и сферы осуществления инвестиций Вчерашний, И. Регулирование инвестиционной деятельности в РФ. // Инвестиции в России. - М., 2006. - №1. - с. 22-26. .

В качестве инвесторов могут выступать:

Органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

Граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

Иностранные физические и юридические лица, государство и международные организации.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

В сфере инвестиций можно выделить и других участников инвестиционных правоотношений.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функцию любого другого участника инвестиционной деятельности Гущин, В.В.; Дмитриев, Ю.А. Российское предпринимательское право: учебник / В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -- с 342..

Традиционно слово "инвестор" толкуется как "вкладчик", а "инвестирование" - как "помещение, вкладывание капитала". При желании в таком толковании можно проследить связь с первоначальным смыслом. Действительно, вкладывая деньги в какое-либо предприятие, вкладчик получает возможность распространять на него свое влияние. Чаще всего он эту возможность реализует самым простым способом: вкладывается на свой страх и риск и получает дивиденды со своих вложений или просто не вкладывается (либо отзывает свой вклад), если его что-то не устраивает. В отдельных случаях вкладывание капитала дает ему возможность насаждать на "приобщенной территории" своих ставленников и идеологию с целью участия в управлении и увеличении своего инвестиционного дохода.

Фактически такое общепринятое толкование не только вносит многозначность в понятие "инвестор", но и сдвигает смысл слова в область несущественных характеристик. По сути дела, понятие "вкладчик" (равно как и "вклад") неспецифично не только для какого-то одного процесса, но даже для какой-то сферы деятельности: вкладчиком является не только инвестор, но также, к примеру, спонсор, меценат и т.д. Именно поэтому понятие «инвестор» не может толковаться как «вкладчик».

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев, оговоренных в законодательстве); передачи части полномочий другим организациям Халевинская, Е.В. Государственное регулирование инвестиций // Маркетинг. - М., 2005.- №4. - с. 13-14..

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Инвесторы могут быть заказчиками. В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения на период в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности Фархутдинов, И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие / И.З. Фатхутдинов, В.А. Трапезников. - М.: «Волтерс Клувер», 2006. - с. 138..

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работу по договору подряда и государственному контракту, заключенному с подрядчиком Янковский, К.П., Мухарь, И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб: Питер, 2001. - с. 322..

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе, иностранные, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и органы, для которых создаются указанные объекты. Инвесторы могут быть также пользователями капитальных вложений Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г..

Субъект инвестиционной деятельности может совмещать функции нескольких субъектов. Следует иметь в виду, что это - лишь условное деление субъектов инвестиционной деятельности, отношения, возникающие между субъектами, регулируются другими нормативно-правовыми актами, в том числе Гражданским Кодексом, договорами, заключаемыми между субъектами, ФЗ от 09.07.99г №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Субъекты наделяются правами, обязанностями в соответствии с действующим законодательством. Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, осуществляют контроль целевого использования средств Фархутдинов, И.З., Трапезников, В.А. Инвестиционное право: учеб.-практ. пособие / И.З. Фатхутдинов, В.А. Трапезников. - М.: «Волтерс Клувер», 2006. - с. 138..

Инвестиционные фонды также представляют собой субъекты инвестиционной деятельности. Более подробная характеристика инвестиционных фондов как субъектов инвестиционной деятельности представлена в разделе 2.2 данной работы.

Особый субъект инвестиционного права - это государство, которое выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие Российской Федерации, обеспечивается государственными органами РФ, субъектов Федерации в пределах их компетенции и осуществляется:

В соответствии с государственными инвестиционными программами;

Прямым управлением государственными инвестициями;

Введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

Предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

Проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

В соответствии с установленными законодательством, действующим на территории Российской Федерации, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;

Контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации (в ред. Федерального закона от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг");

Антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

Экспертизой инвестиционных проектов Бабук, И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности. Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2002. - с. 167..

В соответствии со ст. 12 Закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития Российской Федерации, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с последними изм. 24 июля 2007 г..

Финансирование осуществляется за счет средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть кредиты банков под государственные гарантии.

В отношениях, регулируемых нормами инвестиционного права, его участники связаны взаимными правами и обязанностями. Права и обязанности осуществляются в реальных действиях субъектов по использованию прав и выполнению обязанностей. Инвестиционные правоотношения выступают в качестве юридической формы фактического инвестиционного отношения. Инвестиционные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание (права и обязанности) реализуется для достижения поставленных целей. Вся эта динамика правовых отношений неразрывно связана с юридическими фактами.

В данном случае обычно в инвестиционной деятельности основным таким фактом являются правомерные действия субъектов инвестиционного права по заключению инвестиционного договора, в котором определяются взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливается право на объект.

Однако инвестиционные отношения могут возникать, изменяться, прекращаться не только в результате правомерных действий, но и событий, которые не зависят от воли человека. События становятся основанием для правомерных последствий, например, прекращение правоспособности юридического лица в результате его ликвидации является основанием прекращения обязательств; пожар, наводнение, вызвавшие гибель имущества - объекта инвестирования - выплату страхового возмещения, если имущество было застраховано и т.п.

На основании изложенного предлагается следующее определение субъекта инвестиционного права. Субъект инвестиционного права - лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность и являющееся носителем определенного объема прав и обязанностей, правоспособность и дееспособность которого определяется на основе норм инвестиционного законодательства, которое обладает юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обязанности в определенных сферах инвестирования в объекты, разрешенные действующим законодательством Дятлов, С.А. Инвестиционная концепция развития России. - Спб.: Питер, 2005. - с. 142..

Рассмотрев правовой статус субъектов инвестиционной деятельности в РФ, по нашему мнению следует более подробно изучить государственно-правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов как субъектов инвестиционной деятельности. Этому посвящен следующий раздел выпускной квалификационной работы.

Особенности отношений между иностранным инвестором, получателем иностранных инвестиций, страной - получателем иностранных инвестиций и страной иностранного инвестора зачастую ведут к сложному правовому регулированию как самих отношений между указанными субъектами, так и подходов к разбирательству споров между ними. Проблема выбора права, применимого к материальным и процессуальным аспектам взаимоотношений в рамках инвестиционного процесса с участием иностранного инвестора, означает автономию сторон в выборе применимого материального права и права, относящегося к разбирательству спора. Участие иностранного инвестора в инвестиционном процессе влияет на особенности разбира тельства споров.

Под инвестиционным правоотношением предлагается понимать общественное отношение, возникающие в связи с вложением и реализацией инвестиций, стороны в котором связаны юридическими правами и обязанностями, регламентируемыми инвестиционным законодательством и обеспечиваемыми системой государственных - гарантий и санкций.

Как и любое правовое отношение, инвестиционное правоотношение имеет соответствующий состав (структуру), те. внутреннее устройство, позволяющее рассматривать это отношение как сложную систему, элементами которой являются объект правоотношения, субъекты правоотношения и его содержание.

Объектом инвестиционных, правоотношений выступает предполагаемая прибыль, либо иной полезный результат, являющаяся целевой, установкой, определяющей поведение субъектов инвестиционной деятельности.

В качестве субъектов инвестиционных правоотношений могут выступать физические и юридические лица (в том числе иностранные), а также. государства и международные организаций: Особенность перечисленных участников правоотношений заключается в том, что они выступают субъектами инвестиционной деятельности, а их место и роль в системе инвестиционной деятельности регламентируется инвестиционным законодательством. В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности, в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в качестве субъектов инвестиционной деятельности определяются инвесторы, заказчики, подрядчики и пользователи объектов капитальных вложений.



Инвесторы - это субъекты инвестиционных правоотношений осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных или привлеченных средств. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о. совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица; объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики - это уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую или иную деятельность других субъектов инвестиционных отношений, если иное не предусмотрено договором между ними.

Подрядчики - это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии С Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пользователи объектов капитальных вложений - это физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты.

Субъективное права в данном случае - это мера возможного поведения субъекта инвестиционной деятельности определенная правовой нормой. Так, например, Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» весьма четко определяет субъективные права инвесторов. В законе, в частности, указывается, что инвестор как субъект инвестиционных правоотношений вправе осуществлять инвестиционную деятельность; самостоятельно определять объем и направлений капитальных вложений, а также заключать договор с другими Субъектами инвестиционной деятельности; владеть, пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передавать по договору и (или) государственному контракту свои права на осуществление капитальных вложений и на их результаты; осуществлять контроль за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений и т.д. Но кроме возможности действовать определенным образом структура субъективного права, или его строение, включает и такие элементы, как возможность требовать от другой стороны соответствующего поведения и возможность прибегнуть к защите со стороны государства в случае неисполнения другой стороной своих юридических обязанностей.

Юридическая обязанность как составляющая юридического, содержания правоотношения неразрывно связана с субъективным правом. Наличие корреспондирующей субъективному праву юридической обязанности, по сути, конституирует первое. Если у инвестора в соответствии с законодательством существует право владеть пользоваться и распоряжаться объектами капитальных вложений, то подразумевается наличие у других субъектов инвестиционных правоотношений обязанности не препятствовать этому субъективному праву и не умалять его.

Обязанности, субъектов инвестиционных правоотношений определяются в действующем законодательстве. Субъекты обязаны: осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами. нормами и правилами); исполнять требования. предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации; использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Таким образом, необходимо разделять такие самостоятельные понятия как: инвестиционная деятельность инвестиции (иностранные инвестиции ) – инвестор (иностранный инвестор). В совокупности их реализации названные категории образуют инвестиционные правоотношения , то есть - отношения, складывающиеся по поводу капиталовложения иностранными инвесторами на территории Российской Федерации в виде объектов и прав.

трансграничный правоотношение юрисдикционный государство

К субъектам международного частного права традиционно относят физических лиц, юридических лиц и государства. Сегодня в этот список можно добавить также организации, не являющиеся юридическими лицами, и муниципальные образования.

Субъект трансграничного правоотношения - это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом.

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К субъектам трансграничного правоотношения относятся:

  • 1) физические лица;
  • 2) юридические лица (отечественные, иностранные, международные неправительственные организации);
  • 3) организации, не являющиеся юридическими лицами;
  • 4) государства;
  • 5) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов;
  • 6) международные межправительственные организации;
  • 7) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права.

Основным и, вероятно, наиболее значимым субъектом международного частного права выступает физическое лицо. Среди физических лиц в международном частном праве выделяют национальных граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Граждане РФ могут участвовать в международных частноправовых отношениях. При этом на территории РФ их правовое положение регулируется материальным правом России. В то же время эта группа физических лиц может вступать в международные частноправовые отношения, находясь за пределами Российской Федерации. В этом случае они дополнительно попадают под действие иностранного права.

Чаще всего, говоря о физических лицах в МЧП, мы имеем в виду иностранцев, находящихся на территории РФ. Их можно разделить на три группы:

  • 1) лиц, постоянно проживающих на территории российского государства;
  • 2) лиц, временно проживающих на территории России;
  • 3) лиц, временно пребывающих на территории РФ. В Российской Федерации приоритетным вариантом определения личного закона физического лица является закон гражданства лица (п. 1 ст. 1195 ГК РФ).

Следующим значимым субъектом международного частного права выступают юридические лица. С точки зрения российского права, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Это независимый субъект, и его ответственность, как правило, не связана с ответственностью отдельных лиц, являющихся его учредителями.

Среди юридических лиц можно выделить национальные, иностранные и международные юридические лица.

Термин «национальность» к юридическим лицам все еще применяется, подчеркивая связь юридического лица с определенным государством, но становится все более условным.

К примеру, по итогам слияния авиакомпаний British Airways (Великобритания) и Iberia (Испания) новая авиакомпания International Consolidated Airlines Group SA была зарегистрирована в Испании. Главной площадкой размещения акций стала Лондонская фондовая биржа, дополнительной - Мадридская. IAG позиционируется как испанская компания с налоговой резиденцией в Испании, финансовым и операционным центром в Великобритании.

В собственность акционеров British Airways перешло 55% акций International Consolidated Airlines Group (IAG), а у акционеров Iberia оказалось 45% акций новой авиакомпании. Самолеты вновь образованной авиакомпании продолжают летать под британским и испанским брендами.

После объединения British Airways была вынуждена доказывать свою принадлежность Великобритании, чтобы ее акции смогли по-прежнему включаться в индекс ста крупнейших британских компаний FTSE 100.

Согласно правилам FTSE компания, зарегистрированная за пределами Великобритании, не может быть включена в список «голубых фишек» страны. Однако комитет FTSE International принял во внимание, что штаб-квартира объединенного перевозчика будет расположена на территории Великобритании, а больше половины акций новой корпорации получили акционеры British Airways. Таким образом, несмотря на то, что акционерами British Airways являлись не только подданные Великобритании и юридические лица, зарегистрированные в Великобритании, что новая компания прописана в Мадриде, на улице Веласкеса, 130, а британской компанией признаются только юридические лица, зарегистрированные на территории Великобритании, International Consolidated Airlines Group стала рассматриваться как британская компания.

В последние годы также ставится вопрос о существовании наднациональных юридических лиц Сошникова И.Р. О проблеме личного закона наднациональных юридических лиц // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийского VIII научного форума (Самара, 24 - 25 апреля 2009 г.) / Науч. ред. Н.А. Баринов; Отв. ред. С.В. Мартышкин. Самара: Самарский университет, 2009. С. 563 - 566.. Существенным преимуществом таких юридических лиц по сравнению с подобными национальными формами является возможность изменять свое место нахождения, т.е. переносить юридический адрес (и, соответственно, центральное управление) из одного государства в другое. В то же время, поскольку сфера их существования ограничена территорией Европейского союза, можно предположить, что дальнейшее политическое объединение Евросоюза приведет к изменению статуса таких юридических лиц.

В соответствии со ст. 1202 ГК РФ личный закон юридического лица определяется на основе закона инкорпорации - закона места учреждения юридического лица.

Но при совершении сделок иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

В российском праве отдельное внимание уделяется национальным юридическим лицам с полным или частичным иностранным участием. Их правовой статус дополнительно определяется законодательством об иностранных инвестициях Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». //СЗ РФ. - 1999. - №3456. - Ст.234..

Среди юридических лиц выделяют международных юридических лиц. К ним в доктрине принято относить юридических лиц, которые создаются в силу соглашения двух или более государств либо в силу внутренних законов одного или нескольких государств, принятых в соответствии с международным договором Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2005. - С. 137.. Весьма спорным является вопрос об отнесении к международным юридическим лицам неправительственных организаций Морозов П.Е. Неправительственные организации как субъекты международного трудового права в условиях глобализации // Цивилист. - 2011. - №1. - С. 25 - 29.. Положение таких юридических лиц регулируется, как правило, международными соглашениями, на этих юридических лиц в случаях, установленных международными договорами, могут распространяться дипломатические иммунитеты (например, ООН). В остальном положение иностранных и международных юридических лиц в России является одинаковым.

Иностранные и международные юридические лица могут осуществлять свою деятельность в России через уполномоченных физических лиц либо через филиалы и представительства.

Особое место среди иностранных юридических лиц занимают офшорные компании, т.е. юридические лица, созданные на территории специализированных зон с целью осуществления своей деятельности вне государства регистрации.

В литературе офшорная компания определяется как «компания, являющаяся по отношению к стране регистрации нерезидентской и полностью освобожденной от налогов» Климовец О.В. Международный офшорный бизнес. Серия "Высшее образование". Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 130 - 131.. В качестве одного из важнейших условий регистрации в офшорной зоне выступает неосуществление производственной, торговой или иной деятельности в стране регистрации Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2010. - С. 236.. Например, зарегистрированный на Багамских островах офшорный банк не имеет права работать с резидентами страны регистрации банка, а регистрация безналоговых фирм происходит при условии, что не будет приобретаться на Багамах недвижимость и осуществляться коммерческая деятельность.

Существование офшорных компаний равноценно наличию физических лиц - граждан государства, которые не имеют права въезжать на территорию государства своего гражданства и там проживать.

В рамках международного частного права часто поднимается вопрос о транснациональных корпорациях. Главная особенность таких организаций - осуществление своей деятельности на территории нескольких государств и обладание огромными финансовыми ресурсами, зачастую превосходящими экономические возможности государств, где они осуществляют свою деятельность.

Выделение в качестве специального субъекта международного частного права организаций, не являющихся юридическими лицами, - новелла российского законодательства. В Российской Федерации в качестве примера таких организаций можно назвать простое товарищество, не зарегистрированные в качестве юридических лиц общественные и религиозные организации Дмитриева Г.К. Международное частное право (часть третья ГК РФ): Учебное пособие. М.: Юристъ,2010. - С. 163.. В Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99 эти субъекты получили название "неюридические лица". В Великобритании в этот перечень входит, например, полное товарищество. В соответствии со ст. 1203 ГК РФ личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения. В то же время имеются примеры из судебной практики, говорящие о неоднозначном понимании статуса подобных образований.

Государства (государственные образования) являются особыми субъектами права в силу своего суверенитета. Вступая в отношения с частными лицами, государства сохраняют свою публично-правовую сущность, но зачастую государство вынуждено вступать и в частноправовые отношения: заключать договоры поставки, энергоснабжения, аренды, купли-продажи, решать вопросы реализации имущества государства, размещения ценных бумаг и т.д.

В международном публичном праве помимо государств в качестве субъектов права выступают международные организации, нации и народы, борющиеся за самоопределение, государственно-подобные образования Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2009. - С. 46 - 49.. В международном частном праве эти субъекты получают иной статус: международные организации выступают как международные юридические лица, государственно-подобные образования можно рассматривать в частноправовых отношениях наравне с государствами, а вот нации и народы, борющиеся за самоопределение, не получают самостоятельный частноправовой статус.

К государству как субъекту международного частного права во многом применимы положения о юридических лицах, в частности, касающиеся порядка приобретения прав и осуществления обязанностей. Важнейшей особенностью государства, вступающего в частноправовые отношения, является наличие иммунитета, т.е. освобождения от юрисдикции другого государства при совершении каких-либо действий на территории этого государства.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам.

Международное частное право будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права - с другой.

Каждый вид субъекта МЧП имеет свою характеристику, которая дается посредством раскрытия специальных юридических категорий. Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспособность; для юридических лиц - личный статус и национальность»; для государственных образований являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций.

Таким образом, субъект трансграничного правоотношения - это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, под которым понимают имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.