Австрийская школа в экономике. Экономическая теория австрийской школы

Австрийская школа маржинализма

Для неспециалистов следует пояснить, что экономические знания до конца 19 века составляли одно направление, сегодня называемое - классическая политическая экономия , которое с появлением марксистской политэкономии стало разделяться (в общем-то) на ДВА течения. Концепция классовой борьбы и прогноз конечности капитализма , предложенные Карлом Марксом , не устраивали многих других политэкономов, но окончательным водоразделом стало отношение к теории трудовой стоимости . Успех Карла Маркса стимулировал многих других экономистов на написание своих «Анти-Капиталов » (См. А. Маршалл), а общее антимарксистское течение образовало несколько разных экономических школ, однако, которые в силу общей платформы и всеядности - образовали современное экономическое учение , получившее название Неоклассическая экономическая теория .

20.05.2017 Материал Австрийская школа из - свободной энциклопедии

Австрийская школа (также венская школа , психологическая школа ) - теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма , подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главными становятся принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм и либертарианство . Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и невмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Австрийская экономическая школа Доктрина

Особенности австрийской школы

  • отказ от использования математических методов исследований;
  • субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
  • акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
  • акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

Австрийская школа кратко

Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Представители австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории - логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим . Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима , «австрийцы » указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна , поскольку нормальная экономическая деятельность людей - предмет экономического исследования - не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

Австрийская школа экономической теории определенно относится к неоклассическому буржуазному потоку экономических знаний , появившемуся благодаря маржиналистской революции 70-х годов 19 века, связанной с «прорывом» в теории стоимости . Поэтому австрийская школа еще известна под называнием - австрийская школа предельной полезности или австрийская школа маржинализма . Именно маржинализм заложил новые основы западной экономической теории, на которых она с тех пор и развивается. Хотя австрийская школа обособляется от мейнстрима западного экономического знания, но стоит на все тех же основах, главным из которых является принятое за аксиому предположение, что экономические субъекты обладают "разумностью", под которой подразумевается корысть. Будто каждый человек обладает знанием о субъективной ценности каждой вещи и затевает любой обмен или даже производство, лишь из-за желания получить максимальную выгоду. , как и всё неоклассическое направление экономической мысли, сводят все экономические отношения к обмену.

Очевидно, что австрийская школа экономики и все неоклассическое экономическое направление вопрос конечности капитализма и классовой борьбы оставили вне рамок исследования, что обеспечило им поддержку от капиталистических стран.

Собственно, западный мейнстрим экономических знаний считал и продолжает считать сегодня - австрийскую школу за размытость научных основ маржинализма и отрицание использования математического аппарата в анализе - побочным течением , тем более что ее обособление обязано некоторым ее положениям, которые сближают ее с марксизмом. Кейсианство как новая волна увлечения в западной неоклассической экономической мысли в 30-х годах 20 века отбросило австрийскую школу на периферию на несколько десятилетий. Лишь охлаждение к кейсианству в конце 70-х годов позволило австрийской школе заново заявить о себе, так как вырос интерес к теории и практике прилавка. Неоклассическая теория рынка снова обратила внимание на абстрактные модели, основанные больше на психологии поведения индивидуума, где австрийская школа уже имела значительные наработки.

Основные представители австрийской школы

  • ]первое поколение - Карл Менгер (1840−1921) (основатель австрийской школы ), Теодор Герцка (1845-1924), и др.
  • второе поколение - Ойген фон Бём-Баверк (1851−1914), Фридрих фон Визер (1851−1926), Ойген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858−1917), Эмиль Закс (1845−1927);
  • третье поколение - Людвиг фон Мизес (1881−1973), Карл Шлезингер (1889−1938), Х. Майер (1879−1955), Рихард фон Штригль (1891−1942), Лео Илли (урожд. Зенфельд) (1888−1952), Бенджамин Андерсон (1886−1949), Фрэнк Феттер (1863−1949);
  • четвёртое поколение - Фридрих фон Хайек (1899−1992), Оскар Моргенштерн (1902−1977), Фриц Махлуп (1902−1983), Пауль Розенштейн-Родан (1902−1985), Готфрид фон Хаберлер (1900−1995), Генри Хэзлитт (1894−1993), Фридрих Лутц (1901−1975), Феликс Кауфман (1895−1949);
  • пятое поколение - Мюррей Ротбард (1926−1995), Израэль Кирцнер (род. 1930), Людвиг Лахманн (1906−1990), Джордж Шекл (G.L.S.Shackle) (1903−1992);
  • шестое поколение - Ганс-Герман Хоппе (род. 1949), Йорг Гвидо Хюльсман (род. 1966), Хесус Уэрта де Сото (род. 1956), Питер Бёттке (Peter Boettke, род. 1960), Крис Койне (Chris Coyne), Стивен Хорвиц (Steven Horwitz, род. 1964), Питер Лисон (Peter T. Leeson), Фредерик Сотэ́ (Frederic Sautet), Роджер Гаррисон (род. 1944) и др.

В какой-то степени связаны по своим взглядам, но не относятся полностью к учёным австрийской школы также известные экономисты Йозеф Шумпетер (1883−1950), Джон Бейтс Кларк (1847−1938) и Макс Отте (род. 1964).

Представители школы в СНГ

В Российской империи можно отметить Орженцкого Романа Михайловича .

В Российской Федерации:

  • Борис Львин
  • Виктор Агроскин
  • Юрий Антонович
  • Валерий Кизилов
  • Александр Куряев
  • Анатолий Левенчук
  • Вадим Новиков
  • Григорий Сапов
  • Павел Валерьевич Усанов .

В Белоруссии - Ковалев Александр, Ярослав Романчук .

История развития австрийской школы

Австрийская школа получила своё название от происхождения её основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера , Ойгена фон Бём-Баверка и Людвига фон Мизеса . В число известных экономистов XX века, относимых к австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт , Мюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек .

Австрийская школа предельной полезности

В конце 19 века Карл Маркс стал безусловным авторитетом среди экономистов. Однако успех Карла Маркса привел не только к появлению волны подражателей, НО и к появлению многочисленных критических теорий, авторов которых в первую очередь не устраивала теория классовой борьбы, которая следовала из открытого Марксом принципа капитализма – в виде присвоения капиталистом прибавочной стоимости. Размежеваться с Марксом нужно было на уровне философских основ, поэтому в конце 19 века параллельно с утверждением марксизма происходит революция маржиналистов , разработавших теорию стоимости по редкости и полезности потребительских благ в сфере обмена для отдельного индивидуума. Маржиналисты свели все экономические отношения к обмену вещами, в котором каждый индивид преследует максимальную выгоду – максимальное удовлетворение своих потребностей.

Для придания такому подходу к понятию стоимости видимости «научности» - мажиналистам пришлось «втащить» в такие , как «субъективное отношение отдельного человека к вещи» (приписав людям от рождения знания о степени полезности всех товаров), что вообще-то было совершенным абсурдом, но маржиналистам через придуманное понятие рациональности удалось-таки сформировать вполне логичную теорию предельной полезности . Представители австрийской школы маржинализма предположили существование объективной рациональности в поведении людей, будто бы присущей всему человеческому роду в смысле - корысть есть естественная черта любого человека . Они приняли за аксиому предположение, будто каждый человек производит обмен вещами, движимый субъективным желанием выгодности и, даже преследуют эту выгодность как цель при организации производства. Так как субъективизм с действительностью соотносится плохо, то экономические отношения рассматриваются в абстрактных моделях с не очень определенными рамками. При этом на критику об искусственности их моделей у «австрийцев» один ответ - в реальности всё искажено влиянием .

Сегодня маржиналисты в своей массе вошли в неоклассическую экономическую теорию , представляющую собой неопределенное облако концепций под общим названием (Economics) – микс из бесчисленных умозаключений, основанных на статистике.

Economics или иначе – неоклассика, как основной поток западных экономических знаний, - представляет собой множество частных концепций, основанных на статистике, чаще на уровне экономики отдельного предприятия . Целью экономикс является изучение поведения индивидуума в процессе приобретения товара и выработки рекомендаций для эффективного ведения бизнеса. По проблемам микроэкономики в неоклассике написаны неисчислимое множество разноплановых статей.

А вот макроэкономика содержит уж совсем противоречащие друг другу концепции. Вопрос о «конечности капитализма» в неоклассике вообще не поднимается, а словосочетание - «крах капитализма» в економиксе вообще под запретом.

Австрийская школа теория

В начале 20 века в результате следующей кейнсианской революции в западной экономической науке представители австрийской школы маржинализма были на несколько десятилетий отодвинуты на второй план. Однако в начале 70-х годов в ходе ослабления кейнсианства вырос интерес к микро экономическому анализу поведения и предпочтений отдельного покупателя при покупке товаров, что вытащило австрийскую школу из забвения, так как все экономические проблемы «австрийцы» рассматривают и решают на микроуровне - предприятия и отдельного индивида.

Хорошо забытый методологический индивидуализм австрийской школы, основанный на преувеличении значения знаний отдельного человека как участника обмена, стал вдруг востребован западной экономической наукой. Поэтому австрийская школа снова всплыла как обособленное течение, а его представителям задним числом была присуждена Нобелевская премия .

Еще одним отличием австрийской школы от экономического мейнстрима является отрицание математического аппарата , что когда-то считалось признаком отсталость этого направления, а сегодня позволяет ей сохранить целостность и охватить более широкий круг явлений, особенно в микроэкономике. Еще одним достоинством австрийской школы является создание в ее рамках непротиворечивой сквозной истории всего человечества .

Олег Григорьев и австрийская школа

Был знаком с австрийской школой, так как он работал в системе Госплана СССР , Тогда теоретики государственного планирования лишь декларировали приверженность марксисткой политэкономии, в то время как на практике советские госплановцы руководствовались положениями как раз австрийской школы . Первоначало в считал свою теорию, названную словом в лоне неоклассической экономической теории, которая в России пришла на смену политической экономии. Но оказалось, что неокономика - совершенно отдельная наука. Его является научно-исследовательской программой , целью которой является изучение истории экономики приведшей человечество к сегодняшнему экономическому кризису.

При этом строится как историческая теория, открытая для опровержения, для чего специально рассматриваются основные положения марксистская политэкономия и неоклассической экономической теории. Австрийская школа маржинализма все же не может претендовать на положение полноценной экономической теорией , хотя благодаря широте своих постулатов подобно марксизму сумела объяснить сквозную историю человечества.

Надо понимать причину, по которой австрийская школа продолжает пользоваться популярностью - особенно среди обывателей, а с понижением уровня ученых до уровня таковых же (просто кризис проявил всю несостоятельность всей ортодоксальной экономической науки). Дело в том, что австрийская школа - нормативная теория - она представляет собой теорию о том, КАК ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ , поэтому она всегда находится в выгодной «позиции критика» - и других теорий и действий реальных экономических властей. Сама же австрийская школа не имеет никаких позитивных реальных предложений о выходе из кризиса, но представители австрийской школы как научные популисты всегда готовы заявить - что они знают «КАК НАДО ». К счастью - никто уже давно не пользуется услугами австрийской школы, но уже стало привычным, что представители австрийской школы постоянно делают громогласные заявления (обычно задним числом) об их якобы сбывшихся предсказаниях. Большая часть экономических сенсаций и предсказаний (нпр. о возврате золота на место денег) - это как раз «вбросы» от учОных из австрийской школы.

См. также

  • Автономов В. С. Австрийская школа и её представители // Экономическая литература. (рус.) - 24.08.2009.
  • Клейн П. Введение // Хайек Ф. Судьбы либерализма в XX веке. - М.: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2009. - С. 11. Этот сборник является переводом IV тома из Собрания сочинений Хайека «The Fortunes of Liberalism: Essays on Austrian Economics and the Ideal of Freedom» (edited by Peter G. Klein. - Chicago: The University of Chicago Press, 1992. - 287 p.).
  • Хайек Ф. Йозеф Шумпетер (1883−1950) // Хайек Ф. Указ.соч., с. 195. Чуть ниже Ф. Хайек указывает, что первая [немецкоязычная] книга была написана в менгеровской традиции, однако взгляды Й. Шумпетера в дальнейшем кардинально изменились («были отброшены») и книга так и не была переведена на английский язык.
  • Хайек Ф. Джон Бейтс Кларк (1847−1938) // Хайек Ф. Указ.соч., с. 51.
  • Борис Львин - Московский Либертариум
  • Блог Бориса Львина
  • Виктор Агроскин - Московский Либертариум
  • Блог Виктора Агроскина
  • Антонович Юрий Николаевич. Южный федеральный университет, Кафедра инновационного и международного менеджмента.
  • Кизилов Валерий Валериевич: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Блог Валерия Кизилова
  • Юрий Кузнецов
  • Блог Юрия Кузнецова
  • Куряев Александр Викторович. Главный редактор издательства Социум
  • Блог Александра Куряева
  • Левенчук Анатолий - Московский Либертариум
  • Блог Анатолия Левенчука
  • Новиков Вадим Витальевич - Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара
  • Блог Вадима Новикова
  • Бюро Григория Сапова
  • Блог Григория Сапова
  • Усанов Павел Валерьевич - НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург
  • SpringerLink - The Review of Austrian Economics
  • Quarterly Journal of Austrian Economics
  • Prague Conference on political Economy
  • Бухарин Н. И. Предисловие // Политическая экономия рантье. - Орбита, 1988. - 192
  • Литература

    • Основные труды представителей школы[править | править вики-текст]
    • К. Менгер. Основания политической экономии. В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.
    • Визер Ф. Теория общественного хозяйства (избр. гл.) − В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.
    • Мизес Л. Либерализм в классической традиции. − М.: Социум; Экономика, 2001. − 239 с.
    • Мизес Л. Социализм. − М.: «Catallaxy», 1994.
    • Мизес Л. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. − 295 с.
    • Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / 2-е испр. изд. - Челябинск: Социум, 2005. − 878 с − ISBN 5-901901-29-0.
    • Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. − М.: Изограф, 2000. − 256 с.

    Произведения об австрийской школе

    • Австрийская школа / Альтер Л. Б. // А - Ангоб. - М. : Советская энциклопедия, 1969. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969-1978, т. 1).
    • Автономов В. С. Австрийская школа и её представители. − В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.
    • Антонович Ю.Н. Австрийская теория капитала и капитальных благ//Посткризисный мир: глобализация, многополярность, модернизация, институты: материалы Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 20-22 мая 2010 г.): в 3 т. Т.1/ под ред. А.Ю.Архипова, Ю.М.Осипова, В.А.Алешина, В.Н.Овчинникова.- Москва: Вузовская книга, 2010. – С.87-98. - ISBN 978-5-9502-0573-6.
    • Блауг М. Австрийская теория капитала и процента // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. - М.: Дело, 1994. - С. 461-526. - XVII, 627 с. - ISBN 5-86461-151-4.
    • Блюмин И. Г. Австрийская школа // Критика буржуазной политической экономии: В 3 томах. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - Т. I. Субъективная школа в буржуазной политической экономии. - С. 70-151. - VIII, 872 с. - 3 200 экз.
    • Бухарин Н. Политическая экономия рантье: теория ценности и прибыли австрийской школы
    • Кэллахан Джин Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы. - Челябинск: Социум, 2006.
    • Туган-Барановский М. И. Австрийская школа // Очерки из новейшей истории политической экономии: (Смит, Мальтус, Рикардо, Сисмонди, историческая школа, катедер-социалисты, австрийская школа, Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Прудон, Родбертус, Маркс). - СПб.: Изд. журнала «Мир божий», 1903. - С. 206-224. - X, 434 с.
    • Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: Рынок и предпринимательское творчество. - Челябинск: Социум, 2007. − 202 с − (Серия «Австрийская школа». Вып. 1). − ISBN 978-5-901901-69-4.

(учения К. Менгера, Ф. Визера и О. Бем-Баверка).

Карл Менгер (1840–1921), ученый-экономист с мировым именем, глава «австрийской школы» маржинализма. В 27 лет защитив в Кракове диссертацию, работал в качестве журналиста, затем экономическим обозревателем при правительстве Австрии в Вене. Издание «Оснований политической экономии» послужило рекомендацией для приглашения К. Менгера на преподавательскую работу в Венский университет по дисциплине «политическая экономия».

Вместе со своими коллегами и единомышленниками, которые стали называть себя учениками школы К. Менгера, он создает серьезную «оппозицию» в борьбе с господствовавшими в экономической науке парадигмами классической политической экономии о безусловном приоритете сферы производства и о затратной природе происхождения стоимости (ценности) товара.

Менгер считал, что экономическое поведение определяется существующими у человека потребностями (неудовлетворенными желаниями и стремлениями). Вещи или действия, которые насыщают (удовлетворяют) наши потребности, называются благами. Самые насущные блага – потребительские (блага первого порядка). Блага второго и более высокого порядка используются для производства потребительских благ. Это наделяет производственные ресурсы, идущие на изготовление потребительских благ, ценностью. Данные рассуждения составляют содержание теории вменения австрийской школы.

Полезность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает поэтому все меньшую ценность.

Стремление к обмену наступает тогда, когда блага, которыми располагает некий первый субъект, для него менее желательны, чем для некого второго субъекта. Одновременно второй субъект предпочитает блага первого своим. Т.о. обмен не эквивалентен, а взаимовыгоден. Пропорции взаимного обмена двух благ определяются соотношением их предельных полезностей.

Математическая формулировка положений теории Менгера свела всякую хозяйственную деятельность к задаче на условный экстремум. Всегда ищется максимум (дохода, выпуска) или минимум (издержек) при данном ограниченном объеме ресурсов.

Ойген фон Бем-Баверк (1851–1914) – ученик и последователь К. Менгера. Его главный труд, переве­денный на русский язык, называется «Основы теории ценности хо­зяйственных благ», вышел в свет в 1886 г.

С 1880 по 1889 гг. работал приват-доцентом политической экономии в Венском, а затем профессором в Инсбрукском университетах. С 1905 г. он – профессор Венского университета. Значительный период жизни О.Бем-Баверка был связан со службой в ряде высших государственных инстанций Австрии: он трижды удостаивается поста министра финансов; назначается председателем Верховного апелляционного суда и президентом Академии наук; получает статус пожизненного члена верхней палаты парламента.


Бем-Баверк как и Менгер, считает, что ценность – это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств, в каких он находится (стакан воды у фонтана и в пустыне имеет различную ценность). Абстракт­ную полезность имеют все блага, но квалифицированную полезность, или ценность (стоимость), имеют только ограниченные блага. Такие блага имеют меновую силу в соот­ветствии с тем значением, какое придают благу лица, участвующие в обмене.

Для оценки субъективной полезности Бем-Баверк предлагает использовать шкалу потребностей, упорядоченных по степени их важности для индивида – это потребности, неудовлетворение которых ведет:

Ø к смерти;

Ø к болезни;

Ø к кратким страданиям;

Ø к малым неприятностям.

В «Основах» О. Бем-Баверк приводит абстрактный пример, ставший хрестоматийным, о том, как следует определять суммарную «предельную пользу» находящегося в потреблении человека блага.

Речь идет об одиноком поселенце, который рассчитывает, как употребить запас собранного со своего поля хлеба в количестве пяти мешков. Расчет поселенца таков: первый мешок ему необходим, «чтобы не умереть с голода до следующей жатвы»; второй – чтобы «улучшить свое питание настолько, чтобы сохранить свое здоровье и силы»; третий – чтобы «к хлебной пище прибавить несколько мясной пищи... он предназначает для откармливания птицы»; четвертый – «должен пойти... на приготовление хлебной водки»; пятый – чтобы «употребить его на корм для нескольких штук попугаев, болтовню которых ему нравится слушать».

Чтобы определить, чему равна субъективная ценность одного мешка зерна, надо воспользоваться построенной шкалой и найти предельную полезность одного мешка. В данном случае это полезность последнего пятого мешка.

Итак, предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, какую приносит последняя единица этого блага, удов­летворяющая наименее важную нужду. Чем меньше мешков, тем ценнее последняя единица этого блага. Если отшельник имеет только один мешок, то его ценность равна для него бесконечности, так как от него зависит вся его жизнь.

Анализируя обмен, Бем-Баверк заключает, что «Обмен оказывается экономически воз­можным только между такими двумя лицами, которые определяют ценность предлагаемой для обмена и получаемой в обмен вещи нео­динаковым, даже противоположным образом». Это происходит благодаря разделению труда, т.к. «каждый производитель будет придавать своему собственному продукту незначительную, а чужим продуктам относительно высокую субъективную ценность».

В соответствии с взглядами австрийской школы, благодаря наличию ценности у потребительских благ и процессу вменения образуются оценки производственных ресурсов (факторов производства), формирующие издержки и тем самым ценности и цены. Рассмотрим с этой точки зрения понятие прибыли. Прибыль есть доход минус издержки. Но что именно входит в из­держки?

Если предприниматель сам работает как управляющий, то он экономит на зарплате менеджера. Субъективно он готов включить соответствующую сумму в прибыль, но на самом деле это альтернативные издержки. Аналогично, поскольку он не платит за аренду собственного помещения, то субъективно величину платы он вклю­чает в прибыль, хотя это тоже альтернативные издержки. Если полностью учесть величину всех альтернативных издержек, то в остат­ке получим процент на капитал.

Из этого следует два вывода.

Ø Прибыль на капитал по своей природе является процентом.

Ø Прибыль на ка­питал в условиях равновесия равна нулю, так как процент на капи­тал также относится к альтернативным издержкам.

Возникновение прибыли (процента) на капитал составляет центральную идею «теории ожидания», которая в целостном виде была разработана О. Бем-Баверком в книге «Позитивная теория капитала». Эта теория привлекает читателя формальной идеей отказа происхождения процента на капитал благодаря производительности последнего. По версии автора рабочие, в отличие от капиталистов, недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда. Капиталисты, напротив, предпочитают «окольные», а не «прямые методы» производства, требующие сравнительно большего времени, в течение которого прирост совокупного продукта от воздействия «первичных» факторов производства уменьшается. Таким образом, по Бем-Баверку, в отличие от К.Маркса, не неопределенность денежной «стоимости рабочей силы» создает «прибавочную стоимость» с участием при этом капитала, а наоборот, специфический ресурс «капитал», который участвует в процессе производства во времени, не поддается точному денежному измерению и поэтому в зависимости от размера капитала и продолжительности производственного процесса складывается больший или меньший процент на капитал как заслуга тому, кто позволяет себе подобное «ожидание».

Фридрих фон Визер (1851–1926) – барон, один из ближайших сподвижников К. Менгера. Получив университетское образование, почти целиком посвятил себя научно-исследовательской и преподавательской деятельности. В 1917–1918 гг. был министром торговли (коммерции) Австро-Венгрии. Как и О. Бем-Баверк, он был удостоен чести пожизненного членства в верхней палате парламента.

Пропаганда, совершенствование и популяризация учения «австрийской школы» осуществлялись Ф. Визером во всех его публикациях, включая такие, как: «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Естественная ценность» (1899) и «Теория общественного хозяйства» (1914). К заметным заслугам ученого на поприще экономической науки следует отнести «внедрение» в научный оборот терминов «предельная полезность», «вменение». Субъективное восприятие ценности, цены, издержек производства и прибыли, приоритетное отношение к микроэкономическому анализу, неприятие математических методов решения экономических проблем и другие теоретико-методологические позиции менгеровского учения Ф. Визер воплощал в жизнь с профессорской кафедры на протяжении 42 лет вначале (1884–1902) в Праге, а затем (1903–1926) на унаследованной им кафедре К. Менгера в Вене.

В «Теории общественного хозяйства» Ф. Визер дает обоснование своей концепции частной организации хозяйства. По мнению автора, частная собственность черпает свой смысл из логики хозяйствования. При этом в качестве трех аргументов в пользу такого суждения называются: необходимость бережного отношения к расходованию хозяйственных благ с тем, чтобы охранять свою собственность от других претендентов; важность вопроса о «моем» и «твоем»; правовые гарантии для хозяйственного использования собственности.

Что же касается «социалистических лозунгов» о том, чтобы земля и капитал в качестве вспомогательных средств труда перестали находиться в частной собственности и принадлежали «рабочим, организованным в общественном масштабе», и чтобы доли дохода, приносимые этими факторами, не доставались «нерабочим в качестве личного дохода», то все равно потребуется, утверждает ученый, чтобы эти доли точно рассчитывались «и в социалистической экономике, если эта экономика будет регулироваться планомерно».

Ф. Визер убежден, что теоретическая защита частной собственности «вряд ли имела бы какие-либо шансы на успех», если бы подтвердилось положение о том, что весь доход создается трудом. Он полагает, что общество не должно отклонять право частного владения, в противном случае «очень скоро государство стало бы единственным владельцем всех средств производства, что, однако, ни в коем случае не должно произойти, поскольку оно не в состоянии управлять этими средствами производства также эффективно, как это делают частные лица».

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) - теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики, экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Основные теоретические положения австрийской школы

Особенности австрийской школы:

    Отказ от использования математических методов исследований;

    Субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

    Акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

    Акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории - логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима , «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей - предмет экономического исследования - не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

История развития австрийской школы

Австрийская школа получила своё название от происхождения её основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера, Ойгена фон Бём-Баверка и Людвига фон Мизеса. В число известных экономистов XX века, относимых к Австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт, Мюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек.

Классическая экономическая теория основывалась на трудовой теории стоимости в соответствии с которой стоимость товаров определяется количеством труда, затраченного на его производство. В конце XIX века, однако, внимание экономистов переключилось на теорию предельной полезности. Австрийская школа была одним из трёх источников маржиналистской революции 1870-х, при этом её основной вклад состоял в применении субъективистского подхода к экономике. Вышедшая в 1871 году книга Карла Менгера «Принципы Экономики » стала катализатором развития этого направления. Вокруг Менгера в рамках широкого направления маржинализма сформировалась более узкая школа, получившая название «Психологическая школа», «Венская школа» или «Австрийская школа». Впоследствии Торстейном Вебленом в его работе «Предубеждения экономической науки» (1900) был специально введён термин «неоклассическая экономика», дабы отличить маржинализм в объективистской традиции последователей Альфреда Маршалла от маржинализма Австрийской школы, исповедовавшей субъективистский подход к стоимости.

Австрийская школа оставалась влиятельным направлением экономической мысли в первой половине XX века и какое-то время рассматривалась как неотъемлемая часть экономического мейнстрима. Её вклад в развитие экономической мысли включает неоклассическую теорию стоимости (включая субъективную теорию стоимости), а также осмысление проблемы экономических вычислений и невозможности централизованного планирования в экономике.

Кембриджская школа политэкономии. А.Маршал

В 90 - х годах ХIХ в. в Англии сформировалась так называемая кембриджская экономическая школа, основателем которой был Альфред Маршалл (1842-1924) . Эта школа по своему влиянию на экономическую мысль не уступала австрийской и положила начало так называемое неоклассический направление.

Маршалл одним из первых экономистов предложил заменить понятие "политическая экономия" понятием "экономикс", дал свое определение ее предмета. Экономикс – это наука, которая изучает человечество в его повседневной жизни; она рассматривает ту часть индивидуальных или общественных действий, которая связана с получением и потреблением материальных элементов благосостояния.

Для решения поставленной задачи Маршалл использовал своеобразный метод исследования. Его метод исследования – метод частичного равновесия: в каждой данной ситуации он признает постоянными все элементы, кроме одного и исследует последствия его изменения. Наконец, он попытался сделать политическую экономию математической наукой, но при этом предупреждал, что хорошее математическое изложение экономических явлений может оказаться хорошей математикой, но плохой экономикой.

Центральное место в экономическом учении Маршалла занимает теория цены. Сущность его теории цены заключается в объединении двух групп факторов, влияющих на рыночную цену. С одной стороны, имеется цена спроса, которая формируется под влиянием спроса на товар, определяемого полезностью продукта. Эта группа факторов имеет рыночное происхождение. С другой стороны, есть цена предложения, зависящая от издержек производства, т.е. связана с процессом производства. А средняя цена, по его мнению, есть результат ценообразования, происходящего на рынке.

Из сказанного выше следует, что Маршалл трактовал цены в виде количественных, отношений, в которых товары и деньги обмениваются друг на друга. За этими отношениями не просматривается их внутреннее содержание, т.е. стоимость продукта. Отсюда следует вывод, что Маршалл сконструировал теорию цены без стоимости.

Анализируя факторы, влияющие на величину спроса на товар на рынке Маршалл вывел закон спроса, который рассматривался в курсе политической экономии. Он также одним из первых связал с ценой товара эластичность спроса на него.

Цену предложения, согласно утверждению Маршалла, определяют факторы производства – земля, труд, капитал и организаторские способности. Ее динамика зависит от издержек производства. Однако в отличие от классической политической экономии издержки у него определялся не реальными затратами, а субъективными переживаниями агентов производства. Маршалл сводил издержки производства к комплексу отрицательных эмоций, связанных с расходованием рабочей силы и воздержанием капиталистов. Денежные издержки производства, выступающие в форме цены предложения товара, должны обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений и, следовательно, включать в себя заработную плату и предпринимательский доход.

Итак, в своей теории цены Маршалл динамику спроса объяснял предельной полезностью товара, а динамику предложения – возрастающими издержками производства. Обе эти функции он изображал как связанные между собой две кривые. Цена "равновесия" устанавливается в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения при равенстве спроса и предложения. При установлении цены, замечает Маршалл, спрос и предложение имеют равное значение.

Австрийская школа (англ. Austrian School; также Венская школа, Психологическая школа) - теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма , подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Возникновение австрийской школы

Возникла в Австрии в 80-х гг. XIX в. как реакция на появление 1-го т. «Капитала» К. Маркса , распространение марксистского экономии, учения и рост революционного рабочего движения. Австрийская школа стремилась противопоставить марксизму, системе буржуазной теоретической политэкономии, отвечающую новым задачам буржуазной апологетики. Основателем школы был К. Менгер . В кон. XIX и нач. XX в.в. австрийскую школу возглавляли К. Менгер, Ф. фон Визер , О. Бём-Баверк , Э. Сакс. В 20-е гг. её преемницей стала «молодая австрийская школа», представленна Л. фон Мизесом , Ф. фон Хайеком , Р. Штиглем, О. Моргенштерном, П. Розенштейн-Роданом, Г. Хаберлером, сыгравшими впоследствии видную роль в развитии современной буржуазной политической экономии. Одновременно подобные положения были выдвинуты и развиты У. С. Джевонсом и А. Маршаллом в Англии, Л. Вальрасом в Швейцарии и Дж. Б. Кларком и Э. Селигменом в США.

Методы и взгляды австрийской школы

Методологические принципы австрийской школы были сформулированы в книге К. Менгера «Исследования о методе общественных наук и политической экономии в особенности » (1883) и в памфлете «Ошибки историзма в немецкой политической экономии» (1884). Система теоретических взглядов австрийской школы изложена в книгах К. Менгера «Основания политической экономии» (1871), Э. Бём-Баверка - «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886) и «Капитал и прибыль» (1884-1889), Ф. фон Визера - «О происхождении и основных законах хозяйственной ценности» (1884) и «Естественная ценность» (1889).

Австрийская школа вульгаризировала понятие предмета политической экономии: политэкономия должна изучать не экономические отношения людей, а явления экономической жизни с точки зрения сознания хозяйствующего субъекта. Всё капиталистическое общество, по мнению теоретиков австрийской школы, представляет собой механическую совокупность «хозяйствующих субъектов», связанных только рыночными отношениями. Поэтому задача политэкономии - изучать отношени купли-продажи и на их основе открывать вечные, естественные законы экономического развития общества. Теоретики школы пользовались антинаучным идеалистическим субъективно-психологическим методом.

Австрийская школа разработала теорию предельной полезности благ - субъективно-психологическую теорию ценности и основанную на ней теорию капитала и процента. Основная теория австрийской школы - предельная полезность - рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода. Согласно учению школы, предельной полезностью определяется ценность благ, которая зависит от соотношения запаса этого блага и потребности в нём. Сторонники школы утверждают, что вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага, а при уменьшении запаса они возрастают. Ценность блага якобы зависит от степени насыщения потребности в нём. Уровень предельной полезности вещи зависит также и от её редкости. Из субъективной ценности (предельной полезности) австрийская школа выводит «объективную меновую ценность», из неё - рыночную цену, которая трактуется как равнодействующая субъективных оценок благ покупателями и продавцами. Этот переход от субъективных оценок к реальной цене - наиболее уязвимое место теории предельной полезности вследствие неизмеримости субъективных ощущений и их несопоставимости с объективными стоимостными и денежными величинами. Ни австрийская школа, ни другие буржуазные школы не нашли решений этого основного вопроса.

Главная модель предельной полезности - «шкала Менгера» - представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщени потребности в нём. В этой модели различаются абстрактная полезность различных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т.п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (напр., 1-го, 2-го, 3-го и т.д. килограмма хлеба; 1-й, 2-й, 3-й и т.д. пары обуви), причём виды потребностей располагаются в нисходящем порядке - от более важных к менее важным; внутри же каждого вида благ полезности конкретных единиц данного блага тоже располагаются в нисходящем порядке. Эта модель призвана иллюстрировать оптимальный потребительский выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода, но она не отражает истинных процессов, происходящих на капиталистическом рынке.

Неспособность австрийской школы вывести из субъективной ценности рыночную цену как равнодействующую получила своё выражение и в модели ценообразования Бём-Баверка, построенной по принципу образования равнодействующей оценок различных пар продавцов и покупателей и показывающей, что «высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами». Модель оставляет открытым основной вопрос - обусловленность субъективных оценок и их различий платёжеспособностью покупателей и издержками производства продавцов, т.е. объективными условиями товарного производства, в которых цена определяется не субъективными оценками, а стоимостью товаров. При этом в рыночной конкуренции, вызывающей отклонения цены от стоимости, участвуют все покупатели и продавцы, вследствие чего цена тяготеет не к оценкам их «предельных пар», а к общественно необходимым затратам труда. Только в том случае, если указанные предельные оценки совпадают с уровнем общественно необходимых затрат, они могут соответствовать действительным рыночным ценам. Как и шкала Менгера, модель Бём-Баверка может иллюстрировать индивидуальные мотивы поведения отдельных агентов рынка, но не причины, вызывающие эти мотивы. Никакого самостоят, значения для теории ценообразования обе эти схемы иметь не могут.

Используя субъективно-психологич. теорию ценности, австрийская школа выдвинула буржуазно-апологетическую теорию процента и прибыли, непосредственно противопоставляемую марксистскому учению о прибавочной стоимости. Источник процента усматривается в разнице, возникающей между более высокой субъективной оценкой потребительских благ как благ настоящего и менее высокой оценкой средств производства как благ будущего («благ отдалённого порядка»). Труд рассматривается как благо будущего и поэтому в каждый данный момент он должен оплачиваться ниже ценности его продукта. Также полностью отрицается наличие капиталистической эксплуатации.

Последующей модификацией теории предельной полезности, получившей развитие в Англии, США и др. странах, явилось учение о предельной производительности факторов производства, отрицающее создание прибавочной стоимости трудом и объясняющее прибыль «предельной производительностью капитала» (см. Маржинализм). На основе предельной полезности выдвигается теория благосостояния.

Австрийская школа положила начало применению теории предельной полезности также в построении буржуазной концепций социалистической экономики и планирования. Ф. фон Визер , Й. Шумпетер , рассматривают предельную полезность как чистую экономическую логику и считая её основой для оптимального распределения ресурсов, пытались использовать её для построения теории социалистического хозяйства. Австрийский профессор А. Шеффле, выработавший схему-центр планирующего органа при социализме, считал невозможным применение в социалистической экономике трудовой теории стоимости. Эти взгляды развивают в 60-е г.г. теоретики немарксистского социализма (Р. Кэмпбелл, А. Лернер и др.), утверждающие, что экономическая наука социалистических стран должна перейти на позиции маржинализма.


Л. Б. Альтер.


Добавить в закладки

Добавить комментарии